Я всегда думала, что любое злоупотребление как таковое предосудительно, а если оно еще и направлено против детей, мне это казалось просто зверством. Как вообще можно понять зло, причиняемое собственным детям? Какое объяснение этому можно найти? Бескультурье? Равнодушие? Невежество? Перегруженность делами?.. Но насколько приемлемы такие объяснения? Что может быть важнее моего ребенка? Это вообще нормально, чтобы имелись такие причины?
И я спрашиваю себя: а встречается ли еще сегодня осознанное воспитание как таковое, или мы просто бросаем своих детей в этот мощный водоворот, в котором весь мир хаотически несется в никуда… а в действительности туда, куда его уносит течение? Воспитываем ли мы их так, как диктует нам время, в которое живем, или же мы проводим осознанное воспитание, беря ответственность на себя, и если нужно (а почему бы нет?), то и идя против течения? Другими словами, воспитываем ли мы своих детей для жизни в миру или воспитываем их для Жизни? А если воспитываем их для жизни в миру, то есть предпочитаем бросать их в бурлящие волны, то к чему придут наши дети?
Кокетство или…?
В последнее время я всё чаще содрогаюсь, глядя на похотливые вихляния бедрами маленьких девочек детсадовского возраста или чуть старше, на глазки, еще сияющие невинностью, свойственной детскому возрасту, но замазанные тяжелым слоем грима и тушью для ресниц, на нежные, пухленькие ручонки двух-трехлетних малышек, накрашенные заботливыми матерями лаком для ногтей, увешанные кольцами, браслетами… И всё под предлогом невинного: «Да что она еще понимает!», «Но ей ведь тоже хочется быть красавицей!»
Вот именно. Что она еще понимает, мама? Ты хоть раз остановилась, чтобы спросить себя об этом? Что может понимать твоя малышка кроме того, что передаешь ей ты? А ты сама часто задумываешься о том, чему ты учишь свою маленькую девочку?
Я знаю, что ты вечно занята, у тебя всегда дела. И должна же ты как-то компенсировать ей всё то время, которое проводишь вдали от нее и которое вы обе переживаете так мучительно больно – пусть ты и перегружаешь себя делами сверх меры, чтобы забыть о ней, а она загружена всевозможными занятиями, конечно же, как можно более «развивающими». И все-таки нам следует задуматься о том, что такая компенсация в какой-то момент выстрелит и ударит по нам очень больно. Потому что это ее состояние, может, уже стало первым шагом в той веренице этапов, через которые твоя девочка пройдет по пути своего превращения в сексуальный объект.
Я знаю, ты думаешь: «А что такого, если девочка растет как маленькая барышня-кокетка? Все барышни должны быть элегантными и кокетливыми. Это же в природе женщин – быть такими!» Подобный менталитет стал в наше время общераспространенным. Этот менталитет некоторым образом проистекает из естественного тяготения женщины к прекрасному, к тому, что обостряет ее чувствительность, к изысканности и элегантности, однако от всего этого до превращения девочки в женщину с детским телом… всё же далеко.
Покупая малышке «детскую» косметику, мама учит ее: ты – объект, экспонат и должна выставлять себя напоказ
Не секрет, что вся косметическая продукция довольно агрессивна даже для весьма немолодой кожи той возрастной группы, которой предназначена, а для детей она просто разрушительна. Однако производитель косметики, разумеется, постарался ответить на запросы рынка и выпустил гамму продукции, предназначенной исключительно для девочек, и не обязательно ставших подростками, – продукции, которую преподносят как безопасную для здоровья наших детей. Но за видимой стороной этой ситуации разворачивается настоящая трагедия. Речь идет о чудовище, которое порождается этим, назовем его так, актом ложной свободы, – о женщине с телом ребенка, с душой ребенка, с умом ребенка. О крошечке, которая в свои два-три годика уже получает первый урок о себе как о женщине-объекте, которая «должна» выставлять себя на витрине мира в качестве «экспоната», к которому все подходят, выбирают, используют, возвращают назад и идут дальше.
Хотя она и находится в том возрасте, когда могла бы самозабвенно радоваться цветам, украшающим землю своими бесчисленными оттенками красок, птицам, соединяющим землю с небом, облакам, образующимся в вышине, но она научена высоко ценить только искусственную красоту, красоту, которая выставляет напоказ тело и закапывает в могилу душу. Другими словами, ей неправильно преподается урок красоты.
Вы спросите, а какая ей польза от того, что она смотрела бы на красоту мира, любовалась бы изумительными оттенками цветов на лугу, например, или просто восхитительными «живописными шедеврами», украшающими и самых маленьких букашек и птичек? Такая, что она поняла бы тогда: каждому дана та красота, которая больше всего ему подходит. И когда она вступила бы в столь трудный подростковый возраст, она уже не комплексовала бы оттого, что выглядит не по стандартам, навязываемым миром, в котором живет. А ведь из-за этих комплексов наши девочки совершают массу ошибок, начиная с наименее агрессивных (поскольку «безвредными» их назвать нельзя), таких, например, как лишняя серьга в ухе или радикальное средство для похудения, до вполне агрессивных, каковы первая половая связь с первым попавшимся мальчиком, обратившим на нее внимание, или даже самоубийство.
А с чего всё началось? С того, что, накладывая ей на лицо косметику, завивая локоны или намазывая ей ноготочки лаком, мы научили ее, что ей необходимо что-то другое – большее, чем она получила при рождении, – чтобы быть красивой. И напрасно мы будем говорить ей впоследствии, что она красива такая, какая она есть, что ей достаточно улыбаться, чтобы украсить жизнь мальчика, которого она любит. Она этому уже не поверит.
Да и мальчик уже не будет довольствоваться этим. Он тоже научился тому, что необходимо нечто гораздо большее, чем природная красота, чтобы ему понравилась девочка. Не чтобы ее любить. Любовь… это уже тот урок, который нам редко удается увидеть преподаваемым по-настоящему.
Одеваться, чтобы показывать наготу
Другой ошибочный шаг, ведущий к уничтожению собственного ребенка и превращению его в объект, – это неправильный выбор одежды. Все мы знакомы с одеждой, которая скорее открывает, чем прикрывает. Некоторым людям просто неловко видеть в общественных местах такую одежду даже на взрослых, не говоря уже о маленьких девочках.
На днях, проезжая через перекресток, я не могла не заметить взгляда, каким один мужчина в возрасте (я специально не использую слово «господин», поскольку отказываюсь применять к кому попало то, что представляется мне едва ли не благородным титулом) провожал барышню, которая, конечно же, не была взрослой. Она томно вышагивала в донельзя коротких штанах, хоть и с высокой талией – последний крик моды уходящего лета, – и в топике, тоже донельзя коротком. А он пожирал ее глазами. Потрясающе! Чей-то дед пожирает глазами чью-то внучку.
Он знает, вероятно, от «великого мастера» – СМИ, что ему позволено всё. Всё что угодно. Независимо от возраста, социального положения, отношений между людьми. А она знает, что она экспонат, что это чудесно – быть экспонатом, потому что все девушки, все звезды таковы, и даже ее собственная мать – высший образец для нее – тоже экспонат. Хоть эта мать и знает, даже инстинктивно, что, как говорят специалисты (делая убогую реминисценцию сверхъестественного откровения, добавлю я), «родитель, не следящий за тем, как он выглядит в глазах ребенка, собственными руками разрушает свой пьедестал»[1]. Ведь, невзирая на свою бунтарски вызывающую позицию, демонстрируемую в подростковом возрасте, «ребенок наделяет своего родителя определенной сакральностью»[2], которую нам было бы хорошо не разрушать, а позволить ему сохранить в своих воспоминаниях не обезображенной икону собственных родителей. С годами она будет служить для него важным ориентиром, когда ему, что совершенно справедливо, будет казаться, что он живет в мире, не имеющем ориентиров.
Ассоциировать сексуальность с возрастом детства – сегодня уже норма, обычное дело
Бывают, однако, ситуации, когда мать, сама не носящая одежду ультрасовременного стиля, поощряет свою дочь в этом направлении, покупая ей провоцирующую одежду уже вместе с первым лаком для ногтей, то есть очень рано. Так, я была поражена, увидев на пляже девочек в стрингах. Я всегда считала, что ассоциировать сексуальность с возрастом детства – это абсолютно гротескно. И сегодня помню, с каким ужасом читала «Лолиту», поскольку это нужно было для школы (к слову сказать, как «вдохновенно» подходят некоторые преподаватели к подбору списка произведений для обязательного чтения...). Тогда я успокоилась мыслью, что это всего лишь литература, но и сейчас не вижу, какую пользу может доставить душе подобная литература, которая меня, едва достигшую возраста совершеннолетия, травмировала душевно на долгое время.
А сегодня я переживаю время, которого и в страшном сне не могла себе представить. Время, когда двухлетние младеницы носят стринги в общественных местах в присутствии своих родителей, насколько безмозглых, настолько же и гордых той «свободой», которую они демонстрируют. Время, когда у 11-летних девочек имеется своя линейка интимного белья в таких престижных фирмах, как Victoria’s Secret или Kohl’s, в том числе лифчики пуш-ап[3], крайне соблазнительные, хотя и числятся в разделе «первый лифчик» («first bra»).
«Какая нужда показывать свою грудь в возрасте, когда девочка едва только начинает развиваться? Ответ тот, что быть ребенком – это уже не допустимый предлог к тому, чтобы не быть сексуализированным»[4]. И вот матери, отправившись вместе со своими девочками за покупками, идут на этот «маленький компромисс» в одежде – а на самом деле это еще один, новый маленький компромисс, который, вкупе со всем прочим, ускоряет необратимое превращение девочек в объекты.
И я задаюсь вопросом: но разве, одевая свою девчушку как соблазнительную женщину, хотя она всего лишь ребенок, я не даю ей опасного урока о педофилии? Не говорю ей, что это нормально, чтобы на тебя с вожделением смотрел очень взрослый мужчина, который годится тебе по меньшей мере в отцы, если не в дедушки?
Лично я не хочу брать на себя этих рисков, несмотря на все упреки, которые посыплются на меня от родителей с более «открытым умом» (каким умом?!): а именно, что я готовлю своих детей к жизни не в реальном мире, а в утопическом.
Ангелы с подрубленными крыльями
Меня всё больше угнетает мир, где ангелам не позволяют отращивать крыльев. В мире девочек с ресницами, отяжелевшими от грима, в интимном нижнем белье, которое еще 20 лет назад заставило бы покраснеть и взрослую женщину. В мире маленьких девочек, прижимающих к груди кукол с внешностью проституток[5], которые учат их не быть мамами, как учили нас наши пластмассовые или тряпичные пупсики, а вести себя как взрослые женщины, одеваться так, чтобы их тела были притягательными для взрослых мужчин (и Боже упаси нас жить в мире, где это считается нормальным), быть настолько занятыми своим физическим видом, что это означает преждевременную демонстрацию своей сексуальности.
И да – я буду продолжать растить своих девочек для «утопического мира». И не только своих, но и девочек своих друзей. И своих учениц. Я хочу всех их вырастить для Горнего мира, для Жизни, а не для жизни в этом мире. А если я ращу их для Горнего мира, то надо дать их крыльям расти, чтобы они могли летать.
И если бы мы все растили своих младенцев как для Горнего мира, если бы все ангелы, которых Бог оставил жить среди нас, сохранили свои крылья неизувеченными, тогда, может, нам удалось бы свести Горний мир на землю и мы могли бы жить и воспитывать их для Жизни «яко на небеси, и на земли».
С любовью и заботой о наших ангелах,
Абсолютно верно. Одевать маленьких девочек так, как показано на фото, идти против человеческой природы - это действительно зверство. Но и звери не поступают так со своими детьми. Почему взрослые калечат детей таким образом? Этот вопиющий грех должен быть назван своим именем; это надо заклеймить предельно жестко.
К сожалению, оппоненты до сих пор не могут успокоиться, продолжая поучать и осуждать лично Иоанну, чего она ни разу себе не позволила. Еще и поправлять ее за то, что "не так попросила прощения". Действительно, как важно, чтобы последнее слово осталось за собой, таким любимым и правильным.
А как интересно читать комментарии - такие "православные", такие "любящие", такие "тонкие и тактичные"!
П.С. Мне вот кажется что последнее слово как раз вам очень хочется за собой оставить уважаемые Арина и Иоанна (кстати, вы случайно не одно и тоже лицо?). Простите.
Вообще удивляет тенденция цепляния друг к другу, навешивания ярлыков лично на человека (я вот теперь фарисей, оказывается)), подискивания под слова и обвинения вкупе с осуждением тоже конкретно в адрес человека, желание подловить на слове. Мелко и некрасиво.
Н.А. пишет:
"Алла, а вы что-нибудь читали о страстях? Об очищении сердца от них? О спасении души вообще? Если священники не делают вам (нам) замечаний, то это по снисхождению к вашей (нашей) немощи, а не потому, что вы (мы) делаете (делаем) правильно. Думаю, Раиса права."// В чём права? В своих бесконечных обличениях, что все вокруг неправославные? Она это пишет чуть не под каждой статьей. Макияж не относится к грехам, посему и не собираюсь я с этим бороться. Пока я молода и красива, я хочу быть молодой и красивой, а не серой мышью. //"Внешнее декорирование (если речь не идёт об исправлении приобретённых дефектов) – форма богоборчества, по сути"// Извините, но это просто смешно.
///////
Да нет, как раз договориться и не можем. На разных языках говорим. Вы пропустили важную деталь: не просто „благочестивый“, а „подчеркнуто благочестивый“, „нарочито благочестивый“ и – „для храма“. Не чувствуете разницу? Подчеркнуть свое благочестие, показать свою православность, а вот эти – им не дано быть православными, у них вера без сердца, у них нет благоговения, они о страстях ничего не читали, они, они, они…. Вы таких не встречали? Что касается меня, то я за благочестивый вид для храма, пристойный, уместный. Вы, кажется, не поняли о чем речь. Поэтому давайте вовремя закруглим обсуждение.
Тут накинулись на Иоанну - так она писала о нарочито благочестивом виде, для подчеркивания своей "правильности". Т.е. своего рода фарисействе. При чем здесь монахини?
Юлия, звучит или не звучит, но сейчас тенденция на здоровый образ жизни и естественность в макияже, и это хорошо. Во всем должна быть мера.
Апостол Петр так сказал "Дабудет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом."
И Павел вторит - "Чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию." Всё просто и сложно - стремитесь к этому, а Господь управит остальное.
А причем здесь монахини?
///Н.А. Очень трудно признаться себе в потакании собственным страстям, гораздо легче обвинить других в гордыне и нелюбви.////////
И я о том же – очень трудно заметить в себе страсти, гораздо легче найти их в других.
А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?" (Николай Заболоцкий "Некрасивая девочка" 1955)
***
В бегах от Бога мiр обрел тщету
И дышит испареньями исподней,
И зрелищами за́стит Красоту,
И музыкой глуши́т призыв Господний.
Алла, а вы что-нибудь читали о страстях? Об очищении сердца от них? О спасении души вообще? ///
Макияж – признак суетности и тщеславия - мелкого женского тщесланвия. Подчеркнуто-благочестивый вид для храма – тоже. Только тут уже тщеславие покрупнее. У одной и той же страсти могут быть разные проявления. О любви бы нам всем почитать и понять что это такое.
Также хотела сказать Иоанне, что, наверное, Алла не красится в храм как на вечеринку и не использует духи - ведь это явный перебор.
Лично я не имею ничего против скромного, лёгкого макияжа, не искажающего лицо. К примеру, сама пользуюсь тушью и подводкой для глаз, поскольку у меня редкие, короткие и светлые ресницы, а глаза маленькие и близко и глубоко посаженные.Больше ничем не пользуюсь: ни тенями, ни румянами, ни помадой. И даже с таким легким макияжем у меня бледное и невыразительное лицо.Но большее я себе все равно не позволяю - перебор.
Думаю, Раиса права. И верно о женской красоте написал Владимир. По-настоящему красивым может быть только одухотворённое лицо. Внешнее декорирование (если речь не идёт об исправлении приобретённых дефектов) – форма богоборчества, по сути. Лучше будьте добрее и больше улыбайтесь, и тогда все окружающие будут "ваши" (если вам это так уж нужно).
Алла, назвать себя православным может каждый, но быть им не каждому дано. В вас нет сердечного православия, нет благоговения в Богу, святым, к храму - вера по уму, без сердца. ///////
Раиса, как Вы думаете, что хуже: прийти в храм с подкрашенными ресницами или прилюдно обрушить на голову ближнего – совершенно незнакомого – такой вот приговор? Можете себе представить, чтобы кто-то из святых подвижников стал бы вот так, с высоты своей праведности и всеведения, обличать того кому, по их мнению, „не дано быть православным“? Приехали, товарищи православные! Сдается – на партийное собрание, стиль тот же. Уж, простите грешную.
Я вспомнила свое детство и свою маму и брата.
Мне стало страшно, ведь мы живем в Содоме и даже не замечаем этого!
Не нравятся вам детские конкурсы красоты? Так не участвуйте в них. Не нравятся современные мультгерои? А ваши увлечения родители сильно одобряли? Посмотрите фото 70-80-90 годов, там у девочек нет юбочек в пол. Проблема раздута.
Я чуть не записала сына на этот факультатив. Но, Слава Богу, не сделала этого. Учительница, рекламируя факультатив, гордо изрекла: "Так же я буду учить подростков правильно предохраняться, а мальчиков пользоваться презервативами!". А мой недоумённый вопрос: "А что-либо по поводу целомудрия Вы говорить собираетесь?", был просто проигнорирован. Некоторые родители на меня даже зашипели, что это в наше время не актуально и не правильно.
Пример из того, с чем столкнулась я, кстати, учитель. Мой сын учился уже в старших классах, когда на род. собрание пришла какая-то учительнаца с целью пригласить записаться наших детей на её факультатив Этика семейных отношений. Я вспомнила, как на таком факультативе было интересно и сколько полезного и возвышенного на примере классической литературы узнали мы в своё время. Этот факультатив вела наша классная руководительница, она же - учитель русского языка и литературы, ныне покойная, Лидия Николаевна. (с продолжением)
Я помню лет в 14 мы шли с подругами по городу, нас обогнали парни постарше со словами:"Девочки, девочки...". У меня случился прорыв наглости и я сказала:"Сами вы -мальчики!". В смысле, барышни мы уже, не маленькие. В ответ:"Мы давно уже не мальчики". А я:"А мы давно уже не девочки". Я в смысле, что мы не маленькие девочки (25 лет назад было), в голове не было пошлости. Ответ не забуду никогда:"Ну и дуры!!!".