Православный календарьПравославный календарь
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!

Куда нам идти?

    

«Иди, сынок, — просит Отец, — поработай в винограднике Моем, потрудись, чтобы на исходе лета у нас были спелые сладкие плоды». А сын думает: «На дворе жара, кто станет работать в такое пекло? Нет, Отец, не пойду, у меня есть дела поважнее Твоих сладких плодов».

Побрел Отец в виноградник один. А придя, увидел, что сын уже там. Дело спорилось в его в руках: он отсекал лишние пасынки, подвязывал завалившиеся ветви — наводил порядок в запущенном винограднике. Взмокла его рубашка и пот струился по лицу, но сын не обращал на это внимания.

Бог сотворил наш мир как единый огромный виноградник и каждого из нас, изводя из небытия в бытие, посылает на работу в нем. У любого человека в мире есть свое послушание. Со стороны оно может казаться очень простым, в то время как сам человек нередко изнемогает от своих проблем и невзгод, на пределе сил тянет жизненный крест, но не сдается, терпит, просит помощи у Господа. Другой, наоборот, отрекается от несения своей жизненной ноши, ищет легкие пути. Каждый волен работать в Божьем винограднике или заняться своими делами.

Родился в семье больной ребенок, и надо выбирать: уйти из семьи, бросить дитя и жену, чтобы начать новую, свободную от проблем жизнь, или собрать все силы для лечения малыша и адаптации его в обществе. Мать постарела и уже не может сама себя обслуживать, снова выбор: отдать ее в дом престарелых и, может быть, вообще позабыть о ней или взять заботу о немощной старости на себя, как правило, ущемляя себя при этом. Еще одна дилемма: работать честно или присвоить чужое, тебе не принадлежащее, потому что представилась такая возможность и другие ею пользуются без зазрения совести? Это наиболее общие ситуации, когда приходится делать явный выбор между голосом совести и своим комфортом. В реальности у нас ежедневно возникает множество иных ситуаций, когда надо предпочесть одно из двух: свои желания, выгоды, амбиции или правду, совесть, заповеди Божии. Всякий раз сделанный нами выбор корректирует линию нашей жизни и в конечном счете определяет ее итог.

Господь, Который есть Любовь, ставит нас в обстоятельства, наиболее полезные для исправления немощей нашей души. Когда человек старается выбирать исполнение Божией воли, то он, по словам преподобного Иустина Поповича, действительно трудится в Господнем винограднике. В противном случае насажденный Богом виноградник разоряется человеком, который реализует, как он думает, свои намерения, но зачастую — планы дьявола. Используя свою свободу выбора, стоит помнить, что нам в свой срок придется дать отчет Небесному Отцу во всех трудах на своем месте. В ярком свете святости Христовой мы увидим итоги своей жизни. Какие оправдания тогда будем подыскивать, глядя на бесплодную землю вверенного нам участка: на поникшие кусты и засохшие ягоды, на мусор и бурьян в своей душе?

Виноградник, в котором нам надо работать, означает и нас самих. Не сам человек сотворил свое тело и душу, не он решает, где и когда ему родиться. Его, как Свой виноградник, насадил Господь. И нам надо, подобно садовнику, обрабатывать свои чувства, помыслы, желания, отсекая лишнее и мертвенное, а нужное взращивать, развивать и беречь. Инструментами этой внутренней обработки человека являются всевозможные благодатные средства: слово Божие, особенно Евангелие, церковные богослужения и таинства, все христианские добродетели, единство с Церковью Христовой. Все это святой Иустин (Попович) называет обрезкой, опрыскиванием, обрабатыванием и хранением «виноградника Божия: человека».

Заповеди Божии — руководство к действию в каждой конкретной ситуации, а добродетели — навыки их исполнения, то, что человеку уже присуще. Если кто-то воспитал в себе добродетель, то ему больше не нужны внешние напоминания, добродетель сама будет от него требовать действовать в соответствии с ними. Так, если человек готов к самопожертвованию, его не надо просить о помощи, он сам видит, что она нужна, и старается сделать для ближнего все, что возможно.

Усвоение евангельских добродетелей требует напряжения всех душевных и телесных сил до самой смерти. Перед своей кончиной афонский старец Иосиф Исихаст говорил, что ждет смерти как избавления от трудов, в которых изнемог. Только уход из этого мира дает право подвижнику отдохнуть. Пока старец жил, он не мог себе позволить расслабиться: например, пропустить чтение монашеского правила по причине усталости или болезни, предпочесть себя братьям, не оказать помощи тому, кто ее просил. Таково было его послушание Богу на том участке виноградника, на который он был поставлен Творцом.

В душе каждого человека Бог насадил естественные добродетели, но они, как поясняет святитель Игнатий (Брянчанинов), повреждены, потому что в каждом из нас добро смешано со злом. Есть люди более добродетельные и менее добродетельные, но в любом случае одних хороших дел для спасения недостаточно. Они должны подпитываться и взращиваться таинствами, в которых человеческая немощь укрепляется Божией благодатью. В книге Апостольских деяний о сотнике Корнилии сказано, что он был добродетельным, и Господь послал ему апостола Петра, чтобы тот привел его в Церковь (Деян. 10, 1—6). За естественно добродетельную жизнь Господь дал римскому военачальнику возможность спастись. Петр крестил его и через это таинство ввел в христианскую Церковь, где Корнилий мог прибегать к святым таинствам. Таинства — это, по сути, и есть богообщение, насыщение себя дарами Духа Святого. Одно из них — Причащение так прямо и называется приобщением Христу.

Существует еще одно святоотеческое толкование виноградника из притчи – как образа Царства Христова и Его Церкви. Действительно, Церковь и есть рай. Как рай — место, где живет Господь, так и Церковь — место постоянного пребывания Господа. О человеке можно сказать, что в его душе живет Бог (см. 2 Кор 6, 16), только когда человек является членом Церкви. Вне Церкви наша душа не может вместить Бога, для некрещеного это недоступно, как об этом писали преподобные Исаак Сирин и Максим Исповедник. После пришествия в мир Спасителя, Который есть основатель и глава Церкви, вся полнота богообщения возможна только для крещеного человека.

Герой романа Достоевского «Подросток» Версилов, образ которого списан Федором Михайловичем с русского мыслителя Петра Чаадаева, был сторонником идеи доброделания без Христа. Версилов верил в эту теорию всю жизнь и только на склоне лет понял, что она — пустоцвет, что на нее нельзя опереться перед лицом вечности. Ведь Бог спасает не за добродетели, а через Христа и во Христе.

Если бы достаточно было только совершать благие поступки, то зачем приходил Сын Божий? Спасение — это не «плата» Творца за добрые человеческие дела. Спасение — это вхождение в единство с Творцом и Спасителем мира. Если человек не хочет соединяться с Богом, о каком спасении может идти речь? В чем тогда оно может заключаться? Нельзя говорить: «Господи, Ты меня спаси, но быть с Тобой в единстве мне необязательно, я и так добродетелен сам по себе». Разве существует рай, где нет Бога? Рай — это Бог, и только в Боге спасение человека.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 413 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
рб Марина26 сентября 2017, 12:57
СПАСИ ГОСПОДИ ВЛАДЫКА за НАСТАВЛЕНИЕ!!!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ В СЛУЖЕНИИ И В ДЕЛАХ !!!
тамара24 сентября 2017, 23:59
Владыка, спаси Вас Бог за такое вразумление о спасении наших душ.Многая и благая Вам лета.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×