«Любовь к ближнему есть стезя, ведущая в любовь к Богу: потому что Христос благоволил таинственно облечься в каждого ближнего нашего», — писал святитель Игнатий (Брянчанинов). Ежедневно нам приходится общаться со многими людьми — родными, коллегами, с теми, с кем мы встретились случайно в транспорте, магазине и так далее. И что скрывать — не всегда это общение бывает приятным… Как научиться относиться ко всем по-христиански, именно как к ближним? Об этом мы говорим сегодня с Митрополитом Саратовским и Вольским Лонгином.
— Владыка, объясните, пожалуйста, как нужно понимать святоотеческие слова: «От ближнего — жизнь и смерть»?
— Это значит, что через наши отношения с ближними, с теми людьми, с которыми мы сталкиваемся в течение всей жизни, проявляется и наше отношение к Богу. У апостола Иоанна Богослова, которого называют апостолом любви, есть замечательные слова: Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4, 20). В выражении «От ближнего — жизнь и смерть» имеется в виду вечная участь человека. Если человек с Богом, если он любит Бога, живет согласно заповедям Божиим — а значит, в мире с ближними — то он наследует жизнь вечную. И наоборот: если человек живет, сопротивляясь Богу, не поступает по Евангелию, то он близок к гибели.
Вообще, через отношение к ближнему проявляется наше отношение к окружающему миру и даже к самим себе.
— Научиться любить всех, любого человека, каким бы он ни был — разве это возможно?
— Исполнение заповедей требует определенных усилий. Мы с вами уже упоминали в наших беседах слова Евангелия о том, что Царство Небесное силою берется (по-славянски это звучит как «нудится»), и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12). Каждому из нас нужно очень много трудиться. И любовь к ближнему, так же, как и воспитание в себе любых других добродетелей, результат очень долгого, напряженного внутреннего труда человека над самим собой.
У нас с вами есть пример святых. Ведь это были обычные земные люди, такие же, как мы. Есть очень точное славянское слово — «подобострастные» нам, то есть они обуревались теми же страстями, у них были такие же немощи, как и у нас, но они смогли это сделать — полюбить Бога и людей. Другое дело, что невозможно исполнить какую-то одну, отдельно взятую, добродетель. Нельзя быть «обычным» человеком, то есть погрязшим в суете, в мирских заботах, в своих немощах, не замечающим других людей — но при этом избирательно добродетельным. Все евангельские добродетели, все добрые качества человека воспитываются только в том случае, если он будет трудиться над всеми сразу, стараясь воспитать в себе и терпение, и смирение, и, конечно же, любовь к ближнему. Но, естественно, во главе всего этого должна быть любовь к Богу. Она является тем побудительным мотивом, который заставляет человека работать над собой.
— Владыка, у нас всегда много вопросов от наших читателей о взаимоотношениях с другими людьми, и проблемы, о которых идет речь, как правило, характерны для многих.
Спрашивает Вас Анна: «В последнее время меня часто раздражают люди, и я чувствую злобу. К тому же я сама не всегда могу понять, почему у меня такая реакция. Что поможет избавиться от приступов злобы и стать добрее?»
— Жизнь по Евангелию. А еще надо научиться останавливаться. Это вообще очень полезно делать каждому человеку, для того чтобы понять, где ты находишься, что с тобой происходит, какие ценности для тебя главные. Время от времени надо «закрывать» себя, что называется, на переучет, оглядываться назад: почему произошло то, что со мной случилось? Надо постараться найти причину и с этой причиной начинать бороться. Те недобрые чувства, о которых идет речь в этом вопросе, — злоба по отношению к людям, раздражительность — гнездятся всегда только в нас самих. Наверное, бывают совершенно исключительные случаи: например, есть некий человек, который, как только увидит нас, начинает на нас бросаться… Всё случается в жизни, но такое бывает редко. А в основном люди вокруг нас — совершенно обычные. И наше отношение к ним зависит от нашего внутреннего состояния, от нашего устроения. Только в себе и надо разбираться.
И, конечно же, первое, что нужно сделать, — жесточайшим образом запретить себе всякие проявления вовне этих своих недолжных чувств, чтобы кто-то это увидел, почувствовал, заметил. Допустим, я терпеть не могу какого-то человека — но эту личную неприязнь проявлять нельзя. Надо волевым усилием запретить себе это делать. Ну, а потом уже начинать разбираться и бороться с причиной в самом себе.
— Владыка, мы помним, что в подобных случаях Вы советовали также творить дела любви…
— Это не мой, это святоотеческий совет. Да, это следующий этап. Когда мы хотим избавиться от неприязни к какому-то человеку, который живет рядом с нами, то надо делать дела любви по отношению к нему. То есть надо поступать с этим человеком так, как если бы мы его по-настоящему любили: заботиться о нем, оказывать ему внимание, помогать ему, не осуждать его. Представьте себе, что есть человек, которого вы любите, — вы встаете и ложитесь с доброй мыслью об этом человеке. Примерно так же надо стараться относиться и к тому, кто вам сегодня не нравится, но вы решили победить в себе это неправильное отношение. И когда человек начинает делать дела любви, понуждает себя к этому, тогда как минимум у него исчезают плохие мысли и всякие недобрые пожелания в адрес этого человека. А потом, может быть, действительно нам удастся этого человека полюбить.
Надо только сознавать, что когда мы говорим о любви, то имеем в виду ее христианское понимание. Это не любовь мужчины и женщины, даже не любовь родителей и детей — это несколько иное чувство, более возвышенное, освобожденное от каких-то личных пристрастий и, самое главное, от эгоизма, потому что близких нам людей мы очень часто любим как свою собственность. Это особенность наших человеческих взаимоотношений: мы любим себя в этих людях или этих людей как то, что нам принадлежит. Но христианская любовь — это несколько иное чувство.
— В подтверждение Ваших слов такой вопрос: «Я очень люблю, чтобы все было по-моему, особенно в семье. Это грех? Ведь я всегда хочу близким только добра. Марина»
— Это распространенное явление, оно встречается сегодня очень часто. Знаете, ко мне иногда подходят и говорят: «Владыка, благословите на добрые дела». Но мне всегда хочется спросить: «А вы уверены, что они добрые?». Где критерии? Все мы люди, у всех нас есть свои недостатки, какие-то страсти. Не случайно возникло известное выражение: «Благими намерениями дорога в ад вымощена». Кто мы такие, чтобы быть уверенными в своих намерениях и знать за других людей, что им полезно и что нужно? У родителей в отношении детей это еще может быть, до определенного возраста. Но чаще всего это просто преувеличенная оценка своих собственных мыслей и чувств. И если вы видите, что есть какое-то сопротивление этому, например, в семье, это говорит о том, что надо задуматься.
И вообще, когда человек любит, чтобы «все было по-моему», это категорически неверно. Я бы настойчиво рекомендовал отказаться от такой оценки собственных мыслей и поступков. И ни в коем случае не настаивать всегда на своем мнении, чтобы все подчинялись.
— «Как научиться радоваться с радующимися? Пока я чаще чувствую зависть и ничего не могу с собой поделать. Татьяна»
— Да, действительно, радоваться с радующимися — это сложная добродетель, и ее очень трудно приобрести. Но опять же, нужно начинать с самого начала — начинать исполнять в своей жизни заповеди Божии, нужно учиться любить Бога и людей. И когда эта любовь будет хотя бы отчасти прививаться к нашему сердцу, тогда мы начнем потихоньку радоваться радости другого человека. Повторю, невозможно исполнить какую-то отдельную добродетель. Особенно здесь: как можно усилием воли заставить себя радоваться? Это должно быть естественным чувством, оно должно исходить из сердца, а сердце должно быть с Богом — тогда придет и радость.
— «Как стать менее чувствительной и впечатлительной? Разные события, взаимоотношения с людьми — все это очень сильно на меня влияет. Если сталкиваюсь с грубостью, и я сама становлюсь грубой и злой. Если кто-то делает мне замечание, обижает или просто не оказывает мне внимания, уважения, для меня это трагедия, унываю. Можно ли справиться с этим валом эмоций? Ксения»
— Я думаю, повышенная эмоциональность — это особенность характера. Есть очень популярная книга «Несвятые святые» Епископа Тихона (Шевкунова), и там, говоря об одном из своих героев, автор несколько раз повторяет: «Характер не лечится». Но изменить свой характер все-таки можно, здесь большое поле деятельности. Для этого нужно, я думаю, и Богу молиться, и просто приобрести постоянный навык осаживания самого себя. В первую очередь нужно научиться держать себя в руках. Ну и, конечно же, воспитывать в себе христианские добродетели. Это вообще универсальный ключ ко всем проблемам личности. Надо становиться настоящим, полноценным христианином. А христианство проявляется, в том числе, и в правильных реакциях на окружающий мир.
— Владыка, в одном из своих интервью Вы советовали избегать того, что «слишком»…
— Это также святоотеческий совет: все чрезмерное всегда вредит. Недаром есть такое выражение «царский путь» — говоря обычным языком, золотая середина. Плохо, когда человек совсем не эмоционален, бесчувственен, когда он равнодушно смотрит на все, что его окружает. И так же плохо, когда эмоциональность зашкаливает, и человек очень бурно реагирует на происходящее. Поэтому можно просто пожелать Ксении начать над собой работать. Это очень долгий процесс — тренировка души, так же, как тренировка тела. Она требует больших усилий, постоянных и повседневных. Святые отцы часто сравнивали духовную жизнь с олимпийскими играми, подвижников со спортсменами. Даже сегодня, представьте: человек поставил себе задачу добиться красивой фигуры. Но ведь нельзя прийти в спортзал и за одно, два, три занятия добиться результата. Надо ходить долго и упорно, заниматься, потеть, изнемогать. И если ты добился каких-то результатов, но после этого тренировки бросил, то через месяц вернется все то, с чем ты расстался, и даже больше.
Точно так же происходит и с человеческой душой. Она тоже требует постоянного внимания, постоянной работы над собой, и эта работа должна продолжаться всю жизнь. Не может такого быть, что я что-то сделал, чего-то достиг — и этот уровень за мной закреплен, дальше я буду расти только вверх. Ничего подобного! Зазевался — и тут же опять опустился не только туда, откуда начал, а даже ниже.
— Следующий вопрос, Владыка, непростой. «Я часто путешествую и вижу, что только в России люди кричат на своих детей, даже бьют их, разговаривают с ними очень грубо. Почему так?» — спрашивает Ангелина.
— Я не думаю, что здесь можно обобщать. К сожалению, такое происходит во всем мире в большей или меньшей степени. Эта проблема связана с невоздержанностью, с невоспитанностью чувств, неумением себя вести, раздражительностью.
К сожалению, уровень раздражительности среди нашего населения порой выше, чем во всем мире, это правда. Но слишком много причин тому, и объективных, и субъективных. Я думаю, что это связано и с нашим общим наследием, и с той ситуацией, в которой мы живем сегодня.
— У нас есть, на мой взгляд, два похожих вопроса. Бывает, что отношения с окружающими не ладятся. «У меня проблема в отношениях с людьми, — пишет Мария. — Мне кажется, я ни с того ни с сего начинаю раздражать людей без причины, меня никто не любит. Это очень тяжело. Муж говорит, что это у меня социопатия. Как мне молиться, каким святым, чтобы измениться? Душа болит». И еще вопрос: «С коллегами по работе не складываются ни дружба, ни отношения. Никто со мной не хочет общаться. Вроде я никому ничего плохого не делаю, стараюсь жить со всеми мирно, а меня как-то избегают. Может, за какието грехи? Ольга»
— Автору первого письма я бы посоветовал прислушаться к словам супруга. Я думаю, не может быть того, о чем она пишет: что она всех раздражает. Это какое-то внутреннее состояние, которое надо преодолеть. Может быть, стоит даже попробовать обратиться к психологу, специалисту по межличностным отношениям. Далеко не всегда и не сразу нужно употреблять какие-то духовные средства врачевания. Бывают проблемы, которые вполне решаются обращением к соответствующему специалисту, к врачу и так далее.
Я очень не люблю отвечать на вопросы, каким святым по какому поводу молиться. Мы молимся Богу и призываем ходатайства тех или иных святых, но попытки разделить святых «по специализации» (вот один отвечает за зубную боль, другой за головную, третий за хорошее настроение) — это профанация, и я не поощряю таких вещей. Хотя часто понятно, почему сложились такие предпочтения, они исторически объяснимы. И если люди это понимают, то нет ничего плохого, скажем, молиться мученику Вонифатию от избавления близких от пьянства, потому что сам святой страдал этим недугом до своего мучения, и так далее.
Сначала нужно разобраться с собой, может быть, с помощью близких людей успокоиться, прийти в себя. А молиться Богу надо всегда, в любое время.
В вопросе Ольги, возможно, тоже звучит некое преувеличение. Бывают люди чрезмерно чувствительные. Но есть одно очень хорошее правило. Если есть какие-то недоразумения в коллективе, нужно прислушаться, что люди говорят об этом. Обычно человек склонен думать, что все вокруг к нему придираются, что его не понимают, не любят, не слушают. Но надо попробовать узнать, что говорят обо мне, а узнав, опять же, остановиться и внимательно посмотреть: а вдруг это правда? Бывает, что мы вообще не видим своих недостатков. Все мы, абсолютно все, по отношению к себе крайне комплиментарны, мы кажемся себе гораздо лучше, чем есть на самом деле. А люди, которые смотрят на нас со стороны, видят наши недостатки очень хорошо. На самом деле, это такая житейская мудрость: надо обязательно слушать тех, кто тебя не любит, и исправлять то, о чем они говорят. Да, они могут преувеличивать, могут, в конце концов, даже неправду сказать. Но надо подумать: что в моем поведении, в моих словах вызвало у них такое отношение — и опять же стараться исправиться.
— Надо ли делать замечания в храме — об этом следующий вопрос. «Был на службе в церкви. Рядом стояли две дамы и разговаривали, не переставая. Я стою и думаю: "Надо бы замечание сделать". А с другой стороны, кто я такой, чтобы обличать грехи других, тем более тех, кто значительно старше меня? В общем, подошел и высказал им. К моему изумлению, эти двое извинились и разошлись. А у меня осадок на душе, мол, осудил. Правильно ли я поступил? Олег»
— Правильно. Думаю, что или автор вопроса сделал замечание тактично, или эти люди были достаточно правильно настроены, раз они послушались и извинились. Конечно же, если человек явно нарушает правила поведения в храме, надо сказать ему об этом. Мне самому приходится это делать на богослужении. Иногда приходится даже останавливать службу и объяснять людям, что храм — это не клуб, не место, где они общаются, говорят о погоде, о родственниках и прочих вещах. Это одна из причин, по которой я категорически против установки скамеек в наших храмах. У нас во всех храмах есть небольшое количество скамеек для пожилых людей, но часто они становятся похожи на лавочку около подъезда. Я вынужден останавливать службу, объяснять. На какое-то время помогает, потом опять приходится повторять. Ну что делать, так уж устроен человек. У нас у всех много недостатков, надо относиться к ним со снисходительностью, но делать замечания надо — только с любовью.
— В заключение приведу такой вопрос: «Можно ли недобрым отношением к человеку, завистью к нему навлечь на него реальные беды?».
— Нет. Это магическое отношение к жизни.
Скажем, любовью можно растопить человеческое сердце, воодушевить человека, помочь ему — а ненавистью, если она высказана, можно его ожесточить, расстроить. Человеческие чувства — достаточно тонкая материя. Поэтому категорически нельзя проявлять свое отрицательное отношение к другому человеку. Но не потому, что мы боимся на него что-то «навлечь», а просто потому, что это противоречит христианскому отношению к миру и ближним.
Газета «Православная вера» № 20 (592)