Продолжая тему трудных мест Евангелия, поговорим об именах. Библия содержит множество имен. И даже если человек впервые открывает ее, одни имена будут знакомы, другие — нет. Я не буду сейчас рассматривать Ветхий Завет, так как наша основная тема — Евангелие. Поэтому и поговорим мы о новозаветных именах. Думаю, что имя Иисуса Христа вряд ли нуждается в представлении даже не сведущему читателю. Или имя апостола Петра. Вы вряд ли перепутаете его с кем-то другим. Но вот с некоторыми именами могут возникнуть проблемы.
Сколько было «царей Иродов»?
Например, Ирод. Его мы встречаем уже на второй странице Евангелия от Матфея: Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода (Мф. 2, 1). Можно смело сказать, что имя этого иудейского царя давно уже стало нарицательным. «Ирод» — образ жестокого и коварного человека. В чем же сложность?
Сложность в том, что имя «Ирод» встречается в Евангелии несколько раз. Например, во второй главе Евангелия от Матфея мы можем прочитать о том, как Ирод, испугавшись за свою власть, замышляет убить младенца Христа. Но там же сообщается о смерти Ирода. Власть переходит к его сыну Архелаю (Мф. 2, 20, 22). Но затем, в четырнадцатой главе Евангелия от Матфея, мы снова читаем об Ироде-четвертовластнике (см. Мф. 14, 1). Христос предостерегает учеников: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой (Мк. 8, 15). Евангелист Лука сообщает, что Ирод хочет убить Иисуса Христа (см. Лк. 13, 31), а затем Пилат посылает Христа на суд к Ироду (см. Лк. 23, 6-12). А еще в книге Деяний апостольских говорится о некоем Ироде, приказавшем обезглавить апостола Иакова Заведеева и арестовать апостола Петра (см. Деян. 12, 2-3). Кто же все эти Ироды?
Одинаковое имя у нескольких человек одновременно действительно может вызвать путаницу. Поэтому начнем сначала. Правителей с именем Ирод было несколько. Самый первый Ирод — символ жестокости — желавший смерти Христа и приказавший убить младенцев в Вифлееме, — известен в истории как Ирод Великий. Ирод и правда был великим строителем — по всей Иудее велись масштабные постройки. Кроме множества крепостей и дворцов в государстве возникли два новых города и был реконструирован Иерусалимский храм.
Другая сторона иродова «величия» проявилась в жестокости. Иудейский историк Иосиф Флавий пишет о нем так: «Это был человек, одинаково жестокий ко всем, необузданный в гневе, попиравший справедливость, но притом пользовавшийся большей удачей, чем кто-либо иной. Ведь он, происходя из простого звания, добился царского сана и, несмотря на тысячи опасностей, всегда ускользал от них, сумев при этом дожить до преклонного возраста».В «послужном списке» царя-строителя — убийства двух жен из десяти, трех сыновей, брата одной из жен и жены деда. Это помимо казни 45 знатных иерусалимлян, не желавших видеть его царем. Он понимал, что люди будут радоваться его смерти. Поэтому, почувствовав ее приближение, Ирод приказал собрать на ипподроме в Иерихоне знатных иудеев со всей страны, а затем казнить их, чтобы весь народ погрузился в скорбь. Но сестра Ирода смогла отменить последний безумный приказ брата.
Следующий Ирод или Ирод-четвертовластник, казнивший Иоанна Крестителя, был третьим сыном Ирода Великого. Слово «четвертовластник» указывает, что он управлял лишь четвертой частью Иудеи (после смерти первого Ирода государство было разделено). Сын продолжил «традиции» отца. К числу его главных злодеяний относятся незаконный брак с женой родного брата и казнь крестителя Господня Иоанна.
Третий Ирод, имя которого упоминается в книге Деяний, был внуком Ирода Великого. Желая угодить иудеям, враждовавшим против христиан, он приказывает казнить апостола Иакова Заведеева, брата Иоанна Богослова.
Чем занимались мытари?
Кроме имен в Евангелии встречаются еще более загадочные слова. Например, мытари, фарисеи, саддукеи.
Однажды мне задали такой вопрос: чем таким занимались мытари, что никто их не любил, — попрошайничали, что ли? Мытари были отнюдь не попрошайками. Мытарь — это, по сути, сборщик налогов и пошлин, с функциями судебного пристава. Для иудеев времен Христа слово «мытарь» было синонимом слова грешник. Противники Христа не раз злословили Его, как друга мытарей и грешников (см. Мф. 11, 19).
Но не любили мытарей не только за то, что они нередко использовали служебное положение в личных целях. Здесь нужно обратиться к истории. Иудея была завоевана Римской империей и лишилась независимости. Поэтому и налоги собирались в пользу оккупантов и поставленных ими правителей. Сбором же руководили чиновники, нанятые из местного населения, — мытари. Поэтому мытарь, часто общавшийся с язычниками-римлянами в силу своей должности, — выглядел в глазах других иудеев и нарушителем традиций, и предателем. Да и мытари, в свою очередь, не испытывали особой любви к собратьям. Но именно среди мытарей проповедь Христа нашла большой отклик — можно вспомнить покаявшегося Закхея, главу иерихонских мытарей (см. Лк. 19, 1-10), а еще автора первого Евангелия — апостола Матфея, оставившего свое «рабочее место» и последовавшего за Христом (см. Мф. 9, 9).
Тогда кто такие фарисеи? Христос в знаменитой притче противопоставляет смиренную молитву мытаря гордой молитве фарисея (см. Лк. 18, 9-14). Фарисеи — это религиозное движение, группа людей, стремящихся проводить особо благочестивую жизнь. Да, фарисеи были горды тем, что они «не мытари». И вообще старались отмежеваться от других, показывая свое особое благочестие и соблюдение даже самых мельчайших иудейских традиций (некоторые из них были, по сути, выдуманы самими же фарисеями). С одной стороны, фарисеи были знатоками Священного Писания (практически все книжники и законники, также упоминаемые в Евангелии, были фарисеями) и религиозных законов. Но с другой стороны, они поверили в собственную исключительность перед Богом. Потому что тот, кто не живет также благочестиво, как требуют этого фарисеи, не достоин спасения. Но часто благочестие фарисеев сводилось к строжайшему соблюдению правильного омовения блюд для еды, а духовная чистота отодвигалась на задний план. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды, - говорит Христос(Мф. 23, 25).
Но все же несмотря на то, что Христос обличает гордость и лицемерие фарисеев, некоторые из них испытывали к Нему симпатию. А один из самых образованных молодых фарисеев стал впоследствии христианином. Мы знаем его как апостола Павла.
Если фарисеи в чем-то могли согласиться с Иисусом Христом, то следующая группа, отличалась особой непримиримостью. Это саддукеи. Практически все саддукеи были потомственными священниками, что не является чем-то удивительным, так как иудейское священство было наследственным. Священниками становились только потомки брата пророка Моисея Аарона и его сыновей.
Саддукеи контролировали Иерусалимский храм, а также обладали высшей светской властью в городе. Именно первосвященник (главный священник) возглавлял Синедрион — высший иерусалимский совет. Синедрион обладал властью приговорить человека к смерти. Правда, не имел власти исполнить приговор, это было прерогативой римлян. Но добиться исполнения нужного приговора не было таким уж сложным делом.
Нужно сказать, что саддукеи, опять же в силу положения, часто общались с римлянами-язычниками. Но при этом слово «саддукей» не отождествлялось со словом грешник (в отличие от слова «мытарь»). Саддукеи были вполне лояльны римским властям. Обладая высшей властью, саддукеи являлись оппонентами фарисеев, которые пользовались популярностью в народе.
Возникает логичный вопрос: для чего все это знать читателю Евангелия? Скорее не для чего, а почему? Потому что знание исторической ситуации и некоторых особенностей того времени поможет нам не запутаться в тексте и понять многие важные моменты вероучения, как, например, то, почему Христос обличал фарисеев, но не гнушался сесть за стол в доме мытаря.
Продолжение цикла бесед о «сложных» местах Евангелия следует
Газета «Саратовская панорама» № 37 (1118)