Если спросить у какого-нибудь человека: «Знаешь ли ты заповеди?» Он ответит: «Знаю. Не укради; не убей; чти отца и матерь…» Вспомнит, что было начертано на каменных скрижалях. Но заповедей очень много. Например, Господь говорит на Тайной вечере: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое, за вас ломимое во оставление грехов». Это — заповедь. «Пийте от Нея вси…» — это заповедь. Любое слово Христово, сказанное в повелительном наклонении, является заповедью для всех, кто верит в Господа. Но вот удивительная заповедь: «Святы будьте, ибо свят Я Господь, Бог ваш»(Лев.19,2). Это пишется в книге Пятикнижия Моисеева, Господь повелевает нам быть святыми. А что такое святость и все ли могут быть святыми? Размышляет священник московского храма Воскресения Словущего протоиерей Андрей ТКАЧЁВ.
Да, друзья мои, все мы должны быть святыми. Апостол Павел говорит эти слова в своём послании, обращаясь к христианам: «избранные Божии, святые и возлюбленные» (Кол.3,12). Некогда вы были чужие Богу, а сегодня вы Богу присные — близкие, родные.
Как стяжается святость? Нет никого из святых людей, кто был бы свят личной святостью. Святость есть подарок Бога человеку. Бог свят по существу, а человек свят по причастию к Богу. Все святые освятились и очистились, и оправдались, и омылись, благодаря близости Господу и союзу с Ним. По причастию получили благодать, но никто из них не гордится, «ибо благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар» (Еф.2,8). Святые угодники Божии прекрасно понимали, что не они являются источником святыни, ибо сами по себе они просто люди, просто плоть и просто кровь, прах и пепел. Пища червям человек без Бога. А с Богом – это сын Божий и наследник вечных благ. Вот и мы с вами должны прекрасно понимать, что мы без Бога никто и ничто, но должны стремиться к святости.
Когда на богослужении преломляются Дары, священник говорит: «Святая святым», то есть Святые Дары святым людям. А кому это? Нам. А мы что, святые? Нет, но Церковь смотрит на нас как на возможных, потенциальных святых. Г.Честертон писал в одном из своих эссе, что демократия верит, что каждый человек должен быть хорошим и честным гражданином, сознательным и просвещённым; а Церковь верит, что каждый человек должен быть святым. Церковь зовёт нас к святости. Причём мы знаем святых, которые были святы от младенчества до самой старости. Например, Иоанн Предтеча – сын святых родителей, святой с детства, святой до смерти. Мы знаем святых, которые были грешными в детстве и юности, зрелом возрасте, а освятились, например, во второй половине своей жизни – как Мария Египетская. Полжизни беззаконий и полжизни тяжелейших подвигов. Мы знаем святых, которые освятились в последние часы своей жизни. Именно последние часы жизни разбойника благоразумного искупили его душу для вечной жизни, открыли ему ворота рая. Разбойничье покаяние рай открыло! Так что мы знаем разных святых.
Мы знаем святых, которые были настолько святы, что родили своей жизнью целую плеяду учеников и сформировали целые христианские цивилизации. Русь, например, стоит на преподобном Сергии Радонежском. Преподобный Сергий настолько велик, настолько глубок, настолько таинственен, настолько широк и тонок, что Русь до сих пор питается его святостью. Сербия хвалится святым Саввой и называет свою Церковь святосавской, потому что Савва был настолько велик, грандиозен в святости, что до сегодняшнего дня уже много столетий Сербская Церковь питается святостью одного человека.
Есть непреложный закон: Богу не нужно много людей, чтобы освятить всех. Нужен один. Миллионы живут ради одного святого человека. Бог находит Авраама, и от него размножает народ. Он ищет Давида, и через него даёт целое богооткровенное учение, заключающееся в Псалтири. Бог призывает князя Владимира и через него приводит к купели Крещения множество славянских племён. То есть Богу нужен один святой человек, который направляет русло жизни в правильную сторону.
Почему мы помним о святых? Мы — должники святых. С одной стороны, мы должны знать как можно больше святых. Зачем?
Отправляясь в дальнюю дорогу, мы ищем телефоны и адреса людей, которые живут в той далёкой стране, в которой мы никогда не были, чтобы, приехав туда, не оказаться никому не нужными. Чтобы, приехав в Австралию или в Южную Африку, мы нашли там для себя кров, одежду, помощь. Точно так же, отправляясь в будущий мир, в пакибытие, в Божие Царство, мы должны как можно больше знать людей, которые уже в том мире живут. Например, святая равноап. Нина, или всеми любимый Николай Чудотворец, или апостолы Пётр и Павел — верховные ученики Врача душ и телес Господа Иисуса Христа. Или, скажем, блаженная Ксения — удивительная в помощи страдалица земная. Или Василий Блаженный, в Москве живший. Это всё жители Небесного Иерусалима. Люди, которые уже живут там, куда нам только предстоит войти. Мы зовём их на помощь, мы общаемся с ними для того, чтобы заручиться их молитвой пред лицом Христа Спасителя, Которого они лицезрят.
Говоря о святости, мы говорим и о том, что смысл этого слова — «отделённый». Святой — это значит «отдельный». Например, есть много-много рядовых дней, а есть святой день, отделённый от остальных, день праздника. Есть много разных мест совершенно обыденных и простых, но есть святое место, куда нельзя войти, например, в грязной одежде, с громким хохотом. Это храм Божий. Чисто оденься, лицо умой, перекрестись, страха Божиего наберись и тихонечко заходи, потому что место это святое. Есть святые одежды, есть святые времена, есть святые даты, есть святые люди. То есть святое — это нечто иное, отделённое.
Господь хочет, чтобы мы отделились от закона греховного. «Изыдите от среды их и отлучитеся… и нечистоте не прикасайтеся, и Аз прииму вы: и буду вам во Отца, и вы будете Мне в сыны и дщери, глаголет Господь вседержитель» (2 Кор.6,17,18). Освятиться — это значит не жить по законам мира сего. Святые — это люди, которые превозмогли законы мирские, которые есть рознь, эгоизм, самоволие, желание славы себе и попрания ближнего. А законы Божии, которые превозмогают законы мира сего, это — Богу слава, ближнему честь, в сердце страх Божий и как можно меньше самоволия, самоугодия, самохвальства. Святые — это люди, которые превозмогли Духом Божиим законы мирские, они жили здесь, но не по-здешнему, не так, как живут дети человеческие, а так, как живут сыны Божии.
Каждому человеку подобает начать знакомство с угодниками Божиими с того святого, имя которого он носит. Вот, допустим, я – Андрей, мне Сам Бог велел знать жития всех святых Андреев, первый из которых — Андрей Первозванный. Где жил, чем прославился, когда пострадал, в чём особенности его жизни. А, кроме этого, ещё недурно было бы узнать про других Андреев, например Андрея Критского, мч. Андрея Боголюбского, прп. Андрея Рублёва и других святых, носивших это имя. Если вы Сергей, Николай, Пётр, Владимир, Наталья, Мария… знакомьтесь с житием святого, именем которого крещены. С этого может начаться ваше духовное возрастание. В день памяти вашего святого вы должны быть в храме Божием, причащаться, исповедоваться. Призывайте своего святого в молитвах. Допустим: «Моли Бога о мне, святителю отче Василие, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей». С этого начинается встреча с небесным миром. Это та точка, где душа человеческая встречается с теми, кто уже на небе живёт.
А вот как ты сам можешь стать святым — это уж Господь подскажет. Либо потратишь имение своё на нищих, либо кровь прольёшь за имя Господне, либо бросишься на защиту ближнего и погибнешь, либо будешь лечить или учить людей, либо иным образом будешь отдавать себя до последней капли на служение Богу и ближнему. И помните слова Господа: «Отступите от среды грешников, к нечистоте не прикасайтесь, и Я приму вас, и вы будете Мне сынами и дочерями, глаголет Господь Вседержитель».
Читала, что при исследовании Евангелия самыми частовстречающимися словами были : " Не бойтесь!"
Эти слово тоже воспринимать как заповедь?!
Многая лета!