Горячие точки истории. Точки, где прямые переламываются и вектор движения изменяется.
Таких точек много. Научные озарения! Решающие битвы! Географические открытия! Архимед кричит «Эврика!». Наполеон говорит «Вперед!». И после совершения событий из этого ряда жизнь мира течет уже иначе. Многое меняется. А у всех этих событий есть конкретное время – год, день, час, минуты. Иногда важны секунды и даже доли их. Как в современном спорте.
Обратим внимание на обращение Савла. Этот, «дышащий угрозами и убийством» человек (См. Деян. 9:1), был найден Господом, как будущий служитель. Он был остановлен на злом пути. Господь разговаривал с этим яростным гонителем, о чем сам Павел после много раз рассказывал перед лицом различных слушателей. Польза от этой встречи неизмерима.
Полмира обошел Павел с проповедью. Остальной мир, если услышал о Христе, то услышал от людей, вдохновленных примером Павла. Но когда же точно встретил Христос будущего ученика, а тогда – яростного врага? Около полудня. Не пропустим эту деталь. Так об этом говорит сам апостол:
«Когда же я был в пути и приближался к Дамаску, около полудня вдруг осиял меня великий свет с неба. Я упал на землю и услышал голос, говоривший мне: Савл, Савл! Что ты гонишь Меня?» (Деян. 22:6-7).
Полдень есть время особое. В псалме 90-м среди искушений, встречающих в течение дня Божьего человека, вспоминается после «стрелы, летящей во дни» и «бес полуденный». В русском переводе – «зараза, опустошающая в полдень» (См. псалом 90, стих 6). Бесом уныния называют некоторые из отцов-аскетов этого беса, искушающего в полдень. Это враг лютый.
В противоположность грязи, липнущей к человеку, полдень отмечен и святыми событиями. В полдень на Кресте повис Искупитель наших грехов – Господь Иисус Христос. В шестой день (в пятницу) и в шестой час (по нашему счету – около полудня) Христос позволил Себя пригвоздить ко Кресту руками людей беззаконных. Об этом говорят тропари шестого часа, особенно часто звучащие во дни Великого Поста. « Иже в шестый день же и час…»
Перед Литургией не зря читают часы третий и шестой. Ни первый, ни девятый в это время не читают. Третий час (соответствующий нашему 9-му часу утра) и шестой (соответствующий полудню) это временные границы и, одновременно, напоминание о священных событиях. Третий час – о Сошествии Святого Духа на апостолов, а шестой – о Крестной муке Христа. Позже 6-го часа, то есть позже 12 часов полдня начинать Литургию нельзя.
Итак, в полдень Господь повис на Древе. Среди ясного дня в зените солнечного диска «от шестого часа тьма была по всей земле до часа девятого» (Мф. 27:45). По нашему счету: от полудня до третьего часа дня. Солнце отказалось светить на это злодеяние. Вселенная страдала вместе со своим Господом. И в это же время потом был обращен к вере и покаянию самый главный, самый важный, самый неутомимый труженик в деле проповеди Святого Евангелия - Павел.
В это же время совершилось и обращение Константина. Император, запретивший преследовать христиан за веру, сделавший воскресенье выходным днем, принесший Церкви отраду свободной жизни, тоже был обращен чудом. И тоже в полдень.
Битва с Максенцием, битва за венец Римского императора предстояла Константину. И накануне сражения Бог явил ему знак. Знак Креста. На небе. Вот, как об этом говорит перед лицом Юлиана Отступника великомученик Артемий Антиохийский:
«Он (Константин) был обращён ко Христу от богов ваших, чрез особое призвание свыше. Об этом ты послушай меня, как свидетеля сего события. Когда мы шли на войну против лютого мучителя и кровожадного Максенция, около полудня явился на небе крест, сиявший ярче солнца, и на том кресте звездами были изображены латинские слова, обещавшие Константину победу. Все мы видели тот крест, явившийся на небе, и прочитали написанное на нём. И ныне в войске есть ещё много старых воинов, которые хорошо помнят то, что ясно видели своими глазами. Разузнай, если хочешь, и ты увидишь, что я говорю правду»
Это событие тоже произошло «около полудня». Очевидно, полуденное время не простое и требует памяти о святых событиях и молитвы. В Церкви этот обычай хранится. Но хорошо хранится лишь то, что понимается. И то, что достойно понимания и памяти, должно распространяться, находя новых учеников и последователей.
Не менее свята и полночь. В это время, заключенный в тюрьме Павел со спутником, поколебал молитвой основания тюрьмы. «Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их. Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебалось основание темницы; тотчас отворились все двери, и у всех узы ослабели» (Деян. 16:25-26). И Давид в псалмах говорит «В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои» (Пс. 118, 62).
По сути, полночь и полдень подобны противоположным точкам окружности. А если окружность (колесо) катится, то противостоящие точки это та, что касается земли, и та, что ей противостоит на самом верху окружности. В жизни это младенчество и старость. Они, как никто противостоят друг другу, но именно между ними есть тайное сродство. Лучше всего это выражено праздником Сретения и его иконами, где старец Симеон принимает на руки Младенца-Мессию. Так же противостоят друг другу богатство и бедность, простота и искушённость.
В жизни отдельного человека полднем может быть краткий период славы, а полночью – гонения и преследования (также временные). И тот, и тот период требует молитвы. Стоит молиться в полдень (это шестой час нашего Часослова). Стоит молиться и в полночь (это полунощница). Вообще стоит молиться и в первый час, и в третий, и в девятый, сделав для себя Часослов понятным и любимым.
Но главное из сказанного, это то, что время не течет ровно и безразлично, словно тихая речка в своем среднем течении. Время иногда ускоряется, спешит, взвивается вихрем. Это тогда, когда совершается нечто очень важное; то, что уже выходит по значению за рамки времени и дерзает коснуться вечности. Об этом потом надо всем помнить. Службы часов, читаемые в монастырях и храмах, именно этой памяти посвящены. И эта память освящает наше одномерное, пресное время, приобщая его к Священной истории.