Четыре

Своих «Братьев Карамазовых» Достоевский пишет как «историю одной семейки». В главных персонажах, связанных кровными узами, должна уместиться Россия с точки зрения психологических типов. Идея грандиозная и простая одновременно. Четырьмя первоэлементами древние определяли все относящееся к видимому миру. Огонь – вода, земля – железо. Так же и классифицированные еще в античности флегматики, сангвиники, холерики и меланхолики охватывают все человеческие темпераменты. С оговорками, конечно, но охватывают. Есть к тому же и промежуточные состояния. Так, между севером и востоком есть северо-восток, между югом и западом – юго-запад (сторон света ведь тоже четыре). Следовательно, и между сангвиником и холериком может быть нечто среднее, и четырьмя ярко очерченными типами, допуская нечто промежуточное, можно описать основные характеры народа.

    

Митя, Ваня, Алеша и Смердяков. Из этих стихий состояла Россия Достоевского перед тремя революциями, одной гражданской войной и двумя мировыми войнами. Такой она стояла перед его умным взором до коллективизации, культа личности, оттепели, освоения космоса, горбачевского предательства и ельцинского броневика. Интересно, найдем ли мы эти типы сегодня? Если да, то Россия сохранила себя с точки зрения человеческих характеристик. А вдруг нет? Тогда мы уже другие, или те же, но радикально изменившиеся. То есть какая-то уже совсем другая Россия, которую нужно изучать по другим книгам. Приглашаю вас к размышлению на тему, зная, что исчерпывающего ответа не будет. Но все же…

Митя. Это сильный и неуемный человек. Он страстный, страшный в гневе или хмелю, но честный. Деньгам цены не знает. Для него они всегда средство. Красть, плести интриги – не его стиль. Чужую вину на себя взять он способен. В бой пойти может. Слабого если обидит, то раскается. В правду верит, в любовь тоже верит. Большое дитя с тяжелыми кулаками. Вы таких видели? Лично я видел.

Иван. Далеко зашедший теоретик. Сердце в нем холодное, эгоистичное, а умная голова все время придумывает себе и своему своеволию оправдания. Благо силлогизмы составлять западная наука научила. Иван ведь западник и умник. Он холодный, как змей, и любую теорию выдумать способен. Или из баловства, или из бунта против Бога. Потом эти теории заживут самостоятельной жизнью, хоть бы автор в них и раскаялся.

Алеша – это душа семьи после смерти матери, загнанной в гроб отцом-изувером. Только мать была почти бессловесная, а Алеша умный и говорить может. Он близ старца, за всю семью молитвенник. Ему жалко всех. Всех понять хочется. От грехов человеческих он не отворачивается, но стремиться к евангельской любви ему это не мешает. И в монастырь он идет не оттого, что перед барышнями робеет или фантазировать о духовности любит. Он узнал, сердцем узнал, что во Христе правда, и размениваться не хочет.

От грехов человеческих он не отворачивается, но стремиться к евангельской любви ему это не мешает

Ну, и Смердяков. Его-то вы точно видели. Этот говорит: «Лучше бы Россия Наполеону сдалась, тогда бы мы сегодня в цивилизации жили». Смените в этой фразе Наполеона на Гитлера, и вы сразу поймете, как часто с этим типом встречались, хоть в жизни, хоть в прессе, хоть в телевизоре.

Вот они четверо. Как четыре стороны света и как четыре начальных элемента китайской натурфилософии. Видели мы их или нет? Конечно, не в том виде, в котором их образы экранизировал Пырьев, и не так, как их покойный Илья Глазунов в иллюстрациях к роману изобразил. От внешности нужно отвлечься. Алешу, к примеру, не стоит только по рясе отыскивать. В рясе может и Смердяков ходить. Никого не любящий Иван тоже может в сан облечься. Дело в душевном типе. В направлении жизненных сил.

Митю можно определить как русскую натуру, не обработанную Евангельской благодатью. Это природный русский человек, где слово «природа» противостоит словам «культура», «цивилизация», а если не противостоит, то перекрывает их собою. Даже странно, отчего он в башмаках и камзоле, а не в лаптях и рубахе. По-моему, множество русских людей именно таковы. С ошибкой скроены, но крепко сшиты.

Вот уже Иван – это русский человек, прошедший школу любви к западным ценностям. Обработка своеобразная тут была. «Русского буйства» он сторонится; «русское хамство» ему претит; на «русскую грязь» он по-заграничному морщится. Он русский по языку и крещению, но внутри у него холодно, как в погребе, несмотря на слова о «слезинке одного ребенка». Да и ум его весь какой-то не созидательный, ядовитый. Таких русских людей, думаю, тоже очень много.

Алеша – это русский человек, ставший на путь Евангельской жизни. Это обрабатываемая природа. Еще не готовый святой, но лишь возможность святости. Как юный Сергий, только вынашивающий мечту о жизни монашеской. Это оправдание всей семейки. Таких людей, к счастью, немало. Может ли быть их много? – вопрос. Да и какими цифрами измеряется здесь понятие «много»? Они есть. Никогда не исчезали пока. И это тип связующий, потому что Мите с Иваном говорить не о чем. Иван со Смердяковым, если и поговорят, то договорятся до отцеубийства. А Алеша, он со всеми близок, и общение с ним никому не вредит. Даже отца своего, все почти человеческое растерявшего, он не презирает и не осуждает.

Смердяков же – это и не природный человек в необработанном виде; и не человек, ставший на Евангельский путь; и не человек западного ума и воспитания. Это нравственно сгнивший русский человек. Поговорить ему приятно про западную культуру и про то, что чудеса – это глупости, но собственно культуры у него нет, и сердце его не там. У него уже почти нет сердца. Делось куда-то или отсутствовало изначала. Все же вспомним, от какого отца он зачался. Этот персонаж тоже в нашей жизни присутствует.

И вот я спрашиваю сам себя после всего сказанного, Россия мы или уже не Россия? Думаю, что мы все та же Россия. Кому любовь до смерти, кому в тюрьму без вины. Разговоры о Боге в трактире, святость по соседству с полным неверием. Все есть. Да, конный экипаж сменился автомобилем, штиблеты – туфлями, и бреемся мы (кто бреется) не у цирюльника, а дома перед зеркалом. Количество подобных перемен огромно, оно застит глаз, и кажется, что все поменялось в корне. Но вот корень-то и цел. Одни ветки пообломало. И в некоем старике вдруг без ошибки узнаешь масляные глазки Карамазова-старшего, хотящего «в чине мужчины подольше пожить». А в другом философе разглядишь Ивана, с которым в эту самую ночь бес разговаривал. Про тех, что «всю Россию ненавидят» и говорить не приходится. Они сами хотят, чтоб их услышали и узнали. Конечно же, есть и Алеша. А если рядом его нет, то есть те, кто с ним лично знаком или о нем слышал.

Протоиерей Андрей Ткачев

11 октября 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Анастасия19 октября 2017, 18:18
Еще интересно вспомнить, что изначально Достоевский задумал цикл романов Житие великого грешника. Собственно, великий грешник и раскололся на образы всех братьев. Так что, думаю, в каждом русском - точнее, не только в русском, но особенно в русском - присутствуют все четверо.
А вот почему не написал? Замысел ему был очень дорог, но еще на сталии обдумывания романа и параллельной работы над другими вещами (Бесы, Подросток, где частично реализовал свои идеи) Достоевский прнял, что лик зла у него прописывается хорошо, убедительно, четко, а вот лик доброты и смирения, к которым должен был повернуться в итоге герой никак не получается... Так-то.
Михаил17 октября 2017, 02:27
Сергею Рымареву:
А Серафим Роуз? А Николай Сербский? А вы читали, как в Бутане несколько тысяч человек приняли православную веру из уст ангела, назвали себя православной церковью Бутана, и только через несколько лет, уже умножившись изрядно, добрались до Антиохийского патриарха и покрестились. Это как? Я думаю, что мир сможет жить и без России, если она отречется, как в притче о званных,- то призовет Господь негров, китайцев, уйгуров всяких и индусов. Может и так быть, я думаю. А мир скоро перестанет быть миром белых, и миром европейцев, в любом случае.
Сергей Рымарев15 октября 2017, 14:46
Нет слов! Глубочайший анализ на тему: "Умом Россию не понять"! Рухнет Россия и мир уже не устоит -потому, что Алёш Карамазовых в других странах никогда не будет, а это - Вселенская катастрофа и последний безумный пир диавола вместе с Антихристом.Господи, спаси и сохрани Россию - последний оплот ЖИЗНИ на Земле! Многая лета о. Андрею - проповеднику и пророку наших дней!
Наталия С.15 октября 2017, 14:36
Михаил, спасибо за ответ, про Смердякова согласна. Попробую порассуждать далее по Вашему способу. В типаже Дмитрия есть и плюс и минус. Минус в том, что Дмитрий пренебрегает разумной частью своей души, от этого он является игралищем собственных страстей и легко становится орудием в руках расчетливых злодеев. Что до Ивана, то, по-моему, все беды от гордости его ума, а это человек исцелить не может, а может только Бог (на сайте есть одна из статей про гордость ума и сердца, кажется как раз у о. Андрея). На мой взгляд, если бы не этот порок, Иван смог бы принести множество пользы для большого числа людей.

Михаил15 октября 2017, 02:29
Наталии С:
А Дмитрий и так хороший, нормальный, искренний и это хорошо. Смердяков со знаком плюс, это когда человек выходит из отчаяния и ожесточения. А у него как раз ожесточение - много думает о себе, как же во Францию ездил, а сам больной, ничтожный, незаконнорожденный идиот, но если смирится, простит отца... А Ивана со знаком плюс быть наверное не может. Он сошел с ума, и по идее, если не сгниёт на цепи в сумасшедшем доме, то переродится и раскаяться, но от прежнего Ивана в нем уже ничего не будет, его будет и не узнать. Иван, тот что в книге, вообще и не человек как бы. Единственный кто заслуживает смерти, и то что он сошел с ума многих спасло от погибели. Иван - помощник сатаны.
Наталия C.13 октября 2017, 20:35
Было бы желательно узнать, какими бывают типажи Дмитрия, Ивана и Смердякова со знаком "плюс"? Должны же они быть, и наверное, где-то есть.
Андрей12 октября 2017, 20:21
Благодарю о.Андрею, занимательно и интересно. Можно соглашаться, можно нет - у каждого своя точка зрения. Но типаж личностей описанных и писателем, и св.отцом совпадает. Мне вот один вопрос возник, при нашей демократии, которой при Достоевском не было, кто пролез в высшие органы власти, кто нами руководит? Какой тип личностей - Иван ли, Смердяков ли, или Митя с Алешей может ли быть? И может ли Иван заняв высокий пост "превратится" в Митю или Алешу и наоборот? Да и кто для России предпочтителен, нужней?
Ольга12 октября 2017, 15:47
У меня другой совсем вопрос. Почему у нас нет нового Достоевского? Может мы не умеем (все еще!!!!!!!)Федора Михайловича осмыслить? Пожалуйста, не надо типизировать персонажи. Скажите как нам (в том числе) понять, что и они, и мы - РОДНЫЕ братья.
Наталья11 октября 2017, 23:12
А я думаю,что Иван быстрее к вере пришёл бы ,чем Митя.Митя глубоко привязан мирским, мещанским идеалам.Такие люди любят свою любовь,а не конкретного человека.Вот именно таких людей в нашей стране больше ,чем псевдолебиралов Иванов.
Винюков Андрей11 октября 2017, 22:23
Как просто и проницательно написано. Написано рукой человека с масштабным мировоззрением, и историческим и духовным. Написано русским священником. Наследником, хранителем и продолжателем России Ф.М. Достоевского. С нами Бог, покуда с нами такие батюшки.
Георгий11 октября 2017, 19:47
Благодарю, о.Андрей за замечательную статью о «истории одной семейки», в которой Вы сумели увидеть Русский эпос, где стихии, над которыми властен только Господь , благодаря наверное, русским просторам и пространствам , зажили «сами по себе» и развернулись во всю свою неуёмную силу…
И Дмитрия, и, с трудом, Ивана, и конечно же Алёшу, можно представить в чёрном облачении –
Игумен Димитрий, схимонах Иоанн, старец Алексий…… вот только Смердяков никак не «представляется"...
Иногда, кажется, что Фёдор Михайлович написал обо всём, что совершалось, совершается и будет совершаться в России…да и во в мире…. А мы сейчас читаем, ужасаемся и восхищаемся пророчествам его книг.
Михаил11 октября 2017, 19:46
Отлично!Спаси Вас Бог!
юлия11 октября 2017, 19:45
Прочитала с интересом.Я полностью согласна с автором,в том числе и потому,что сама задавалась этим вопросом. Читая Достоевского,Чехова (повести и рассказы),Гоголя,Грибоедова,Островского,Лескова, я пришла к выводу,что наше общество при изменении внешних обстоятельств (технологическом прогрессе) глубоко в менталитете остаётся прежним.Те же типы личностей,те же ценности.Иной раз читать без иронической ухмылки невозможно. «Мерило народа не то,каков он есть,а то,что он считает прекрасным и истинным»,говорил Достоевский.Цитату эту можно,на мой взгляд,употребить и к настоящей теме."Времена всегда одинаковые", помните из "Москва слезам не верит", кажется, об этом)
Михаил11 октября 2017, 17:23
Все так и есть. Пока читал, думал, что что-то добавлю, а в конце понял, что все, что надо отец Андрей написал и так. Только я вот верю в Смердякова, в то, что такой человек может раскаяться, и что помрачение его ума и сердца временно. Мне таких жалко, я даже где-то и понимаю их. Вот Ивана ненавижу, не верю в то, что он может ожить душой, этот типаж самый неприятный из всех возможных, особенно жутко то, что он не смешон и не "грязен" на первый взгляд, как например, "сын Павлищева", или Верховенский, или Смердяков тот же, он за нормального может сойти. Хотя его все равно видно. Сильный бес.
Константин Яковлев11 октября 2017, 16:18
Спасибо, батюшка за Вашу любовь к Фёдору Михайловичу, я также его гений ощущаю. Умный Набоков и кое кто из сегодняшних либералов нами не согласятся, пусть, это чтоб нам не расслабляться. А вот к критике Достоевского Константином Леонтьевым стоит прислушаться - чтобы не забывать, что всё же Ф.М. писатель, а не святой отец. Когда Вы говорите, что все батюшки вместе взятые меньше приведут людей к Богу, чем один Достоевский - это уж слишком сильно!... И за Ивана в контексте Вашего анализа хочется заступиться - жалко его, покается он - придёт время...
Марарита11 октября 2017, 15:43
Скорее, 4 состояния одного человека. Сегодня - Смердяков, завтра - Иван. И совсем немного - Алеша. А потом Митя, который взрывает все...
11 октября 2017, 15:32
Хорошая статья о великом писателе и мудрости его произведений!
Спасибо!
Павел З.11 октября 2017, 15:25
Как-то я забыл о Смердякове... Вот тут, конечно, автор прав, что тип этот очень распространен, но у меня сложилось впечатление, что отец Андрей видит Смердяковых в неверующей интеллигенции. Таких я знаю, но думаю, что Смердяков тут ни при чем. Скорее этот тип распространяется среди обычной городской молодежи, да еще со скоростью эпидемии чумы.
Екатерина11 октября 2017, 13:57
Низкий поклон, батюшка! Сердце вслякоть, ум вдребезги
Павел З.11 октября 2017, 13:18
А по мне, раз отец Андрей приглашает нас к разговору, Россия поменялась. Разве что Митя хорошо просматривается - это основной тип русского вообще, по-моему. А таких, как Алеша, я вообще ни разу не видел, молитва в России на старушках сейчас держится, а не на верующей молодежи. Да и новые типы появились, рожденные одним советским временем. Что же до самого Достоевского, то не люблю его. Искусственность почти всех его книг, надуманность образов всегда меня неприятно поражала. Единственный кусок из Достоевского, заставивший меня почувствовать величие написанного - разговор Ивана с бесом. Чувствуется, как глубоко Достоевский знал хитрости врага рода человеческого.
Елена Беляева11 октября 2017, 12:22
Благодарю Вас, Отец Андрей! Ваш талант разрушать скорлупу бесчувственности сердец безграничен. В очередной раз заставляешь себя ответить на вопрос: а ты кто? Кому ты лично служишь? Вдруг родилось сравнение с 3D принтером. Вы побуждаете к созданию новых тканей православного человека, связывая материальное: историю, культуру, науку и духовное. Помощи Божьей во всем! Елена
-11 октября 2017, 10:47
Как же я люблю Федора Михайловича и как рада, что Вы никогда о нем не забываете.
Все в точку и как обычно в голове вопрос: «Почему я об этом не думала раньше?»
Правы Вы, в нашем веке говоришь ясные вещи и становишься проповедником. Вот до чего наш ум обленился!
Спаси Вас Господь! И Слава Богу Вы с нами и неустанно трудитесь, несмотря ни на что!
Jelena Borovinic11 октября 2017, 10:37
Otets Andrey, naskolyko Vam legko i trudno
odnovremenno!...da hranit Vas Gospod i Presvyataya Bogoroditsa.
Ольга Николаевна11 октября 2017, 10:01
Отец Андрей! Браво! Как всегда предельно ясно, емко, хлестко, доступно! Храни Господь Вас и Вашу семью!
Наталия Ростова11 октября 2017, 09:30
О!!! Достоевский- моя любимая тема.Можно размышлять долго и много,но если кратко,то...Всегда у нас будут "Алёши",они для нас,как маяки,указывающие путь к Богу.Всегда будут "Дмитрии",они никогда не станут предателями своей Родины и народа и готовы без вины пострадать.К сожалению,будут и "Смердяковы",которые от своей гнилой и подлой натуры пускают яд,но сами же этим ядом и травятся.И будут и такие холодные "Иваны",но этих сама матушка Русь,как инородное тело,отторгнёт из своего организма.Россию победить невозможно,для этого нужно нас уничтожить поголовно,всех разом. А это не произойдёт никогда. С нами Бог! И какая разница, кто против нас?!!!
Анна11 октября 2017, 09:26
обалдеть, батюшка! простите за слог! Братьев Карамазовых чту за самое сильное, светлое, вдохновляющее произведение Федора Михайловича, но чтоб в таком ключе - ни умишка, ни образования не доставало. спаси Вас Господь за такое чудо! и слава Господу, что жива Россия и все та же...
Наталия11 октября 2017, 08:04
Спасибо. Страшная и гениальная книга. Одна из моих любимых.
Валентина Олейник11 октября 2017, 07:39
доступно и понятно.спасибо.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×