Каждый воскресный день мы приходим в храм, желая принять благодать Божию. Что такое благодать? Нетварные энергии Божии; сила Господня, направленная на спасение человека, меняющая его личность и природу. В молитвах перед Причащением мы называем благодатью Святые Дары: «Божественных бо причащаяйся и боготворящих благодатей, не убо есмь един, но с Тобою, Христе мой». В Таинстве Причащения и в других церковных Таинствах и обрядах мы получаем спасительную благодать Божию.
А может ли быть благодать неспасительна, бесполезна для нас? Да. Сегодня мы прочитаем в апостольском зачале такие слова святого Павла: «Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами» (2 Кор. 6:1).
По мнению апостола Павла, благодать может быть тщетна – т. е. бесполезна. В каком случае? Если христианин, принимающий благодать, не хочет менять свою жизнь. Такой человек противится зову благодати. Бесплодны бывают дары Божии и для тех, кто запутался в вероучении, мировоззренческих вопросах, практике благочестия – и при этом не желает слушать голоса Церкви.
Какова историческая предпосылка Павловых слов: «Умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами»? Коринфяне, к которым писал апостол, не совсем правильно поняли евангельское благовестие. Так, они не верили в телесное воскресение мертвых, пытались совместить христианство с иудаизмом. Существовала и мировоззренческая проблема: коринфские христиане восприняли веру лишь как направление философии. Многие из них без зазрений совести совмещали языческий образ жизни с внешней христианской церковностью. Они не понимали, что христианское бытие - не философствование, а суровая борьба со своим ветхим человеком и с диаволом. Страдала и церковная практика благочестия – случались беспорядки на богослужении, люди не понимали сути этих собраний, по-мирски относились к дарам Святого Духа. И апостол предупреждает коринфян, что если они не исправятся, благодать Божия может стать тщетной для них.
Вот три важнейших стороны христианства, братья и сестры – вероучение, мировоззрение, практика духовной жизни. Если на что-либо из этой триады не обращать внимания, и для нас благодать может оказаться бесполезной.
Например, какому-нибудь молодому человеку говорят: «Молись, исповедуйся, причащайся - и больше ничего не надо. Веру не нужно изучать - верь, да и все. Мы люди простые, должны просто верить в Бога, а богословы пусть там разбираются, что к чему». Такой молодой человек в опасности. Сегодня он причащается в храме, а завтра может оказаться в секте, ибо не знает своей веры, и неспособен защитить себя от духовной лжи. К тому же, природа не терпит пустоты. Если христианин не узнал основ православной веры, он наполнит этот догматический вакуум чем-нибудь другим – либо придуманным, либо почерпнутым из ненадежных источников. Бывает, что церковные люди с большим стажем уходят в секты и расколы – хоть они часто причащались, соблюдали посты и прочие церковные дисциплины. Если в голове нет порядка, его не будет и в жизни. Необходимо иметь стройные понятия о том, как нас спасает Господь, что такое Церковь, и что я в ней делаю.
Или, скажем, у кого-то нет трудностей с вероучением, но есть проблема с мировоззрением, основанном на вероучении. Когда христианин стоит в храме, он абсолютно православен. Но вот он выходит – и превращается в язычника. Хамит, завидует, гордится, объедается, болтает без умолку, осуждает, строит козни… И благодать отходит от него, ибо Господь не будет обитать в нечистом сердце. Так мы можем своим поведением сделать благодать Божию, которую мы получаем в храме, неспасительной для нас.
«Благодать не спасет нас при нечистой и бесчестной жизни; напротив, еще более повредит нам и усугубит грехи наши, если мы после такого познания и дара возвратимся к прежним беззакониям. Впрочем, апостол ясно не говорит сего, чтобы не сделать слова своего тяжким; а говорит только, что иначе мы не получим никакой пользы» (1), - писал Златоуст.
И, конечно же, сама духовная жизнь наша должна строиться на правильном основании - так, как нам заповедали святые отцы. Если человек начинает фокусничать, придумывать что-то свое, не зная элементарных основ духовной брани, то благодать может оставить его. Например, если он на молитве примется вызывать в воображении какие-то картины. Или если молодой парень, имеющий жену и детей, будет читать только монашескую литературу и устроит в квартире монастырь. Или если кто-то попытается сочетать Иисусову молитву с йогой (мне встречались такие случаи). Словом, есть законы духовного подвига, описанные в богатейшей сокровищнице православной литературы, и их необходимо знать. Иначе благодать Божия может быть тщетно принята нами.
Поэтому и предупреждает апостол Павел коринфян о том, что дары Божии могут быть бесполезны и даже осудительны. Как он говорит и в другом месте, что причаститься можно в осуждение. Вот мы поздравляем друг друга: с Причащением вас, с Причащением.… А причаститься можно в погибель! Ведь Павел пишет, что многие, причащаясь в осуждение, болеют и умирают (см. 1 Кор. 11:29-30). Иуда, по мнению некоторых церковных писателей, причастился на Тайной Вечери. И что же? Сказано: «И после сего куска вошел в него сатана» (Ин. 13:27). Насколько важно помнить, что благодать Таинства всегда соотносится с состоянием нашего сердца.
Как часто мы с какой-то убийственной легкомысленностью относимся к благодати. Иногда просто страшно становится: что мы делаем? Причастился – и в тот же день напился до свинячьего визга. Или так нахохотался с друзьями, что живот весь вечер болел. Или так потрудился за обедом, что из-за стола встать не можешь. Или уж как начал с приятелем перемывать кости кому-то – не остановился, пока все 207 не перемыли. Образно говоря, нам дается чистая, белая одежда - живи красиво, человек, живи чисто и свято! Но мы выходим из храма – и падаем в первую же лужу.
В святоотеческих книгах Церковь часто сравнивается с кораблем, который плывет в Царствие Божие. Но это не значит, что на этом судне можно творить что хочешь. Пребывание в корабле, плывущем в Царствие Божие, налагает обязанность вести себя так, как велит капитан – Христос. Непослушание капитану чревато удалением с палубы. Христос - капитан добрый, но Он может быть очень строгим, если на Его корабле мы начнем придумывать свои правила и уставы. Например, называясь церковными людьми, жить как язычники.
Дай Бог, чтоб сегодняшние слова апостола Павла были не про нас. Дай Бог, чтоб благодать Божия не тщетно была принята нами.