Главное в деле привития целомудрия – личность учителя. Если он не дорожит собственной семьей, если он не любит самого слова «целомудрие», то никакие, даже самые прекрасные учебники не помогут. Если урок преподает женщина, которая исполнена веры к Богу и верности мужу, если она чистоплотна, если чадородие для нее не проклятие, а благословение, то, конечно, же самый облик ее будет, словно магнит, притягивать к себе даже распущенных детей, не получивших то, что нужно, дома. Но личность, поведение, вкусы ребенка формирует главным образом семья.
По существу, только тогда, когда мы приведем родителей на первую исповедь, когда они покаются в грехах своей юности и получат правильное представление о родовой жизни человека… можно будет о чем-то говорить, за что-то бороться. Ибо все эти программы, в том числе и «сексуального просвещения» детей, распространяются в России, как вирус, именно потому, что почва – благоприятна. Трупный запашок сладострастия витает сегодня над нашими домами, а сама святая область чадородия, супружеской жизни превращена у самых, кажется, благонамеренных людей в разврат.
Итак, одно из первых дел – просвещение родителей через педагога-христианина. Пусть же каждый осознает себя подвижником на этом поприще.
Мы должны, конечно, сколько то будет в наших силах, соблюдать детей от развращающих зрелищ. Но главное, мы должны привить детям нравственные идеалы, которые и станут противоядием от растления. Если нет идеалов и сопряженного с ними героизма, романтики, души наших детей увядают. Они ищут романтику там, где ее быть не может, – в бандитизме. Задача из задач педагога – воскресить Идеал, зажечь им юные души.
Когда меня приглашают в школы к старшеклассникам, родители которых не знают нравственного идеала, я думаю, с чего начать, чем закончить. Сорок пять минут времени, а впереди – вечность… Чаще всего я выбираю рассказ о святой Елисавете Феодоровне. Вот это – идеал: красивейшая женщина Европы, целомудрие которой сделало ее белым ангелом России! Если вам дано раскрыть этот идеал, если вам дано вложить мысль об этой нравственной красоте в сердца детей, то вы, учитель, достигли победы, первой победы. Чем же должен заниматься педагог, которому платят зарплату? Он должен сам, живя чисто, честно и свято, каждый раз на своих уроках приближаться к этому идеалу и приближать к нему людей, вверивших ему маленьких детей. А это и есть слово жизни, это и есть урок нравственности. Средства колоссальны: книги, фильмы, прекрасная музыка. Маленький секрет: если вы не уверены в победе над детской дуростью на уроке по нравственному воспитанию, начните говорить, включив за спиной магнитофон или поставив пластинку с музыкой Вивальди или Моцарта. На этом фоне можете говорить смело: стопроцентное внимание! Даже «едкие металлисты» умиляются, душой мягчеют.
Дети не любят обыденщины – им необходим нравственный подвиг. Самое страшное, когда детям на уроке скучно. А чтобы не было скучно, должна быть борьба. Покажите детям, как мучительно трудно стяжать нравственную чистоту, какой это кровавый подвиг! Напрасно Рахметов лежал на гвоздях, ведь целомудрия-то он не имел. К тому же Чернышевский пишет, что его герой не мог думать, размышлять, предварительно не накурившись. И Дзержинский в этом смысле выше Рахметова не поднялся. А вы почитайте детям жития святых, да без купюр, и они поймут, о чем идет речь. Святой Моисей Угрин, молодой, красивый, попал в плен к гордой полячке. Она посадила его в замок, окружила роскошной обстановкой, всячески соблазняя на грех. Вы почитайте детям о том, как он сопротивлялся блудной женщине и ради чего… Вот на чем нужно воспитывать детей, это живые образы! Живая речь, живой подвиг, страдание и венец чистоты… Дети слушают так, что внимания не надо подхлестывать. А дидактического материала для педагогов хоть отбавляй.
…Тот, кто решил осквернить наших самых маленьких, самых беззащитных, пусть услышит грозное предупреждение: Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною (Откр. 22:12).
Главный вопрос сегодня: «С кем ты будешь, педагог?» Пусть сегодня «сексуальная» кампания не возымеет успеха, но через три года опять придут ее глашатаи, ведь телевидение продолжает свою «адову работу». С кем ты будешь, педагог? Что ты вручишь своему питомцу – свечу или запечатанный в целлофан презерватив? Предпримешь ли жертвенные усилия, чтобы спасти души малых, или позволишь соединить школу с публичным домом?
В прошлом учитель истории и обществознания