Паломничество ассирийской молодежи

О, Грузия – нам слезы вытирая,
ты русской музы колыбель вторая.
О Грузии забыв неосторожно,
в России быть поэтом невозможно.
Евгений Евтушенко

Может ли путешествие изменить человека?.. Я не раз задавался этим вопросом и находил ответ на страницах мировой истории и литературы. Во время путешествия мы не принадлежим только себе, становимся одним целым с коллективом, и исчезают маски, мы узнаем своих попутчиков совершенно с другой стороны, будто знакомимся с ними заново. Марк Твен рассуждал на эту тему в своем романе «Том Сойер за границей»: «Я теперь понял, что самый верный способ узнать, нравится тебе человек или нет, – это поехать с ним путешествовать». Если говорить о моих ожиданиях, то они оправдались.

Наша поездка в Сакартвело не была простым туристическим приключением, мы шаг за шагом формировали международный союз православных ассирийцев России и Грузии. Важно, что всю нашу поездку сопровождала икона 13 ассирийских отцов, которую год назад Старо-Покровскому храму подарил схиархимандрит Серафим (Бит-Хариби). Впервые представители национальной молодежной организации «Дети Ассирии» посетили Тбилиси, Кандский монастырь и познакомились с отцом Серафимом лично.

Кандский монастырь давно стал ассирийской Меккой, куда каждый год приезжают новые паломники из стран ближнего зарубежья и Европы. Поражает количество иностранцев, для которых Канда стала чем-то вроде собора Нотр-Дам в Париже, который обязательно стоит посетить, будучи во Франции. Они удивительно легко совмещают утреннее знакомство со святынями Грузии с ночными рейдами по барам и кальянным Тбилиси.

Во время геноцида 1833 года Старая Канда стала домом для многих ассирийцев из Ирана, Ирака, Турции и Сирии, и сегодня там проживает более 2000 человек. Популярность ассирийской деревни с каждым днем растет, во многом благодаря песнопениям и харизме схиархимандрита Серафима. Там все богослужения проводятся на арамейском и грузинском языках, а духовный наставник близок и понятен простым людям. О нем много пишут СМИ, а соцсети пестрят видеоотчетами очевидцев.

День первый

Каждый смог помолиться перед иконой 13 ассирийских отцов

Во дворе монастыря за небольшим деревянным столом мы выпили холодный кофе вместе с отцом Серафимом, говорили о житейском. Наши ребята успели сделать десяток групповых селфи, некоторые теперь хранятся и в моем телефоне. Потом мы зашли в храм, каждый смог помолиться перед иконой 13 ассирийских отцов. Эти святые в каком-то смысле разделили историю грузинского христианства на «до» и «после», ступив на земли Иверии в середине VI века и начав проповедовать и обустраивать монастырскую жизнь.

Жили мы в гостинице в Тбилиси и на 5 дней стали одной большой и шумной семьей. Иногда вздорили, но обиды забывались за ранним завтраком, а поздними вечерами бурно делились впечатлениями и пили черное вино (именно так грузины говорят о домашнем вине из темных сортов винограда, которое мы, приезжие, безжалостно именуем красным).

День второй

На тбилисской улице Тетрицкаройской жил обычный мальчик Годердзи Ургебадзе, рос он в семье убежденного коммуниста, но отец рано умер, и его воспитывала мама. Однажды, играя во дворе с детьми, маленький Годердзи услышал, как склочные соседки в очередной раз выясняют отношения, и одна из них сказала: «Ты распяла меня, как Христа». Незнакомое слово настолько сильно заинтересовало мальчика, что он сразу же побежал в местную церковь, чтобы узнать значение этой странной фразы. Сторож храма посоветовал ему прочитать Евангелие.

Маленький Годердзи так и сделал, начал читать, но, вот горе для покойного отца-партийца, – остановиться он уже не смог и через несколько лет знал текст Евангелия наизусть.

На 26-м году жизни он понял, что «большего героизма, чем монашество, нет», и принял монашеский постриг, получив имя Гавриил. Жизнь уготовила ему сотню тяжелых испытаний, которые он прошел только благодаря своей неисчерпаемой вере и любви к Богу.

Старца – преподобного Гавриила Афонского – многие считали юродивым и, видя его на улице, крутили пальцем у виска.

Эту историю мы услышали в женском Самтаврийском монастыре от отца Серафима

Он ходил босиком, ковырялся и сидел в куче мусора, приносил со свалки иконы и лампадки для своей церкви, нередко прикидывался пьяницей, побирался вместе с нищими и ночевал в земляной яме, а однажды поджег висящий на стене исполкома двадцатиметровый портрет Ленина со словами: «Грузины, опомнитесь! Господь сказал: Не сотворите себе кумира и никакого изображения его. Мы всегда были христианами. Вы поклоняетесь идолам». Безумный, что поделать… Но вот только за этим безумием была скрыта от любопытных глаз правда, о которой отец Гавриил говорил сам: «Все плохое в человеке – только случайность. Никогда не презирайте людей. Даже если видите грязных, пьяных, ругающихся скверными словами. И в них сохраняется Божий образ, в глубине, о которой, может быть, они и сами не знают. Этот образ враг замазал грязью, как можно запачкать икону. А попадёт она в добрые руки, ее очистят – и засияет…».

В последние годы своей жизни, по благословению патриарха Илии II, отец Гавриил поселился в монастыре Самтавро, который преподобный любил еще с детства.

Эту историю мы услышали в женском Самтаврийском монастыре от отца Серафима – тот день он провел вместе с нами.

Обитель связана не только с жизнью и смертью преподобного архимандрита Гавриила. Примечательно, что там хранятся мощи одного из ассирийских отцов – Або Некресского, который умер мученической смертью. Персы-зороастрийцы забили его камнями, отомстив за построенный на их землях православный монастырь в городе Некреси.

День третий

Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод…
М. Лермонтов

Мы быстро поднимались в гору, не замечая торчащих из земли кочек, видя перед собой только величественный и древний храм Джвари. С вершины холма видно слияние двух рек и будто нарисованные тропы Мцхеты.

Мы вошли в храм при монастыре, и отец Серафим, стоя у креста, воздвигнутого грузинской просветительницей Нино, исполнил одно из своих песнопений. Это было завораживающе, люди в храме на мгновенье замерли, слушая схиархимандрита. Храм заполнили паломники из Европы и Ближнего Востока, которые торопились снять происходящее.

Спустившись в город, мы выпили холодный тархун и, лавируя между толпами туристов, прогулялись по ухоженным улочкам Мцхеты.

Потом была еда, какая же Грузия без вкусной еды?! Горячий пури, свежие овощи, шашлык, хинкали и, конечно же, вино... Душевные застолья, тосты и песни, нас часто звали в гости, а отказать грузину – невозможно. Наверное, поэтому застолий было больше, чем дней в нашем путешествии.

Грузины по-особенному относятся к тостам, превращая каждое поднятие бокала в настоящий ритуал. Один из тостов обязательно адресуют Патриарху Илии II, которого грузины воспринимают как отца народа.

День четвертый

На берегу Арагви в крестильных рубашках, взявшись за руки, стояли две сестры

На берегу Арагви в крестильных рубашках и в венках из белых полевых цветов, взявшись за руки, стояли две сестры. Хрупкие, они зашли в горную, дикую реку и приняли Святое Крещение. Девушек нарекли именами Ева и Габриэлла.

Так в тот день две ассирийки из Ростова-на-Дону стали ближе ко Христу. Сакральный момент в присутствии отца Серафима и братии монастыря подарил и нам радость. Для меня особенно важно то, что я смог стать восприемником сестер.

В тот же день, ближе к полудню мы приехали в Кахетию, в Бодбийский монастырь, где покоятся мощи просветительницы, почитаемой среди грузин – святой равноапостольной Нины. Это место, где время останавливается и сердце бьется так, будто выпил ведро крепкого кофе.

В храме мы вместе помолились за наших близких, живых и усопших, совершили панихиду по убитым на Ближнем Востоке за Христа и приложились к мощам просветительницы.

День пятый

На берегу Арагви в крестильных рубашках, взявшись за руки, стояли две сестры

Мы готовились с утра, ждали и предвкушали предстоящее – ночное богослужение в монастыре 13 ассирийских отцов.

28 августа ассирийцы всего мира отмечают праздник Шара Мат Марьям, и многие из них приезжают в село Старая Канда.

«Молитва есть дыхание духовного человека… молитвою душа отверзает себя везде присутствующему Духу Божию и приемлет от Него жизнь духовную», – писал святитель Иннокентий Московский.

Духовная музыка той ночи тронула наши сердца. Песнопения на арамейском и грузинском языках, переплетение мужских и женских голосов, культур и национальностей превратили ночное богослужение в настоящий пир веры.

Грузия подарила нам возможность ощутить то единство, которое стерлось во времени. Ассирийцы не имеют государства, но при этом сумели сохранить свою историю, символы, традиции, а главное – веру во Христа. Разрушенная империя, жестокие расправы и гонения рассеяли ассирийцев по миру, но, несмотря на это, мы остаемся христианами.

Руководитель информационного отдела
Ростовской-на-Дону епархии протоиерей Даниил Азизов
Журналист информационного отдела
Ростовской-на-Дону епархии Елена Тумасова

24 октября 2017 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
«Православие – это абсолютная истина» «Православие – это абсолютная истина»
Авдий Биджанов, православный ассириец
«Православие – это абсолютная истина» «Православие – это абсолютная истина»
Беседа с православным ассирийцем Авдием Биджановым
Я не понимал, почему Богородицу мы не можем называть Богородицей. Я заинтересовался этими вопросами, искал и нашел Истину в Православии.
Матушка Ксения ударила меня палкой: «Я ведь попросила у вас благословение!» Матушка Ксения ударила меня палкой: «Я ведь попросила у вас благословение!»
Схиархим. Серафим (Бит-Хариби)
Матушка Ксения ударила меня палкой: «Я ведь попросила у вас благословение!» Матушка Ксения ударила меня палкой: «Я ведь попросила у вас благословение!»
Беседа с схиархимандритом Серафимом, служащим на языке Христа
Я тогда был молодым парнем в джинсах, гулял ради удовольствия, а она шла навстречу мне. Когда я проходил мимо, она сказала: «Благословите, отец Серафим...»
Православные ассирийцы в Грузии Православные ассирийцы в Грузии
Серафим Маамди
Православные ассирийцы в Грузии Хранящие веру святых отцов
Православные ассирийцы в Грузии
Серафим Маамди
Ассирийцы… Большинство из нас, услышав это слово, наверное, вспомнит учебники по древнейшей истории. Однако ассирийцы – этническая группа, которая существует и сегодня. Более того, их предки одними из первых восприняли от апостолов веру Христову.
Комментарии
Вадим К.25 октября 2017, 22:05
Виктор, очень благодарен Вам за исторический экскурс в новейшую историю ассирийского народа. Кстати, не только с ними потерпела неудачу попытка возвращения в Православие. Примерно в то же время происходили переговоры о том же с коптами, причем и там их патриарх выступал поборником воссоединения, но при странных и до сих пор невыясненных обстоятельствах был убит. Видимо не было еще время для этого, потому и не совершилось. Но интересно, как несторианство распространялось там вначале. Ведь до сих пор продолжается спор, чьим епископом был преп. Исаак Сирин...
Алексей25 октября 2017, 10:29
Да помогает Господь нашему любимому Грузинскому народу! Очень радостая статья про Ассирийцев.
Виктор24 октября 2017, 23:44
(продолжение)
Первое отступление русских и ассирийцев из Урмии было в декабре 14 года.
Затем было освобождение Урмии весной 15 года.
Затем было великое отступление летом 18 года от турок, которые вырезали вместе с курдами целые селения ассирийцев.
Отступление было в Хамадан , к англичанам. Эвакуировались и все оставшиеся русские, и Русская Духовная миссия (иеромонах Виталий Сергеев, свящ. Василий Мамонтов, диакон Феодор Пиденко.
Во время перехода погибла половина ассирийцев и их Патриарх, так (официально) и не перешедший в Православие.
Затем в конце 18 года Урмия возвратилась Персии, но уже практич. без христиан.

Так что у армян и ассирийцев есть все основания не любить Османскую империю...
Виктор24 октября 2017, 23:33
(продолжение)
императрицы Марии Федоровны (ст.) Кирилло-Сергиевское Урмийское братство.
Россия открыла персидским ассирийцам 60 церковно-приходских школ, училища для мальчиков и девочек (два разных).
Издавали журнал "Православная Урмия". Епископов-ассирийцев, перешедших в православие, стало три.
Когда курды в 1908-1911 начали резать и грабить христиан-ассирийцев, Россия ввела В Персию свои войска для их защиты.
В 1914 году Патриарх Ассирийской Церкви Востока Симон Вениамин направил прошение в Синод о присоединении всей церкви к Првославию
ПМВ не дала это осуществить.
Турки оккупировали часть Персии, все ассирийцы выступили за Россию, Урмия 4 раза переходила из рук в руки
Виктор24 октября 2017, 23:24
(продолжение)

... а Грузия входила тогда в Русскую Православную Церковь.
В 1897 году поступило обращение несторианского епископа Урмии Ионы (по-арамейски Мар-Ионана), и туда послали настоятеля кафедрального собора в Эривани протоиерея Виктора Синадского.
Профессор Болотов составил чин присоединения несториан (не крещения!) к РПЦ, и 17 марта 1898 года в СПб ассирийский епископ Иона с паствой (не всей, понятно) был присоединен к Православию.

Миссия в Урмии находилась в ведении Грузино-Имеретинской Синодальной конторы до 1916 года, потому грузины считали персидских ассирийцев "своими".
В 1903 году в Урмии было открыто вице-консульство России.
В том же году было учреждено под патронатом
Виктор24 октября 2017, 23:15
Вадиму К.

К 19 веку подавляющее большинство ассирийцев стали несторианами, другие - сиро-яковитами.
Православных церквей в их краях почти не было.
При этом геноцид ассирийцам устраивали турки и курды, а не иранцы.

В 1859 году в Синод в СПб поступило прошение из Персии о присоединении к православию нескольких тысяч ассирийцев.
В 1865 году архимандрит Софроний (Сокольский) написал отчет Синоду о возможном присоединении персидских несториан и яковитов, но его не произошло.
Во второй половине 19 века ассирийцы Восточной Турции несколько раз обращались в Синод с просьбой о присоединении в Православию.
В 1898 году в Урмии была открыта Русская Духовная миссия.
Она была подчинена экзарху Грузии,

тамара24 октября 2017, 15:12
Как радостно читать о таком единстве и вере.Храни и спаси всех,Господи,братия и сестры во Христе.
Вадим К.24 октября 2017, 13:25
Раньше казалось, что те 13 отцов происходили из западно-сирийских территорий, где сейчас Сирия, а не восточно-сирийских (Ирак, Иран), и потому были арамеями, а не ассирийцами, и называли их сирийскими отцами, а не ассирийскими. Хотя это и родственные народы, но все же разные. Первые назывались в Библии Арамом, а вторые Ассуром по именам их родоначальников. В статье говорится иное. Давно уже возникло сильное желание точнее узнать об истории христианства на ассиро-халдейских землях, так как непонятно, как там со временем распространилось несторианство и как долго держалось Православие. Буду очень благодарен каждому, кто поможет об этом что-то узнать.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×