Эти записки я написала о своем деде, священнике Уфимской епархии Николае Васильевиче Милицине. В 1919 году, когда в Уфу вошли войска Чапаева, моего деда арестовали, в семье говорили, что его расстреляли. Вскоре умерла его жена, моя бабушка. Восемь детей остались круглыми сиротами. Моей маме, Надежде, было в 1919 году три года, родителей она не помнила. Старшие дочери, Ангелина и Елена, которым в 1919 году было 15 и 13 лет, были так напуганы произошедшим, что только спустя десятилетия рассказали младшим, кем были их родители. У старших детей сохранились несколько фотографий, сделанных в уфимском фотоателье О.Ф.Герман. Говорили, что фотограф Герман был двоюродным братом матери, Юлии Львовны. Подписи на этих фотографиях спустя более чем сто лет помогли мне найти моих родных.
Моя мама начала искать своего отца с 1994 года, посылала запросы в Государственный архив республики Башкортостан и Уфимскую епархию, но сведений было очень мало. В дальнейшем поиски продолжила я. Тайна жизни и смерти моих дедушки и бабушки не давала мне покоя, я была вместе с ними в тот страшный 1919 год, в который оборвались их жизни.... Я все время думала о них, о том, кто были их родители, мои прадеды и прабабушки, как и где проходила их жизнь.
Я живу в Подмосковье, поэтому все лето 2015 года я провела в Российской Государственной Библиотеке (бывшей "Ленинке"), штудируя Оренбургские и Уфимские епархиальные ведомости, Адрес-календари и Справочные книги Оренбургской и Уфимской губерний, потом начала посылать запросы в архивы. Послужной список моего деда я восстановила по "Уфимским епархиальным ведомостям", и теперь у меня есть практически полная история его жизни, за исключением нескольких еще не выясненных моментов. Я писала запросы в архивы Уфы, Оренбурга, Челябинска, Перми, Кирова, Санкт-Петербурга, в краеведческие музеи Куртамыша, Чердыни, Сарапула. Благодаря найденным документам удалось очень много узнать о моих родных - я даже не надеялась, что это возможно. Я нашла родителей моего деда, его дедов и бабушек.
Много удалось узнать о моей бабушке, которая оказалась не Юлией Львовной фон Диц, как говорили дети, а Юлией Данииловной Беккаревич, происходившей из потомков польской шляхты, высланной на Урал после присоединения к России территорий Белоруссии и Польши. Бароны фон Диц были ее предками по линии отца. Нашла я родного брата Юлии Данииловны, писателя Николая Данииловича Беккаревича, произведения которого, опубликованные в дореволюционных журналах "Русское богатство", "Русская старина", "Исторический вестник", "Артист", "Театрал" помогли мне найти сведения о семье Беккаревичей. Так, из воспоминаний Николая Данииловича "Оренбургские пожары 1879 года" ("Исторический вестник" 1904г. ноябрь) я узнала, что его младшая сестренка (моя бабушка Юлия) родилась в Оренбурге. Я послала запрос в Оренбургский архив и там нашли метрические записи о ее рождении и о венчании родителей Николая и Юлии.
Поиски моих родных оказались неимоверно интересным и захватывающим расследованием о людях и событиях более чем столетней давности, и теперь я хочу передать найденную о моем деде информацию Уфимской епархии.
Род Милициных
Милицины - старинный священнический род. В нашей семье говорили, что предки Милициных жили на Украине и переехали в Уральский регион после издания Царских Указов об освоении восточных земель. История рода Милициных оказалась тесно связанной с историей присоединения к Российской Империи новых восточных территорий.
Распад Золотой Орды в конце XV века открыл дорогу Русскому государству на восток и юго-восток, при этом жизненно важным было закрепление на новых территориях. По мере присоединения восточных земель к Российской Империи на новыхтерриториях строились линии обороны - Старая, а потом Новая Закамские линии. В 1736 году было начато строительство Оренбургской линии обороны. По силе Царского указа 1736 г. с прежних пограничных линий были собраны люди "прежних служб" и направлены в Оренбургский край. Помимо активного переселения в Уральский регион казаков, сюда же были направлены и отряды Ланд-милицких войск, изначальносозданные Петром I на Украине для обороны южных границ Империи от набегов крымских татар и поляков.
Сопоставив рассказы наших родных о том, что Милицины появились в Уральском регионе после начала активного освоения этих земель и приехали с Украины, и историю появления Ланд-милицких войск на Оренбургской оборонительной линии, я предполагаю, что Милицины были священниками в Ланд-милицких Украинских полках (в каждом таком полку был священник). После того, как полки эти перевели с Украины на Закамскую, а впоследствии на Оренбургскую линию, вместе со своими полками были переведены и священники. Фамилия "Милицин" появилась как определение места их служения.
Первые Милицины на Урале появились в Челябинском уезде Оренбургской губернии в середине XVIII века, а оттуда расселились по вновь построенным церквям прилегающих территорий. Первые документальные свидетельства о священниках Милициных на Урале (те, что есть у меня) относятся к 1773 году - Милицины служили в Крестовоздвиженской церкви Звериноголовской крепости Уйской линии обороны, входившей в Оренбургскую линию, в Крутоярской крепости, в слободе Куртамыш. Есть упоминания о Милициных в "Ревизских сказках о священно - и церковнослужителях города Уфы и уезда" 1811 и 1816 года.
В годы послереволюционных гонений на церковь из рода Милициных просиял священномученик Василий Стефанович Милицин, расстрелянный в 1918 году в городе Камышлове. Свмч. Василий Милицин канонизирован Архиерейским Собором Русской православной Церкви по представлению Екатеринбургской епархии в 2000 году. В Базу данных Новомучеников, кроме Василий Стефановича, внесены два его брата - Александр Стефанович и Виталий Стефанович Милицины. Имя моего деда также внесено в БД Новомучеников ПСТГУ.
Родители Николая Милицина
Не буду в рамках этой статьи описывать, как я нашла родню деда и бабушки - но я их нашла! Напишу результат: мой прадед,Василий Павлович Милицин, был сыном священника, учился в Самарском духовном училище, но не закончил его, вышел из духовного сословия и поступил на службу в Уфимскую почтовую контору. 3 ноября (ст.ст.) 1875 года Василий Павлович женился на Вятской Епархии Сарапульского уезда села Вятского священнической дочери Клавдии Витальевне Феофилактовой (нашлась метрическая запись об их венчании в Свято-Троицкой церкви Саткинского завода). Вот она:
"Венчание 3 ноября ст.ст.(16 ноября н.ст.) 1875 года:
Жених - приемщик Саткинского почтового отделения Василий Павлов Милицин, православный, первым браком.
Невеста - Вятской Епархии Сарапульского уезда села Вятского священническая дочь Клавдия Витальева Феофилактова, православная.
Поручители: по женихе - Саткинской заводской конторы коллежский регистратор Яков Фронтов, канцелярский служитель Николай Кабанов;
по невесте - коллежский регистратор Иван Медведев и коллежский асессор Скоренков.
Таинство совершил священник Владимир Авросимов".
Нашли в Уфимском архиве и метрическую запись о рождении моего деда. Он родился 5 сентября (ст.ст.) 1876 года в Уфе и был крещен в градо-Уфимской Спасской церкви 8 сентября 1876 года:
"Николай родился 5 сентября, крещен 8 сентября 1876 года. Родители: помощник экспедитора Уфимской почтовой конторы Василий Павлов Милицин и законная жена его Клавдия Витальева, оба православные.
Восприемники: старший сортировщик Уфимской почтовой конторы Петр Павлов Милицин и вдова чиновника Мария Федорова Кларк, священник Саткинского завода Владимир Михайлов Авросимов и жена псаломщика Катерина Витальева Полозова. Таинство совершил священник Николай Соколов с причтом".
Почему восприемников при крещении моего деда было четверо (двое духовных и двое гражданских), а не двое - я не знаю, но предполагаю причина в том, что отец Николая вышел из духовного звания, и у него был выбор - пойти по пути гражданского служения или по духовному поприщу, так как происходил Николай Милицин из священнического рода.
Гражданские восприемники: Петр Павлов - брат Василия Павлова, а вот кто такая Мария Федорова Кларк - неизвестно. Духовные восприемники новорожденного - священник церкви Саткинского завода Владимир Авросимов, который венчал родителей Николая, и Катерина Витальева Полозова, сестра Клавдии Витальевой, вышедшая замуж за священника Уфимской епархии Иоанна Григорьевича Полозова. В 1903 году она будет восприемницей при крещении старшей дочери Милициных - Ангелины, а одна из сохранившихся у нас семейных фотографий подписана - "крестной и дорогому дядечке Иоанну Григорьевичу" (складываются пазлы в нашей семейной головоломке!).
В 1878 году Василия Павловича перевели в Пермь, а оттуда в Чердынское почтовое отделение почтмейстером, где он дослужился до чина титулярного советника. Однако, 12 января 1883 года мой прадед умер в возрасте 38 лет "от аневризмы". Умер он через 5 месяцев после смерти новорожденного сына Виталия. Представляю, как тяжело переживала моя прабабушка, Клавдия Витальевна, потерю малыша и любимого мужа, умершего во цвете лет. После смерти мужа его вдова возвратилась с детьми из Чердыни в Уфу. Николаю было в 1883 году 6 лет, Людмиле 4 года, Герману - 2 года.
Учеба
В 1886 году Николаю было 10 лет, в этом возрасте детей отдавали учиться, но где учился мой дед - найти я пока не смогла.
В Уфе этого периода были три Николая Милицина, подходивших по возрасту, и найти именно моего было непросто. "Первый" Николай Милицин, 1870 г.р., окончивший УДС, о котором я долго думала, что это мой дед, после того, как нашлась метрическая запись о рождении моегодеда, оказался на 7 лет старше моего. "Второй", одногодок моего, окончил Челябинское ДУ и поступил в Уфимскую ДС - но это был Николай Павлов Милицин, сын умершего священника Оренбургской епархии Павла Милицина (если бы я не перечитала до этого Оренбургские епархиальные ведомости, то непременно подумала бы, что мой дед). "Третий" Николай Милицин в 1886 году окончил приготовительное отделение УДУ, но дальше его имя в списках воспитанников УДУ и УДС не встречается. Думаю, что этот, третий Николай Милицин - мой дед, так как по возрасту он подходит идеально. По какой-то причине его забрали из училища.
Итак, мой дед не учился: в Уфимском духовном училище, в Уфимской духовной семинарии, в Оренбургской мужской гимназии. Однако, он был хорошо образованным человеком, свидетельством чему являются его собственноручные письма, найденные в Санкт-Петербурге в архиве Государыни Александры Феодоровны.
Думаю, о.Николай получил не духовное, а светское образование, поэтому его путь к священству был непростым - речь об этом пойдет ниже. В семье говорили, что у деда были незаурядные художественные способности
(многие в нашей семье хорошо рисуют, правнук о.Николая, Анатолий Немчинов - замечательный профессиональный художник). В семье говорили, что о.Николай принимал участие во Всероссийском конкурсе проектов храмов для сел, и выиграл этот конкурс, но подтверждений этому я пока не нашла.
Успенский мужской монастырь. Село Быково, 1894 год.
Дальнейший мой рассказ основан на сведениях из Уфимских епархиальных ведомостей, штудируя которые я составила практически полный "Послужной список" моего деда. Судя по полученным данным, несмотря на светское образование, мой дед решил стать священником. По-видимому, кровь дедов и прадедов, священников Милициных и Феофилактовых (Феофилактовы - род матери Николая - старинный род священников Вятский епархии), не пустила его пойти по пути гражданского служения, он решил восстановить священство рода.
В 1894 году имя Николая Милицина (это именно мой дед), впервые появляется в Уфимских епархиальных ведомостях: (УЕВ 1894 №7 стр.213):
"Послушник Уфимского Успенского мужского монастыря Николай Милицин, согласно резолюции Его Преосвященства от 8 марта 1894 года, допущен к исправлению должности псаломщика, впредь до усмотрения, к Богородицкой церкви с.Быкова, Уфимского уезда".
То, что это именно мой дед, подтверждается заметкой в Уфимских епархиальных ведомостях аж за 1913 год, когда о.Николай был уже священником села Иглина Уфимского уезда (УЕВ 1913 №12 стр.330):
"Священник села Иглина, Уфимского уезда, Николай Милицин оштрафован на три рубля за ошибку в метрической книге в написании фамилии родителя "Андреев" вместо "Теняков" в бытность его служения псаломщиком при церкви села Быкова Уфимского уезда".
То есть, запись от 1913 года подтвердила, что именно мой дед в 1894 году был псаломщиком в церкви с.Быкова.
Симбугино 1897 год. Венчание 16 января 1900 года.
В 1897 году Николай был переведен к Пантелеимоновской церкви села Симбугино:
"Исполняющий должность псаломщика Богородицкой церкви села Быкова, Уфимского уезда, Николай Милицин, согласно прошению, резолюцией Его Преосвященства, переведен тем же званием к Пантелеимоновской церкви села Симбугина, Уфимского уезда" (УЕВ 1897 №10 стр.395-396).
Во время служения в Симбугино состоялось важнейшее событие в жизни Николая - он женился. Найти запись о венчании деда мне помогли уфимские краеведы. Было это так: Ирина Николаевна Ентальцева, библиотекарь Крестовоздвиженской церкви в Уфе сообщила мне, что уфимский краевед Янина Сигизмундовна Свице видела в архиве запись о венчании Николая Васильева Милицина и Юлии Данииловой Беккаревич (?) в градо-уфимской Успенской церкви и переписала ее. Я попросила Янину Сигизмундовну прислать мне эту запись, после чего написала запрос в Уфимский исторический архив с указанием, в какой церкви эту запись искать, и ее нашли!
До обнаружения этой записи мы считали, что бабушку звали Юлия Львовна фон Диц - так говорили ее старшие дочери. Откровенно говоря, это известие повергло нас в шок. Не очень просто было принять эту новость, ведь даже в свидетельстве о рождении моей мамы, Надежды Николаевны, ее мать была записана как Юлия Львовна.
Но сомнений в том, что эта метрическая запись о венчании именно наших родных не было - венчание состоялось 16 января 1900 года в градо-уфимской Успенской церкви, именно эта дата стояла на обороте сохранившихся у нас фотографий (фото 1). Вот запись о венчании:
"Градо-уфимская Успенская церковь. Венчание 16 января 1900 года:
Жених - и.д.псаломщика Пантелеимоновской церкви с.Симбугина Николай Васильев Милицин православный, 23 года, первым браком.
Невеста - дочь титулярного советника Иулия Даниилова Беккаревич православная, 23 года, первым браком.
Поручители:
По женихе - села Ляхова Никольской церкви священник Иоанн Александров Левашов и села Александрова Волкова, Уфимского уезда, псаломщик Петр Витальев Феофилактов.
По невесте - дворянин Лев Афанасьевич Беккаревич и коллежский секретарь Николай Афанасьевич Беккаревич.
Таинство совершил священник Виктор Константиновский с причтом".
Теперь, когда я узнала фамилию бабушки, я начала искать ее родителей, и нашла - ее отец, Даниил Герасимович Беккаревич, был ветеринарным врачом Оренбургского казачьего войска в Верхнеуральске, а затем в Оренбурге. В 1865 году в Верхнеуральске он женился на Александре Александровне Герасимовой (Герасимовы - род смоленской шляхты) - дочери умершего штабс-ротмистра Александра Семеновича Герасимова. Здесь же, в Верхнеуральске, родился старший брат моей бабушки, будущий писатель Николай Даниилович Беккаревич.
Рукоположение во диакона 29 августа 1900 года
В том же 1900 году, 29 августа, состоялось еще одно важное событие в жизни Николая Милицина, он был рукоположен во диакона.
"Исправляющий должность псаломщика Пантелеимоновской церкви с.Симбугино, Уфимского уезда, Николай Милицин, Его Преосвященством, 29 августа 1900 года, рукоположен в сан диакона с оставлением в должности псаломщика при той же церкви" (УЕВ 1900 года №19 стр.639).
Рукополагал Николая владыка Антоний (Храповицкий), епископ Уфимский, будущий митрополит Киевский и глава Русской православной церкви за границей. 14 июля 1900 года он был назначен Святейшим Синодом Епископом Уфимским и Мензелинским, и пребывал в этом назначении до 27 апреля 1902 года. После Октябрьского переворота в 1920 г. Еп.Антоний эмигрировал и сыграл выдающуюся роль в создании Русской Православной Церкви в изгнании, став ее бессменным руководителем.
Вновь Уфа. Никольская церковь. Рождение Ангелины.
В 1902 году о.Николай Милицин был переведен из Симбугина в Уфу. Вот запись об этом перемещении в Уфимских епархиальных ведомостях:
"Псаломщик-диакон Пантелеимоновской церкви с.Симбугина, Уфимского уезда, Николай Милицин, резолюцией Его Преосвященства от 3 декабря, переведен тем же званием к Никольской г.Уфы церкви." (УЕВ 1902 №24 стр.1598).
Во время служения деда в Никольской церкви родилась старшая дочь Милициных Ангелина. Вот Запись в Метрической книге Никольской градо-Уфимской церкви :
"Ангелина родилась 12, крещена 18 марта 1903 года. Родители: Диакон градо-уфимской Никольской церкви Николай Васильев Милицин и законная жена его Иулия Даниилова, оба православные. Восприемники: коллежский секретарь Николай Афанасьев Беккаревич и жена священника Екатерина Витальева Полозова. Таинство совершил протоиерей Николай Соколов с диаконом Александром Красновым".
Троицкая церковь. Рождение Елены.
В 1903 году диакон Николай Милицин был перемещен к Троицкой градо-Уфимской церкви. Вот запись об этом перемещении в УЕВ :
"Псаломщик-диакон градо-уфимской Никольской церкви Николай Милицин, согласно прошению, резолюцией Его Преосвященства от 7 ноября, перемещен на псаломщическое место к Троицкой церкви г.Уфы" (УЕВ 1903 №23 стр.1601).
В период служения моего деда в Троицкой церкви у Милициных родилась вторая дочь - Елена. Вот запись в Метрической книге градо-уфимской Троицкой церкви:
"Елена родилась 14, крещена 21 марта 1904 года. Родители: градо-уфимской Свято-Троицкой церкви диакон Николай Васильев Милицин и законная жена его Иулия Даниилова, оба православные. Восприемники: коллежский секретарь Николай Афанасьев Беккаревич и дочь надворного советника девица Екатерина Афанасьева Беккаревич. Таинство совершил священник Виктор Покровский с причтом".
Иоанно-Предтеченская церковь. Рождение сына Василия.
Так как в УЕВ по какой-то причине нет сведений о последующем перемещении диакона Николая Милицина из Троицкой к Иоанно-Предтеченской церкви, установить окончание его служения в Троицкой церкви удалось по сохранившимся в метрических книгах записям с подписями о.Николая. В Иоанно-Предтеченской церкви мой дед служил с 14 июля 1906 года (первая подпись в метрической книге) по 8 февраля 1907 года (последняя подпись), всего полгода. Во время служения в Иоанно-Предтеченской церкви родился третий ребенок Милициных, Василий, названный, конечно же, в честь своего деда, Василия Павловича Милицина.
Вот запись в Метрической книге Иоанно-Предтеченской церкви:
"Василий родился 2, крещен 15 августа 1906 года. Родители: градо-уфимской Иоанно-Предтеченской церкви диакон Николай Васильев Милицин и законная жена его Иулия Даниилова, оба православные. Восприемники: Студент уфимской Духовной семинарии Владимир Михайлов Монбланов и дочь коллежского асессора Александра Васильева Можевизина. Таинство совершил протоиерей Николай Шестаков с псаломщиком Петром Колокольцевым".
Крестовоздвиженская церковь 1907-1909 годы
8 февраля 1907 года о.Николай был определен к Крестовоздвижеской церкви г.Уфы. Вот запись о его перемещении:
"Диакон, временно причисленный к градо-уфимской Иоанно-Предтеченской церкви, Николай Милицин, согласно прошению, резолюцией Его Преосвященства от 8 февраля с.г., определен на псаломщическое место к Крестовоздвиженской церкви г.Уфы" (УЕВ 1907 №5 стр.257-258).
В семейном архиве сохранилась фотография от 19 июня 1907 года, в это время дед был диаконом Крестовоздвиженской церкви (фото 2). На ней запечатлены о. Николай, Юлия Данииловна и трое детей, родившихся к тому времени, – Ангелина, Елена и Василий.
Подписана фотография так: «На добрую память дорогим нашим Марии Яковлевне и Екатерине Афанасьевне от любящих вас Николая и Юлии
с детками». (Екатерина Афанасьевна Беккаревич - двоюродная сестра Юлии Данииловны, Мария Яковлевна - мама Екатерины Афанасьевны, предположительноее девичья фамилия Герман).
Вторая такая же фотография подписана: «На память дорогим нашим дядечке Иоанну Григорьевичу и крестной Екатерине Витальевне от сердечно любящих племянников Николая, Юлии и деток Ангелины, Лены и 10-месячного Васи. 18 июня 1907 года». (Екатерина Витальевна - сестра Клавдии Витальевны, крестная Ангелины, Иоанн Григорьевич - священник Полозов, муж Екатерины Витальевны).
Совпадение имен в метрических записях и на фотографиях - свидетельство того, что я нашла свою линию родства.
Кожевенный выселок, 3
Я долго искала - где же жили Милицины в Уфе? Несмотря на то, что после 1909 года семья жила по месту служения о.Николая в селах Уфимской губернии, в Уфе у семьи также был дом, в котором семья останавливалась, когда приезжала в Уфу. Старшие дочери говорили, что жили они в Уфе в большом двухэтажном доме с колоннами; после революции в этом доме расположился "приют для неполноценных детей" (училище для глухонемых?)
Надежда, моя мама, смутно припоминала этот большой дом, в котором прошли первые три года ее жизни. Дом этот находился около храма, в котором, возможно, служил отец Николай. У ворот дома находилась сторожка дворника. Этот дворник и приютил нашу семью, когда в 1919 году о.Николая арестовали, а семью выгнали из дома.
Восстановить истину помогла "Справочная книга Уфы с приложением плана" за 1908 год. В Алфавитном списке должностных лиц и общественных деятелей г.Уфы с указанием адресов (с.193) значится псаломщик-диакон Крестовоздвиженской церкви Милицин Николай Васильевич, который проживал в доме, принадлежавшем Крестовоздвиженской церкви, по адресу Кожевенный выселок, 3. Сама Крестовоздвиженская церковь находилась по адресу ул.Воздвиженская, дома 2 и 4, церкви принадлежали здания по адресу Воздвиженская Малая,1 и Кожевенный выселок, 1 и 3.
Вот и открылась одна из загадок - в Уфе семья жила в доме №3 по ул.Кожевенный выселок.
Сообщение из прихода Крестовоздвиженской церкви г.Уфы, 1908 год
В Уфимских епархиальных ведомостях за 1908 год (УЕВ 1908 №15 с.687-690), я нашла "Сообщение из прихода Крестовоздвиженской церкви г.Уфы", написанное моим дедом, диаконом Крестовоздвиженской церкви, по случаю чествования настоятеля церкви о.Николая Котельникова в связи с его уходом за штат из-за потери зрения 15 июня 1908 года.
Заметка исполнена уважения и любви к своему наставнику. О.Николай пишет о Божественной литургии, совершенной о.Протоиереем в сослужении местных священников Димитрия Гуменского (вновь назначенного на его место), Вениамина Пинегина и диакона Николая Милицина при большом стечении прихожан. По окончании Литургии отцу Николаю Котельникову была преподнесена икона Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня и прочитан адрес, в котором говорится о его многолетнем плодотворном служении в Крестовоздвиженском храме.
После отслуженного молебна Честному и Животворящему Кресту Господню все присутствующие были приглашены на квартиру о.Протоиерея, где о.диаконом Николаем Милициным "от лица младших членов причта была сказана речь, в которой высказана горячая благодарность за сердечное, гуманное, чисто братское-отеческое отношение о.Протоиерея к меньшей братии - сослуживцам".
В период служения О.Николая в Крестовоздвиженском храме, членом-сотрудником Попечительства о глухонемых была двоюродная сестра Юлии Данииловны - Екатерина Афанасьевна Беккаревич. На устройство новогодней елки в училище глухонемых 14 января 1908 года она пожертвовала дюжину платков (УЕВ 1908 №8 Приложения с. 21-24).
Рукоположение во священника
Когда в марте 1909 года диакон Крестовоздвиженской церкви Николай Милицин был рукоположен во священника, ему было уже 32 года. О.Николай стал священником не юнцом, только что окончившим семинарию, но мужем, который долго и упорно шел к своей цели. Сложность его пути состояла в том, что его отец вышел из духовного звания. Выход из духовного звания осуществлялся по особому разрешению высшего епархиального руководства и оформлялся резолюцией Его Преосвященства. Сам Николай, похоже, получил не духовное, а светское образование, что задержало его рукоположение (тех, кто оканчивал семинарию, сразу рукополагали во священников). Поэтому после выхода из монастыря Николай Милицин 6 лет был псаломщиком и 9 лет диаконом, прежде чем был рукоположен во священника. Его путь потребовал терпения, смирения и настойчивости.
Вот запись в УЕВ о рукоположении о.Николая Милицина:
"Псаломщик-диакон градо-уфимской Крестовоздвиженской церкви Николай Милицин, по рукоположении в сан священника, согласно прошению, от 17 марта с.г. определен на штатное священническое место к Михаило-Архангельской церкви села Михайловки Бирского уезда" (УЕВ 1909 №8 с.354-355).
Сохранившаяся в нашем архиве фотография от 2 мая 1909 года снята вскоре после рукоположения (фото 3). Фотографировался дед, конечно же, в фотоателье О.Ф.Герман. Подписано фото Екатерине Афанасьевне Беккаревич, двоюродной сестре Юлии Данииловны.
Михайловка-Рухта
После рукоположения, согласно прошению, 17 марта 1909 года молодой священник был определен на штатное священническое место к Михаило-Архангельской церкви села Михайловка Бирского уезда. Село Михайловка-Рухта было одним из беднейших в Бирском уезде, и дед, конечно же знал это, когда подавал прошение об определении в это село. В Михайловке он стал не только настоятелем церкви, но и заведующим местной церковно-приходской школой. 22 ноября 1909 года, примерно через полгода после начала служения моего деда, в Михайловке произошло большое для села событие - после торжественного богослужения в местной церкви при громадном стечении молящихся состоялся крестный ход с иконами в местную церковно-приходскую школу для освящения написанной на средства жертвователей иконы Св. и Чудотворца Николая и Св. Благоверного Князя Александра Невского. Известно об этом событии стало из заметки, опубликованной в Уфимских Епархиальных Ведомостях 1909 № 24 стр. 1279-1281. В заметке написано о краткой речи, сказанной перед освящением иконы местным священником и заведующим церковно-приходской школой о.Николаем Милициным.
В Михайловке у Милициных родились два сына - Константин 1909 г.р. и Николай 1910 г.р., которые были крещены в Михаило-Архангельской церкви с.Михайловки:
Константин - родился 1, крещен 12 июля 1909 года. Родители: села Михайловки Михаило-Архангельской церкви священник Николай Васильев Милицин и законная жена его Иулия Даниилова, оба православные. Восприемники: губернский секретарь Петр Григорьев Мамыкин и дочь священника девица Ангелина Николаева Милицина. Крестил Константина священник села Ключей Бирского уезда Николай Назаретов и и.д.псаломщика Михаил Архангельский.
Николай - родился 5, крещен 9 декабря 1910 года. Родители: села Михайловки, Михаило-Архангельской церкви священник Николай Васильев Милицин и законная жена его Иулия Даниилова, оба православные. Восприемники: села Ключей Пророко-Ильинской церкви священник Николай Николаев Назаретов и дочь священника девица Елена Николаева Милицина. Крестил Николая священник села Ключей Николай Назаретов и и.д. псаломщика Михаил Архангельский.
Церковь в селе Михайловка
Церковь в Михайловке была малопоместительная и ветхая. Молодой священник обратился к Епархиальному Начальству с ходатайством о разрешении строительства нового храма. Разрешение было получено, был получен и проект-план будущей деревянной церкви, составленный Уфимским Губернским Архитектором Михаилом Даниловичем Скловским. Однако, приход был очень бедный и денег на строительство не хватало.
Прослужил мой дед в Михайловке всего два года, с 17 марта 1909 г. по 9 февраля 1911 г., и был перемещен в с. Иглино Уфимского уезда. Но всей душой он был вместе с храмом, строительство которого было им инициировано. Он продолжал беспокоиться о строящемся храме, приложив к этому все свои силы и способности.
Модель строящейся в Михайловке церкви. Документы РГИА.
В нашей семье из уст в уста передавался рассказ о модели церкви, которую сделал мой дед своими руками. По рассказам дочери Елены, макет был выполнен очень искусно - из дерева и настоящих, только очень маленьких обожженных кирпичиков, изготовленных самим отцом Николаем. Внутри был устроен живописный иконостас, висело паникадило, зажигались лампадки; была сложена маленькая печечка, которую можно было растопить, и даже налажена печная тяга. Весь макет складывался в чемоданчик, который можно было перевозить. Когда открывали чемоданчик, модель раскладывалась – и вырастал храм. Говорили, что модель эту дед подарил лично Царевичу Алексею, был пожалован золотыми часами из Кабинета Государя и деньгами на строительство храма.
И вот, спустя 104 года, у нас есть документальные свидетельства, подтвердившие эти семейные рассказы, полученные из Российского Государственного Исторического Архива в Санкт-Петербурге по моему запросу (фото 4,5). В деле была фотография макета, сделанного руками моего деда и подаренная Царевичу Алексею. Рассказы детей полностью подтвердились, и у меня есть теперь эти драгоценные для нас документы!
Заметка в Уфимских Епархиальных Ведомостях
В Уфимских Епархиальных Ведомостей за 1913 год №15 стр.408-409, была опубликована заметка "Царский подарок". Вот она:
«В феврале 1913 года священник села Иглино Уфимской губернии Николай Милицин удостоился лично преподнести Государю Наследнику Алексию Николаевичу изящную модель строящейся в селе Михайловке Бирского уезда деревянной церкви. За таковое подношение о.Николай Милицин удостоился получить благодарность от Имени Августейшего Наследника Цесаревича, а Государыней Императрицей Всемилостивейшее пожалован золотыми с цепочкой часами, с изображением Государственного герба, из кабинета Его Величества. Дорогой Царский подарок был препровожден счастливому о.Милицину при соответствующем отношении заведывающего канцелярией Ее Величества графа Ростовцева (от 11 марта за № 2529). На новостроящуюся церковь, модель которой была преподнесена о.Милициным Государю Наследнику, Всемилостивейшее выдано от Монарших щедрот 300 рублей».
Так, несмотря на то, что в 1913 году о.Николай был священником села Иглина, он все же добыл средства для того, чтобы храм в селе Михайловка-Рухта был достроен. Деньги на строительство были пожалованы Государыней Императрицей Александрой Феодоровной.
Думаю, то, как настойчиво шел дед к своей цели - священству, и то, как он добился, чтобы храм в с.Михайловке был достроен, говорит об о.Николае как о человеке способном преодолевать трудности и добиваться поставленной цели.
Иглино
В то время, когда о.Николай удостоился Аудиенции у Царевича, служил он уже не в Михайловке, а в Михаило-Архангельской церкви с.Иглино. Здесь он прослужил до 1914 года. Вот сведения о перемещении:
"Священник с.Михайловки, Бирского уезда, Николай Милицин, 9 февраля с.г. перемещен на священническое место к церкви с.Иглина, Уфимского уезда" (УЕВ, 1911, №5, стр.162).
В июне 1913 года в УЕВ(УЕВ 1913 №12 с.330) было опубликовано сообщение о том, что священник с.Иглино, Уфимского уезда, Николай Милицин протокольным постановлением Консистории на 17 мая 1913 года оштрафован на 3 рубля за ошибку в метрической записи в бытность служением его в 1894 году псаломщиком с.Быково. Спустя более, чем сто лет, эта заметка помогла мне понять, какой из трех Николаев Милициных, имена которых фигурировали в Уфимских Епархиальных Ведомостях этого времени - мой дед Николай Милицин.
В Иглино родилась дочь Милициных Вера, крестным которой стал Епископ Акмолинский Мефодий. Вот запись о ее рождении в Метрической книге церкви с. Иглино:
"Вера - родилась 21, крещена 23 июля 1913 года. Родители: Села Иглина Михаило-Архангельской церкви священник Николай Васильев Милицин и законная жена его Иулия Даниилова, оба православные. Восприемники: Епископ Акмолинский Мефодий Викарий Омской Епархии и дочь чиновника девица Вера Афанасьева Беккаревич. Крещение совершил священник села Алаторки Василий Щеглов с местным причтом."
Во время служения в Иглино о.Николай был членом Иглинской вольно-пожарной дружины, сведения об этом есть в Адрес-календарях Уфимской губернии на 1913 и на 1914 годы.
Отец Николай, 1913 год. Последняя фотография.
1913 год был для деда знаменательным. В этом году о.Николай удостоился аудиенции у Государя Наследника Алексия и был награжден золотыми часами из кабинета Государя. Также, как и все священство, он был награжден Крестом для духовенства "В память к 300-летия царствования Дома Романовых". Как истинный патриот и монархист, мой дед, конечно же, всей душой был горд и счастлив за свою страну. Все его помыслы были о служении Богу, Государю и русскому народу. По случаю получения наград Николай Васильевич сфотографировался (фото 6). Эта фотография стала последней из имеющихся у нас.
На этом фото о. Николай запечатлен с Крестом «В память 300-летия царствования Дома Романовых», медалью "В память 25-летия церковно-приходских школ" и пожалованными Императрицей золотыми часами из Кабинета Государя. Последняя фотография стала для нас, потомков, присягой верности Господу и Его Помазаннику, духовным завещанием деда о невозможности предательства, каким бы ужасом ни угрожал антихрист. Верность Богу, Царю и Отечеству стала вскоре не просто словами - она стала делом, за которое платили жизнью.
1913 год. Кожевенный выселок, 3.
Несмотря на то, что прослужил дед в Крестовоздвиженской церкви недолго, оказалось, что наша семья была связана с ней гораздо более прочными и долговременными узами - я предполагаю, что до 1919 года. Связь эта заключалась в том, что семья проживала в доме Крестовоздвиженской церкви и после того, как о.Николая переместили в село Михайловку, а оттуда в Иглино и Шестаево. Открылось это благодаря "Справочной книге Уфы с приложением плана" за 1913 год, в которой имеются сведения о проживании семьи Милициных в Уфе все по тому же адресу - ул. Кожевенный выселок,3.
В "Справочной книге Уфы за 1913 год" о.Николай указан как диакон Крестовоздвиженской церкви, хотя на самом деле в 1913 году о.Николай был уже священником и служил в селе Иглино. Получается, что о.Николаю и его семье сохранили возможность проживания в Уфе в доме Крестовоздвиженской церкви. Возможно, он служил в уфимском Крестовоздвиженском или Ермогеновском храме при училище глухонемых, несмотря на то, что не состоял в штате этих церквей.
Шестаево
В сентябре 1914 года отца Николая Милицина перевели из Иглино на священническое место в Никольскую церковь села Шестаево Белебеевского уезда. Это последнее место служения о.Николая. Вот запись о его переводе:
"Священник села Иглина, Уфимского уезда, Николай Милицин, для пользы службы, резолюцией Его Преосвященства от 11 сентября с.г. за № 3024, перемещен на священническое место к Никольской церкви с. Шестаева, Белебеевского уезда" (УЕВ 1914, №19 стр.247).
В Шестаево родилась моя мама Надежда. Метрическую запись о ее рождении я нашла в 2015 году. Крестил Надежду сам о.Николай. Вот запись в Метрической книге Никольской церкви с.Шестаево:
"Надежда - родилась 6, крещена 11 апреля 1915 года. Родители: села Шестаева священник Николай Васильев Милицин и законная жена его Иулия Даниилова, оба православные. Восприемники: дворянин Лев Афанасьев Беккаревич и жена священника Людмила Васильева Волкова. Таинство совершил священник Николай Милицин с псаломщиком Андреем Дюпиным".
Восприемниками Нади были двоюродный брат Юлии Данииловны Лев Афанасьевич Беккаревич и жена священника Людмила Васильева Волкова, сестра моего деда, которая вышла замуж за священника Уфимской епархии Константина Волкова.
Теперь я знаю, что моя мама родилась 6 (19 н.ст.) апреля 1915 года, она же так и умерла, не узнав дня своего рождения, и праздновала его 30 сентября, в день Св.Мучениц Веры, Надежды и Любови.
К сожалению, метрическая запись о рождении младшего ребенка Павла так и не найдена, т.к. метрические книги с.Шестаево сохранились только до середины 1918 года, там записи о его рождении нет. Родился ли он во второй половине 1918 года в Шестаево, или в Уфе в 1919 году - неизвестно.
Переворот. Арест.
Октябрьский переворот 1917 года потряс основы жизни православной семьи Милициных. Как человек, всю свою жизнь посвятивший служению Богу и Государству Российскому, получивший за свое усердие царские награды, отец Николай, конечно же, не мог принять тех кровавых методов захвата власти и подавления инакомыслия, которые применяли большевики. Страшная картина распада Империи, братоубийственная гражданская война – все эти страшные события не умещались в сознании батюшки.В 1917 году имя моего деда последний раз упоминается в УЕВ (1917 №21-22 стр.533). В списке лиц, награжденных Епархиальным начальством набедренником - священник села Шестаево Николай Милицин.
Расстрел в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге Государя Николая II, Государыни Александры Феодоровны, Великих Княжен Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии, Государя Цесаревича Алексея, на приеме у которого пять лет назад был отец Николай, потрясли его до глубины души. Можно себе представить, что было на сердце у отца Николая, когда поднялась страшная разрушительная волна, сметавшая на своем пути Бога, Царя, Храмы, Веру, Надежду и саму Любовь…
Перед лицом надвигающейся катастрофы, когда рушился мир, о. Николай передал своих детей на попечение своему Богу.
События 1919 года я пересказываю со слов старших дочерей Милициных. Рассказ детей оказался единственным свидетельством о том, что произошло с их отцом. Семья Милициных находилась в уфимском доме, когда за отцом Николаем несколько раз приходили красноармейцы. Три раза его забирали, но прихожане отбивали батюшку. В четвертый раз, ставший последним, вооруженные люди в кожаных куртках пришли ночью - забрали отца Николая и увели. Его забрали ночью, чтобы прихожане не могли за него вступиться. Больше его никто не видел… Дочь Милициных Елена вспоминала, что когда отца забрали, было холодно и лежал снег, а отцу Николаю не разрешили ничего взять с собой - ни теплых вещей, ни узелка. Черные кожаные куртки на всю жизнь стали ассоциироваться у детей с ужасом, пережитым в детстве…
Юлия Данииловна с детьми побежала к брату о.Николая Герману, который сотрудничал с новой властью. Но он не пустил их в дом, сославшись на заботу о своей семье. Дети говорили, что отказ Германа приютить семью поразил Юлию Данииловну в самое сердце.
Смерть матери
Семью Милициных приютил дворник дома, в котором они жили, и какое-то время они прожили в дворницкой. Вскоре семья перебралась в село Дмитриевка под Уфой. (О том, что семья жила в Дмитриевке, писала в своем дневнике моя мама, Надежда Николаевна). Семья голодала. Все крохи отдавшая своим детям, Юлия Данииловна скоро умерла голодной смертью. Мы всегда думали, что умерла она в 1919 году, но по другой версии это был 1921 год. Получилось это так.
Семью подкармливали бывшие прихожане, знавшие отца Николая и его семью. Однажды кто-то привез им продукты. Юлия Данииловна, долгое время до этого голодавшая, после еды почувствовала сильные боли, начались колики. Старшая дочь Ангелина повезла ее в Уфу в больницу. Оказалось, что у матушки заворот кишок. Ей сделали операцию, но в больнице не оставили, и поместили в ту же дворницкую, в которой семья спасалась, когда ее выгнали из дома. В этой дворницкой Юлия Данииловна умерла. (По другим сведениям, операцию ей не сделали, и она умерла в дворницкой). Ангелина вернулась в Дмитриевку и сказала, что мама умерла. Дети остались одни. Где похоронили Юлию – сейчас уже не у кого спросить…Мои попытки найти метрическую запись об ее отпевании успехом не увенчались...
Я предполагаю, что в 1919 году семья Милициных жила в Уфе все по тому же адресу Кожевенный выселок,3 (в н.в. улица Стрелочная) в доме, принадлежавшем Крестовоздвиженской церкви, и все ужасные события той ночи произошли именно здесь.Отсюда забрали моего деда, отсюда выгнали нашу семью; в сторожке дворника дома №3 по Кожевенному выселку жила Юлия Данииловна со своими восемью детьми, когда их выгнали из дома, в этой сторожке она умерла...
Старшая дочь Елена спустя десятилетия рассказала своим детям, как хотела ее мать Юлия сохранить семью, как она боялась, что дети потеряются и забудут свое родство. Эти страхи оказались обоснованными. После смерти матери младшие дети – Константин, Вера, Николай, Надежда и Павлик переходили из рук в руки, по детдомам, их усыновляли чужие люди и они вполне могли забыть свою семью. Только благодаря Божией милости, не допустившей потеряться младшим детям, все дети Милициных сохранили свое родство.
Наследство
Наследство, которое осталось детям от родителей, состояло из Евангелия, старинной богослужебной книги отца, женской энциклопедии по домоводству на французском языке их матери и маленькой нательной иконки Мчн. Гурия, Самона и Авива, хранителей семейного очага. Молитвами этих мучеников не растерялись дети Милициных. Эти бесценные реликвии хранятся в семье внучки Елены Николаевны Милициной – Надежды Геннадьевны Изместьевой.
И еще, каким – то чудом, через годы и испытания, у старших дочерей сохранились семейные фотографии, выполненные в фотоателье О.Ф.Герман, благодаря которым удалось раскрыть многие тайны нашей семьи.
Тайна старой фотографии
Среди сохранившихся фотографий была фотография неизвестного священника, которую дети хранили так же трепетно, как и фотографии наших родных. Фотография старая, истертая, выцветшая, с дыркой от гвоздя – видно, что долгое время она была прибита к стене.
Сделана она была в фотоателье О.Ф.Герман. На обратной стороне была какая-то надпись, но она так была содрана, что прочитать что-либо было совершенно невозможно. Фотографию сохранили старшие дочери, которые, конечно же, знали, кто на ней изображен, и берегли, но своим детям ничего об этом человеке не сказали.
Надо сказать, что фотография очень удалась – она была по-настоящему художественной. Особенно западал в душу взгляд священника. Видно было, что человек этот очень умен и проницателен. Долго эта фотография так и оставалась в нашем архиве фотографией "неизвестного". Мы ее отреставрировали, и она стала очень хороша.
Во время написания этих записок, я «перерывала» интернет в поисках сведений об Уфе, ее истории, храмах, духовенстве. Просмотрела огромное количество фотографий - и вдруг увидела фотографию священника, лицо которого показалось мне знакомым – он был очень похож на нашего «неизвестного».
Когда я поставила эти фотографии рядом, сомнений не осталось – это один и тот же человек. Под фотографией из интернета была подпись – Священномученик Мефодий (Красноперов), епископ Петропавловский (фото 8). Ознакомившись с его житием, я поняла, что наша фотография была сделана в то время, когда он был архимандритом в Уфе, ректором Уфимской духовной семинарии. Подпись на ней, наверняка обращенная к моему деду, была тщательно вытерта старшими дочерьми. Но самое потрясающее в этой истории то, что я нашла его фотографию в интернете 17 февраля 2014 года, в день памяти Священномученика Мефодия. Именно в этот день после отслуженной в Никольском храме Петропавловска литургии он был заколот штыком красноармейцем, потом, уже мертвого, его искололи ножами и в рану вонзили крест...
Так, совершенно чудесным образом, в нашу жизнь вошел этот Новомученик, и мы теперь имеем в его лице небесного защитника. Слава Богу за эту чудесную находку, за то, что лик Святого, который хранился у нас, перестал быть «неизвестным»! Милостью Божией, тайна старой фотографии раскрыта!
Красноперовы и Феофилактовы. Село Вятское.
Впоследствии выяснилось, что фото Еп.Мефодия хранилось в нашей семье не случайно, и не случайно он был крестным дочери Милициных Веры, так как семьи Красноперовых и Феофилактовых (род матери о.Николая) были давно знакомы. Свмч. Мефодий (Михаил Платонович Красноперов) родился 30 июля 1868 года в селе Вятском Сарапульского уезда Вятской губернии в семье псаломщика Платона Красноперова.
После того, как была найдена метрическая запись о венчании моего прадеда Василия Павлова Милицина и прабабушки Клавдии Витальевой Феофилактовой, дочери священника села Вятского Сарапульского уезда Вятской губернии, оказалось, что мой пра-прадед, священник Виталий Феофилактов и отец Свмч.Мефодия, псаломщик Платон Красноперов, служили в одно и то же время в Покровской церкви села Вятского Сарапульского уезда, где родился будущий Свмч.Мефодий. Псаломщик Платон Красноперов с 1852 года и до своей кончины в 1905 году, прослужил в одном и том же храме села Вятского, а мой прапрадед был переведен в село Вятское в 1853 году, и прослужил в нем до 1868года.
Это я узнала из Вятских епархиальных ведомостей и из документов, присланных мне из архивов г.Вятки (Кирова) и Сарапула, когда искала сведения о моем пра-прадеде, священнике Виталии Феофилактове.
Без родителей
Старшие дочери, Ангелина и Елена, в 1920 году были уже сравнительно взрослыми (16 и 14 лет), но прокормить младших детей еще не могли. У детей не было никаких средств к существованию, они были в ужасе от пережитых потрясений. Помощь младшим детям оказывали знакомые православные люди, бывшие прихожане храма в Шестаево, передававшие детей из рук в руки. Позже младших детей (Константина, Николая, Веру, трехлетнюю Надежду и годовалого Павла) отдали в детдома, а оттуда приемным родителям. Вера, крестница еп.Мефодия, попала в семью алкоголиков, в доме которых были постоянные драки и пьянки, во время которых девочка забиралась на чердак, и тряслась от страха. От этих потрясений у нее начались приступы эпилепсии, и вскоре она умерла. Думаю, что ее забрал Господь по молитвам ее отца о.Николая и крестного отца Еп.Мефодия.
Мою маму удочерил крестьянин хутора Сахарово Федор Поздняков, она стала Надеждой Федоровной Поздняковой и почти забыла свою семью. Младший, Павлик, попал в неблагополучную семью, из которой убежал и стал беспризорником. История о том, как он нашелся - удивительная.
Старшие дочери отца Николая – Ангелина и Елена – спаслись благодаря замужеству. Так как они были достаточно по тем временам образованы, то устроились на работу в новые органы власти, и вышли замуж за большевиков.
В 2015 году в Уфимском архиве нашли "Личное дело Елены Николаевны Милициной", которое было открыто при ее приеме на работу в отдел металлов Уфимского губернского совнархоза 20 ноября 1919 года, когда Елене было 16 лет. В Регистрационной карточке, которую Елена заполнила 3 января 1920 года, в графе "семейное положение" Елена написала - брат 10 лет (Константин), брат 8 лет (Николай), а потом - мать, отец.
Похоже, в начале 1920 года Юлия Данииловна была еще жива, а про отца в семье не знали - жив он или нет, поэтому Елена написала его как живого.
Два раза я писала в ФСБ РБ в надежде выяснить судьбу деда. Оба раза мне ответили, что сведений о священнике Николае Васильевиче Милицине у них нет.
Так много открылось о нашей семье. Благодарю за это Бога!