Уча притчами, Христос приводит одну узнаваемую ситуацию из нашей жизни. У отца было два сына. На призыв поработать в его винограднике один из сыновей легко соглашается, но не исполняет свое обещание. Другой же сначала отказывается, но потом раскаивается и идет, становясь соработником отца. В завершение притчи Христос задает вопрос: «Который из двух исполнил волю отца?» (Мф. 21, 31).
Давайте разберемся, какие духовные законы раскрывает Христос в этой притче. В ней Господь указывает на важность исполнения воли отца, а не на то, кто как откликнулся на его просьбу. Пусть и неосознанно для самого человека, но внутренняя интенция есть в нем всегда: он обращен или к Богу, или в противоположную от Него сторону. Направленность к Господу, стремление исполнить Его волю — это индикатор духовной жизни человека.
Во времена земной жизни Спасителя в образе сына, который только на словах обещал, но на самом деле не исполнил волю отца, фарисеи узнавали себя. Казалось бы, они хорошо знали закон Моисеев и педантично следовали всем его предписаниям, но духа Писания не постигали. Для них тщательное исполнение закона было не выражением почитания Истинного Бога, а средством возвышения над остальными людьми. Они не в Бога богатели (см. Лк. 12, 21), а были заняты приобретением преимуществ для себя. Потому-то Христос говорит фарисеям, что в Царстве Небесном их опередят мытари и блудницы (см. Мф. 21, 31).
Это не значит, что исполнять Закон по букве хуже, чем блудить, обирать или еще как-то грешить. Речь о том, что мытари и блудницы не знали Закона, а потому и не исполняли его, но услышав обращенное к ним слово Христово, приняли его как главное руководство в жизни. И это изменило, преобразило через покаяние многих из них. В Евангелии есть тому примеры: жена-грешница стала верной последовательницей Христа, мытарь Закхей увидел Господа и мгновенно прозрел, осознав, как бессмысленно было его неправедное накопление, другой мытарь — Матфей, оставил свое стяжание и стал учеником и апостолом Христа.
В то же время знатоки Писания упорно отвергали Господа. В Иисусе Христе они не распознали Законодателя, чей закон они якобы чтили. Самые грозные слова и обличения Спаситель обращает именно к ним, к представителям интеллектуальной и духовной элиты богоизбранного народа, потому что они были поражены трудноизлечимой болезнью — лицемерием (ханжеством, криводушием, притворством, фальшью). Украшенными гробами, наполненными гнилью, назвал их Христос (см. Мф. 23, 27).
Блудники и мытари страдали иного рода пороками, с виду гораздо более безобразными, чем грех книжников и фарисеев. Но явные грешники смогли расслышать Христа и поверить Ему, смогли возненавидеть свою жизнь ради спасения души (ср. Лк. 14, 26). А мнимые праведники продолжали цепляться за свой имидж, украшать крышку гроба, не обращая внимания на гниющего в нем мертвеца (см. Мф. 8, 22), — так вслед за Христом святые отцы назвали человеческую душу, погрязшую в грехах и страстях.
Сегодня человек, размышляя над этой притчей, может признать: «Я и отпетый грешник, наподобие мытарей и блудниц, и мнимый праведник, как фарисеи. Все перемешано в моей душе. Вижу себя среди тех и других!». Кого же в наше время следует подразумевать под каждым из сыновей, упоминаемых в притче?
В толковании святых отцов эта притча обращена к тем христианам, которые целиком надеются на свою принадлежность к Церкви и не прилагают собственных усилий для усвоения спасения, дарованного Христом. Преподобный Максим Исповедник предупреждал, что слова Спасителя адресованы нам, «нынешним фарисеям». Не окружение созидает вечную участь человека, а его свободный внутренний выбор. Ни среда, ни эпоха, ни какие-либо другие внешние факторы в данном случае не играют никакой роли. Декорации, антураж, костюмы — все меняется, а проблема «номер один» остается: как человек самоопределяется перед лицом Бога.
Нынешние фарисеи не отрицают Христа. Да и евангельские фарисеи формально не отвергали Господа, они просто Его не узнали. Из Писания им было известно, что грядет Мессия, и они ожидали Его, заранее определив, что Он должен сделать для Израиля и лично для них. Так и сейчас можно считать себя верующим во Христа, но принимать вместо реального Бога вымышленное божество и служить (отдавать все силы и все время) созданному для себя идолу, то есть быть по существу язычником, называя себя православным.
В притче под образом сына, который мнимо уважил отца, подразумеваются формальные христиане, которые внешне, на словах принимают Христа, но на деле не хотят тратить свое время и силы на следование Его воле. Что-то они могут и делать — нечто привычное, не составляющее для них особого труда. Но от них нельзя ожидать серьезных шагов по изменению своей души, самопожертвования, решимости отказаться от каких-либо своих интересов ради помощи другим людям.
Отказавший, но раскаявшийся сын, на деле исполнивший отцовскую волю — это образ человека, который может пребывать еще вне Церкви и даже сомневаться в истинности христианского учения, но иметь внутреннюю готовность решительно последовать воле Божией, как только она ему откроется, подобно благоразумному разбойнику. Он действительно был грешником, но имел правильный душевный настрой. Благодаря этому в наступивший «момент икс» он выбрал Бога совершенно бескорыстно, не ради чудес или избавления от мучений, а только потому, что увидел во Христе Истину и на пороге смерти ожил душой.
Современным христианам доступны и молитва, и благодатные таинства Церкви, и сокровища святоотеческой мысли, но многие из крещеных так и не познали Истину сердцем (ср. Мф. 13, 15), по своей воле оставаясь духовно безжизненными. Ведь не словами, а делами определяется то, что человек действительно хочет иметь в своей жизни: стремится ли он к единству с Богом или погрязает в житейских заботах, ищет ли спасения души или отправляется на поиски славы и удовольствия.