С кем ты, учитель?

    

Главное в деле привития целомудрия – личность учителя. Если он не дорожит собственной семьей, если он не любит самого слова «целомудрие», то никакие, даже самые прекрасные учебники не помогут. Если урок преподает женщина, которая исполнена веры к Богу и верности мужу, если она чистоплотна, если чадородие для нее не проклятие, а благословение, то, конечно, же самый облик ее будет, словно магнит, притягивать к себе даже распущенных детей, не получивших то, что нужно, дома. Но личность, поведение, вкусы ребенка формирует главным образом семья.

По существу, только тогда, когда мы приведем родителей на первую исповедь, когда они покаются в грехах своей юности и получат правильное представление о родовой жизни человека… можно будет о чем-то говорить, за что-то бороться. Ибо все эти программы, в том числе и «сексуального просвещения» детей, распространяются в России, как вирус, именно потому, что почва – благоприятна. Трупный запашок сладострастия витает сегодня над нашими домами, а сама святая область чадородия, супружеской жизни превращена у самых, кажется, благонамеренных людей в разврат.

Православный урок в общеобразовательной школе Православный урок в общеобразовательной школе
    

Итак, одно из первых дел – просвещение родителей через педагога-христианина. Пусть же каждый осознает себя подвижником на этом поприще.

Мы должны, конечно, сколько то будет в наших силах, соблюдать детей от развращающих зрелищ. Но главное, мы должны привить детям нравственные идеалы, которые и станут противоядием от растления. Если нет идеалов и сопряженного с ними героизма, романтики, души наших детей увядают. Они ищут романтику там, где ее быть не может, – в бандитизме. Задача из задач педагога – воскресить Идеал, зажечь им юные души.

Когда меня приглашают в школы к старшеклассникам, родители которых не знают нравственного идеала, я думаю, с чего начать, чем закончить. Сорок пять минут времени, а впереди – вечность… Чаще всего я выбираю рассказ о святой Елисавете Феодоровне. Вот это – идеал: красивейшая женщина Европы, целомудрие которой сделало ее белым ангелом России! Если вам дано раскрыть этот идеал, если вам дано вложить мысль об этой нравственной красоте в сердца детей, то вы, учитель, достигли победы, первой победы. Чем же должен заниматься педагог, которому платят зарплату? Он должен сам, живя чисто, честно и свято, каждый раз на своих уроках приближаться к этому идеалу и приближать к нему людей, вверивших ему маленьких детей. А это и есть слово жизни, это и есть урок нравственности. Средства колоссальны: книги, фильмы, прекрасная музыка. Маленький секрет: если вы не уверены в победе над детской дуростью на уроке по нравственному воспитанию, начните говорить, включив за спиной магнитофон или поставив пластинку с музыкой Вивальди или Моцарта. На этом фоне можете говорить смело: стопроцентное внимание! Даже «едкие металлисты» умиляются, душой мягчеют.

Протоиерей Артемий Владимиров Протоиерей Артемий Владимиров
    

Дети не любят обыденщины – им необходим нравственный подвиг. Самое страшное, когда детям на уроке скучно. А чтобы не было скучно, должна быть борьба. Покажите детям, как мучительно трудно стяжать нравственную чистоту, какой это кровавый подвиг! Напрасно Рахметов лежал на гвоздях, ведь целомудрия-то он не имел. К тому же Чернышевский пишет, что его герой не мог думать, размышлять, предварительно не накурившись. И Дзержинский в этом смысле выше Рахметова не поднялся. А вы почитайте детям жития святых, да без купюр, и они поймут, о чем идет речь. Святой Моисей Угрин, молодой, красивый, попал в плен к гордой полячке. Она посадила его в замок, окружила роскошной обстановкой, всячески соблазняя на грех. Вы почитайте детям о том, как он сопротивлялся блудной женщине и ради чего… Вот на чем нужно воспитывать детей, это живые образы! Живая речь, живой подвиг, страдание и венец чистоты… Дети слушают так, что внимания не надо подхлестывать. А дидактического материала для педагогов хоть отбавляй.

…Тот, кто решил осквернить наших самых маленьких, самых беззащитных, пусть услышит грозное предупреждение: Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною (Откр. 22:12).

Главный вопрос сегодня: «С кем ты будешь, педагог?» Пусть сегодня «сексуальная» кампания не возымеет успеха, но через три года опять придут ее глашатаи, ведь телевидение продолжает свою «адову работу». С кем ты будешь, педагог? Что ты вручишь своему питомцу – свечу или запечатанный в целлофан презерватив? Предпримешь ли жертвенные усилия, чтобы спасти души малых, или позволишь соединить школу с публичным домом?

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
иерей Олег10 сентября 2018, 16:05
Работа в школе - каторжный и неблагодарный труд. Учитель - забитый, несчастный человек об которого вытирают ноги абсолютно все! Заниматься своей, нет никакой возможности. Мужчины из школы бегут при любой возможности. О каком нравственном воспитание может идти речь?
В прошлом учитель истории и обществознания
Марина12 сентября 2017, 13:10
Дорогой батюшка, так хорошо написали и интересно! Вы, конечно, правы во всём. Только вот наш российский учитель сам глубоко несчастен, беден и забит. Нести нравственный идеал получается у единиц. Многие скатываются к зарабатыванию денег на репетиторстве (на уроке преподают плохо, а хорошо "разжёвывают" только избранным и за деньги, а зачастую просто ставят хорошие оценки). Ребёнок видит в школе товарно-денежные отношения, а вовсе не любовь и нравственность. Причем предприимчивость самого ребёнка в школе часто бывает наказуема. Так что это уже к вопросу о справедливости. Но, конечно, хотелось бы видеть в наших школах таких учителей, о которых вы говорите.
Учитель11 сентября 2017, 13:54
Статья никакого отношения к реальности не имеет, учитель самое бесправное звено в школе, он виноват всегда и во всем , родители,администрация,дети- все имеют права, учитель-нет. Не благодарный,каторжный труд за копейки и горы,горы бумажной работы. А какой семье может идти речь?! Уходишь на работу в 7 утра возвращаешься в 8 вечера,приходишь домой и занимаешься работой: поурочные планы, тетради, контрольные и так 6 дней в неделю. Большинство женщин, работающих в школе разведены или одиноки.
АлександрГ. 10 сентября 2017, 20:30
"Но я другому отдана, и буду век ему верна". Интересно, а сейчас в школах ученики учат наизусть письмо Татьяны, Евгению Онегину? Спасибо, Вам отец Артемий за статью. Но мне думается, что воспитание учеников начинается с педагогических ВУЗов, в которых обучаются будущие педагоги. И еще, педагог должен стать снова уважаемым человеком. Не "поставщиком услуг", а именно учителем. Это глубочайшее заблуждение, предыдущего периода образовательных реформ, должно быть вырвано с корнем из сознания общества.
Ольга10 сентября 2017, 10:46
Низкий Вам поклон, батюшка Артемий!
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×