В притче Христа о двух сыновьях второй сын, который на словах был послушен отцу, говорил все правильно. Но когда дело дошло до конкретных поступков, обнаружилось, что он ничего не сделал.Первый сын сначала не захотел выполнить волю отца и искренне признался в этом. Но как только он понял, что надо проявить послушание, то пошел и выполнил работу, о которой просил отец, без лишних слов.
В образах двух сыновей можно увидеть два кардинально различных типа людей: одни говорят то, что от них хотят услышать, пусть это и расходится с реальностью; у других слова и поступки отражают их сущность. Отличие между сыновьями в разнице между «казаться» и «быть».
У одного сына на первом месте имидж — та личина, маска, которую он надевает для достижения своих целей. Такому человеку важно, как окружающие воспринимают его образ, что о нем говорят. Желая произвести нужное ему впечатление на окружающих, человек использует подходящие слова и лозунги, как опытный жонглер. Он не обращает внимания на то, что творится в его душе. Ему неинтересно знать, что он собой представляет на самом деле.
Для другого сына главное — быть честным, а не то, что о нем подумают другие. Он открыто выказал отцу свое нежелание и поэтому смог осознать свою неправоту. Когда же он одумался, то сразу исправился на деле — пошел трудиться в отцовский виноградник. Здесь речь идет о приоритете дел над словами. Сын даже не заботится, похвалит его отец или нет. Ему важна суть вещей.
Несмотря на то, что поначалу оба сына не выполняют просьбу отца, он не гневается на них, не пытается принудить их силой выполнить свою волю, но дает им время и свободу передумать, исправиться. Господь, Который в притче подразумевается под образом отца, дает такую же свободу всем Своим детям. Бог говорит каждому из нас: «Пойди сегодня работай в винограднике Моем (Мф. 21, 28). Пойди, пока еще не поздно, пока не окончена твоя жизнь, пока душа не разлучена с телом, и для тебя еще существует это понятие – “сегодня”».
Неслучайно отец говорит о работе именно в его винограднике. Действительно, все в этом мире принадлежит Богу, Он — Творец и Владелец всего сущего. А человек — лишь пользователь, распорядитель, менеджер. Он поставлен Богом управлять окружающими вещами, процессами и своей собственной душой. Управление должно быть максимально эффективным, приносить прибыль Владельцу. Человек обязан правильно использовать все доверенные ему блага, главное из которых — его собственная жизнь, потому что все они доверены ему на правах временного пользования, но не принадлежат на правах собственности.
Сегодня, то есть в настоящей жизни, человек сам выбирает, как распорядиться полученными дарами. Он либо пользуется ими только для себя и не приносит истинному Собственнику никакого прибытка, либо использует их с умом, для получения духовной прибыли, запасает сокровища для Неба, понимая, что переселение туда неизбежно. Это и есть та работа в винограднике Божием, к которой призывает Господь каждого из нас, другой Ему не надо.
Если человек старается исполнить волю Божию в своей жизни, он находит для этого пути и способы. Он усмиряет то и дело вспыхивающие в душе страсти, укоряет себя, а не других, творит добрые дела ради Христа: работает втайне над очищением своей души и совершает благие поступки, которые нельзя скрыть от окружающих. Ибо воля Божия состоит не в том, чтобы мы говорили правильные, но пустые слова, подобно сыну из притчи, который не прекословил отцу, но при этом ничего не делал. Бог ждет от нас того, что нужно в этой жизни: исполнения Христовых заповедей.
Христианин знает их и трудится над их претворением в жизнь, познавая через это себя, свою немощь, учится не оправдываться «плохими» обстоятельствами или людьми, но искать подкрепления у Бога. В этих подвижнических трудах человеку открывается не только собственная реальная сущность, но и Сам Христос — Его любовь, милосердие, чуткость к кающемуся грешнику. Человек на деле познает, что Господь вовсе не где-то далеко, на небе, и до Него не докричаться, но Он всегда рядом.
Более того, если человек захочет, он может стать единым с Богом, как апостол Павел, который говорил о себе: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20). Эти слова в интерпретации святителя Иоанна Златоуста означают: «Я ничего не делаю, что не угодно Христу». Стоит потратить полученные от Бога дары на достижение такой жизненной цели! И заняться этим надо немедленно, «сегодня».
Понимая, как драгоценно и невосполнимо время земной жизни, как оно скоротечно, один подвижник постоянно повторял: «А тем ли я занимаюсь?», ограждая себя от пустых слов и ненужных, неполезных дел, от того, что не пригодится в вечности.
Каждый из нас находится в завидном положении, потому что еще жив, не разлучён со своим телом, и может прямо «сегодня» начать исправлять свои мысли и поступки, как это сделал один из сыновей отца в притче.