Быть чьим-то рабом, пусть даже и рабом Христа? Для современного человека это неприемлемо. «Прошли времена рабства, — скажет он, — я свободный и никому не раб, и никогда им не был».
Впрочем, так считали не только ныне живущие люди, но и современники Христа, которые утверждали: «Мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда; как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?» (Ин. 8, 33).
Нашим сознанием рабство воспринимается как нечто постыдное, архаическое, как состояние, в котором человек терпит всевозможные унижения, попрание своего достоинства. Тем не менее, в одном из интервью наш знаменитый современник, солист балета назвал свою жизнь в театре «добровольным рабством». Значит, «раб», «рабство» — понятия, не чуждые современной жизни. В данном случае «господином», которому рабски служил артист, был балет. В самом деле, его рабы не только трудятся на пределе физических возможностей, они еще и многого лишены. Им недоступны вкусная еда, алкоголь, развлечения, свободное распоряжение своим временем, потому что все их силы, помыслы, желания посвящены балету. Завидная верность! Однако ее вполне можно понять, ведь человек видит плоды своего «рабского» труда и наслаждается ими: славой, восхищением зрителей, несмолкаемыми овациями после каждого выступления. Все, что его «господин» мог дать ему, он получил как его верный раб.
Раб Христов, по словам Самого Спасителя, получает в дар несравненно больше: все имение Господина своего — Небесное Царство, которое во всей полноте будет принадлежать человеку, как и всем другим его обитателям. Но признать себя рабом Христа и даже декларировать себя таковым перед миром и людьми мало. Этого совершенно недостаточно, чтобы получить от Него эту высокую награду! Христос предупреждает: увенчивается только верный и благоразумный раб, причем человеку нужны оба эти качества, одно без другого «не работает».
«Кто же верный и благоразумный раб» (Мф. 24, 45)? Слово «верный» многозначно. Конечно же, это правильно верующий, но главное — преданный, готовый исполнять волю Господа, Его заповеди, человек, который стремится не уклоняться от Бога ни умом, ни сердцем. Уклонения могут быть добровольные или по немощи, когда человек уже не владеет собой и грех насилует его волю, когда грешник хотел бы от него избавиться, но не в силах одолеть. А Бог по разным причинам может попускать страстям побеждать человека: например для его смирения или в других благих, порой неведомых нам целях.
Под верностью Христу подразумевается неизменная обращенность к Нему человека, даже в своей немощи и страстности. Верный может увлечься, заиграться, пасть, но его внутренний вектор по-прежнему будет направлен к Богу и поможет восстать от падения, остаться преданным Господу. Как ни страшен был двойной грех царя Давида, когда он увлекся чужой женой, но после вразумления пророком Самуилом он опомнился, рыдал и каялся, умоляя Бога восстановить единство с Ним, разорванное грехом.
С другой стороны, в Евангелии упоминается немало по виду непорочных фарисеев, духовных учителей народа, которых не в чем было упрекнуть, однако при этом они принадлежали сатане. Христос называл дьявола их отцом, потому что врученное им великое дарование — руководить народ к спасению — они незаконно растрачивали на себя, использовали его для извлечения славы себе, а не Богу. Верный же раб Христа, как говорит святитель Иоанн Златоуст, ничего из богатств Господина не утаит себе, ничего не растратит напрасно и без цели.
Так бывает в земной жизни, когда богатый человек, бизнесмен ставит кого-либо управлять своей недвижимостью, предприятием или землями. Управляющий может начать воровать, обманывать подчиненных ему служащих, устраивать себе веселую жизнь за счет ресурсов своего нанимателя, «начнет бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться» (Лк. 12, 45). Но он может поступать и совсем по-иному, рачительно, чтобы ресурсы его работодателя сохранялись и приумножались. В таком случае он будет делать то, что хочет от него хозяин, — исполнять его волю.
Подобное происходит и в духовной сфере. Все, что мы имеем в своем распоряжении: жизнь, дарования, тело и душу — мы получаем от Бога, Который хочет, чтобы мы использовали все наши ресурсы (материальные, и духовные) правильно, в соответствии с Его волей. Но у нас есть свобода выбирать одно из двух: послушаться Христа, быть верными Ему и пользоваться Его дарами так, как Он заповедал, либо пустить дарованное на собственные удовольствия, греховные наслаждения.
И как ни удивительно это прозвучит, одной верности рабу Христову мало, чтобы исполнить волю Господа. Христианская верность всегда должна сочетаться с благоразумием. Когда этого сочетания нет, появляется горячность не по разуму, фанатизм. Человек может «наломать дров», считая себя верным рабом Христа. Немало тому примеров мы видим и в истории, и в наши дни.
Быть «благоразумным» рабом означает иметь духовную мудрость, чтобы, по выражению святителя Иоанна Златоуста, суметь «употребить вверенное ему достояние надлежащим образом». Надо понимать, как пользоваться тем, что тебе вручено. Можно иметь благое желание все полученное приумножить, но не иметь рассуждения, и из этого выйдет только вред. Например, захотел человек увеличить свое земное состояние, купил на все деньги акции финансовой пирамиды, подобной МММ, и через месяц лишился всего, что имел.
В духовной жизни не иметь благоразумия еще опаснее. Преподобный Антоний Великий говорил, что самый великий дар для монаха — рассуждение. Речь идет не об аналитической способности, а о различении добра и зла, об умении избегать козней лукавых духов и во всем держаться золотой середины, чтобы сохранять постоянство в христианском подвиге. Рассуждение хранит не только монаха, но всякого христианина от крайностей на пути к Богу, от увлечений безмерными подвигами и «высокими состояниями», чудесами и видениями, от всего, что может духовно обанкротить христианина, ввести его в духовную прелесть.
Святоотеческая мудрость убеждает всех христиан, пока они проходят земную жизнь, не расточать «великого ради малого». Все дарования, которые нам предоставлены Богом: наши способности, жизненные обстоятельства, возможность действовать, меняться к лучшему – нужно пустить на приобретение Небесного Царства, того самого «великого». Если же потратим все свое время и силы на служение страстям, то получим «малое» — сиюминутное удовольствие. Но эта минута пройдет, а что будет дальше? Каждому из нас Господь дал все, чтобы мы обрели Небо, и если потратить Его дары на недолжное, «малое», то будем страдать и в этой жизни, и в вечности.