Скачать
(MP3 файл. Продолжительность
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Словами Нагорной проповеди, которую мы слышали сегодня, Сам Господь обратился к нам, говоря о том, какими мы должны быть, и о том, как нам устраивать свои отношения с людьми.
И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк. 6: 31).
Конечно, мы знаем, что эта мысль не нова. Слова эти – точно так же или близко по смыслу – были произнесены в древности любителями мудрости, то есть философами; их любили повторять морализаторы эпохи Просвещения. Об этом говорится и в Писании Ветхого Завета – завета с Богом, заключенного народом Божиим до прихода Христа Спасителя на землю.
Но для нас, христиан, сила этих слов в Божественной личности Того, Кто их произнес. И власть этих слов в авторитете Того, Кто Сам их исполнил всей Своей жизнью.
Поэтому они не просто выражение отвлеченного общефилософского или морального закона – одного из тех, которые часто остаются в книгах и почти ничего не меняют в самой природе человеческой души.
И слова эти не тягостное обязательство, которое мы должны возложить на себя. Это просьба к нам Самого Сына Божиего, Того, с Которым мы уже много раз в жизни поступали немилосердно и жестоко своими грехами, но Он, простив нам наше зло, просит, чтобы мы не искали своей правды, а призывает быть милостивыми к ближним, как к самим себе.
Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым (Лк. 6: 35).
Это очень тяжелые, несправедливые и непонятные слова для сердца, живущего законами этого мира. А значит, они могут быть тяжелы и для меня, и для каждого из нас, если мы в своем сердце, в своем уме не поместили на первое место заповеди евангельской жизни.
Часто нам посылаются от Господа люди для испытания нашей христианской любви. И мы, по своему эгоизму, по страху потерять мир душевный и житейский комфорт, начинаем считать их своими обременительными спутниками, врагами нашего внутреннего благополучия.
Но как ближним, по слову притчи о милосердном самарянине, становится каждый, кому было сделано добро, так и врагом становится для нас тот, кому мы добра не желаем и даже не можем выделить им и слова молитвы в своем сердце. Так мы защищаем свое мнимое благополучие, и врагом нам может стать и друг, и родитель, и дитя родное, а постепенно и весь мир.
Однажды к отцу архимандриту Иоанну (Крестьянкину) в Псково-Печерском монастыре подошла женщина и отчаянно произнесла:
– Батюшка, не могу больше жить: кругом одни враги.
– Да какие же это враги? – спросил отец Иоанн.
– Видимые и невидимые.
«Где ты видишь врагов? Посмотри: кругом одни ангелы», – и отец Иоанна указал на стоящих вокруг людей
– Ну, невидимые – допустим, так. А какие это видимые? Где ты их находишь? Посмотри: кругом одни ангелы стоят.
И широким жестом с улыбкой батюшка указал на стоящих вокруг людей.
Но надо понимать, что эта добрая улыбка старца – не просто красивый жест, это его жизнь. Ведь вскоре после войны отец Иоанн, тогда молодой священник, был своими же собратьями сослужителями оклеветан и по их доносу осужден. А на очной ставке он с радостью обнял того, кто на него же и писал неправды. Такова была его готовность любить и прощать.
Нам сложно понять, а как нам поступать, когда под врагами подразумеваются враги самой жизни нашей, враги Церкви и веры нашей. Как нам примириться с ними? Мы можем не понимать этого, не знать готового ответа, который надо выстрадать своей жизнью.
Эти ситуации как меч, отсекающий нас от прежней жизни, когда мы должны в новых и страшных для нас обстоятельствах не растеряться и найти в себе силы остаться христианами. Это может быть время суда, страшного суда для нас, когда мы должны определить свою веру. Поэтому и сказал святитель Иоанн Златоуст, что любить врагов – это высочайший верх добродетелей.
Тогда за нас никто не решит этот вопрос, и надо молиться, чтобы Сам Господь укрепил нас в час этой встречи. Но мы не найдем помощи в себе, если наша прежня жизнь проходила без Христа, если у нас не будет личного опыта общения с Богом, памяти о радости этого общения, памяти о любви Божией к нам, если не будет веры Богу, что всё от Него посылаемое есть благо.
Надо молиться, и молиться, может быть, всю жизнь, чтобы нас укрепили слова молитвы, которой Сам Господь молился об убивавших Его: «Прости им, ибо не ведают, что творят» – «Прости им, Господи, они еще не понимают духовного порядка вещей, не возросли до их понимания. Они такие же люди, как и мы, но еще не знают любви Твоей к ним, как и мы ее когда-то не знали, а может быть, и теперь ее не знаем, потому что пребываем во мраке и власти греха».
И сам этот храм в память святых Новомучеников и Исповедников Церкви Русской не свидетельство ли исполнения этой заповеди любви к врагам, когда многие новомученики в свой последний час молились о тех и благословляли тех, кто их убивал?!
Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6: 36).
Милосердие наше не может быть основано на нашей личной предрасположенности сделать добро тому, кто нам нравится, иначе мы впадем в самомнение и осуждение других за их жестокость.
Твердое основание нашего милосердия должно лежать на сознании того, что мы, имея за плечами своей жизни большой груз злых дел и к ближним, и к Богу, еще пользуемся милостью Божией и добротой людской. Нам кажется, что мы терпим ближних и оказываем им великую честь, а в действительности это наши ближние терпят нас, в действительности Сам Господь еще терпит и милует нас.
Святые отцы говорили: «Если увидишь грешного, прикрой своей одеждой, уйди и не осуждай»
И святые отцы милостиво обращались с грешниками, говоря: «Если увидишь грешного, прикрой своей одеждой, уйди и не осуждай».
Будем помнить слова: «Милости хочу, а не жертвы». И тогда, надеясь на милосердие Божие, будем со страхом, любовью, смирением и терпением молиться о ближних и о себе, благодаря Бога и Спасителя нашего, давшего нам такой закон любви, который нам дает силы для жизни по Его заповедям.
Аминь.