Православный календарьПравославный календарь
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.

Что такое оправдание во Христе?

    

В апостольском зачале 21-й Недели по Пятидесятнице мы читаем: «Узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2:16).

Как можно видеть, в данном предложении три раза повторяется глагол «оправдываться». Это слово связано с важным богословским термином апостола Павла: «оправдание». Поговорим об этом понятии.

Греческое слово «дикэосини», которое использует апостол, в синодальной Библии переводится как «оправдание», «праведность», «правда». Действительно, в разных контекстах «дикэосини» имеет неодинаковый смысловой оттенок, но в богословской системе Павла все эти значения собираются, как части мозаики, в единую картину. «Дело спасения неотложно состоит в том и другом; то и другое, потому, можно и должно совмещать в сем едином слове», – пишет об этом святитель Феофан Затворник [1].

Итак, что же значит «оправдаться верою в Иисуса Христа»? Сегодня мы привыкли к юридическому значению слова «оправдание». Мы можем думать, к примеру, что оправдание состоит в том, что наша вина перед Господом снята благодаря жертве Сына Божьего, подобно тому, как подсудимого оправдывают на суде. Но такое внешнее понимание не является верным. Ведь на суде никого не интересует, виноват человек или нет. Главное, какой приговор вынесет судья: оправдан или осужден? Нетрудно понять, что в отношениях Бога и человека подобное осмысление оправдания невозможно. Ведь проблема человечества не только в его вине перед Творцом, а во внутреннем повреждении, которое мы несем как некую наследственную болезнь человеческого рода, начиная от грехопадения Адама и Евы.

В христианстве оправдание не может пониматься как правовой акт, ибо прощение само по себе не исправляет грешника. Да, допустим, оправдание «засчитывается», но ведь человек испорчен изнутри. И такое оправдание не исцелит его и будет нелепостью в очах Божиих, ибо преступник прощался бы только для того, чтобы он творил новые преступления, ведь он остается злым и грех продолжает управлять им.

В Православии прощение грешника неотделимо от его внутренней чистоты. Рассуждая по этому поводу, святитель Феофан Затворник в одном из писем говорит: «Уж не питаете ли вы такого чаяния, чтоб Бог державною властию простил грешников и ввел их в рай. Прошу вас рассудить, пригоже ли это и гожи ли такие лица для рая? – Грех ведь не есть что-либо внешнее, а внутреннее и внутрь проходящее. Когда грешит кто, грех весь состав его извращает, оскверняет и омрачает. Если простить грешника внешним приговором, а внутри его всё оставить, как было, не вычистив, то он и после прощения такого останется весь скверен и мрачен. Таков будет и тот, кого бы Бог простил державною Своею властию, без внутреннего его очищения. Вообразите, что входит такой – нечистый и мрачный – в рай. Что это будет? Ефиоп среди убелённых. Пристало ли?» [2].

Итак, оправдание от Бога должно иметь какое-то внутреннее действие в человеке. В православном понимании оправдание грешника есть не только внешний акт прощения, но и то, что для него открывается перспектива стать праведным внутри через подвиг во Христе. Оправдание «совершается через особое действие Духа Святого, Который, объемля Собою все существо человека, влечет его ко Христу и воссоединяет его в Самом Себе с Господом, а через Господа – с Богом», – говорит Толковая Библия Лопухина [3].

Вследствие оправдания Божьего мы получаем возможность стать праведными и внешне, и внутренне: «Уверовавший получает отпущение грехов и благодать Святого Духа, которая, вошедши в сердце, изгоняет грех из него и вселяет в нем праведность» [4], – пишет святитель Феофан. Например, о святых мы говорим, что они праведники, подразумевая то, что они праведны Христовой праведностью, не своей. Святые лишь подготовили свое сердце для Христовой благодати в подвиге исполнения заповедей Божиих.

Оправдание во Христе – это внутреннее изменение человека под воздействием благодати, а не правовой акт внешнего прощения.

Исходя из сказанного, мы теперь можем соединить все три смысла слова «дикэосини» – «правду», «праведность», «оправдание». Бог оправдывает грешника, дарит ему праведность (которая не от человека, но от Господа), и в этом спасении человека проявляется божественная правда (домостроительство нашего спасения).

Как вы, наверное, знаете, братья и сестры, протестантизм вооружился именно юридическим осмыслением оправдания. Отсюда у них такое плоское понимание спасения во Христе: уверовал – значит спасен. Но многие честные люди в протестантизме со временем начинают понимать ложь этой установки. Это сначала только бывает радость и веселие: я спасен, аллилуйя, теперь Христос мой друг… Но с годами честный и внимательный протестант не может не замечать, что его внутреннее состояние не меняется и духовного роста во Христе нет.

Да, он бросил пить, курить, ругаться матом – что на определенном этапе жизни может быть немалым достижением. Но ведь есть еще мысленные грехи и нечистота сердца, есть закоренелые страсти, мучающие человека изнутри. Оказывается, можно сидеть дома, никого не трогать, смотреть в окошко – и при этом грешить! Грешить завистью, гордостью, мысленным блудом, сребролюбием, ненавистью… А что с этим делать, если нет никакого оружия для борьбы, нет учения о духовной жизни? Нет Таинств, нет аскетических книг, в тонкостях разбирающих науку духовной брани? Есть только бесконечные библейские занятия, социальное служение и проповедь. А душа задыхается от внутренних грехов и страстей и протестует против самодовольного тезиса: я спасен. Ей нужен живой Бог – а Он не будет жить в нечистом и гордом сердце, уверенном в своем спасении.

Поэтому в протестантских общинах постоянная текучка кадров, они приходят и уходят в какую-то другую деноминацию. Люди мятутся, чувствуя: что-то не то, чего не хватает. А не хватает там одного: Христа, который пришел грешника спасти, а не «дружить» с грешниками, которые сами себя убедили в своем спасении. Если Спаситель мне нужен только раз в жизни (когда я «покаялся»), а потом Он просто становится объектом моей хвалы, моих просьб, моих проповедей – то Христос для меня перестал быть Спасителем. Он теперь мой «друг», «брат», «помощник» – но не Спаситель. Чтобы Он был таковым для меня всегда, мне нужно видеть, от чего необходимо спасение; осознавать, что сам по себе я не спасусь; и заниматься делом своего спасения здесь и сейчас, каждую минуту. И тут мы уже подходим к таким понятиям, как «зрение своих грехов», «духовная жизнь», «аскеза», «мысленная брань». Увы, протестантам эти термины по своей сути неизвестны – и все по причине неправильного понимания оправдания во Христе. Как видите, малейшее отклонение в курсе корабля приводит к тому, что он плывет уже совсем в другую сторону.

Дай нам Бог, братья и сестры, читать Библию православно. Называя себя православными, надо стараться быть таковыми во всем: в вере, изучении Писания, и в самой жизни. Будем православными в деле, слове, мыслях, чувствах; православными с Господом, людьми, и с самими собой. Пусть наше Православие будет не только правильным прославлением Бога, но и верным пониманием домостроительства нашего спасения.

И пусть Господь подарит нам опытное знание оправдания во Христе. Того оправдания, которое воистину спасает недугующую грехом человеческую душу.

Рейтинг: 9.7 Голосов: 548 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Использованные источники:

1) Святитель Феофан Затворник. Толкование на Рим. 3:24 // Эл. ресурс: http://bible.optina.ru/new:rim:03:24
2) Святитель Феофан Затворник. Письма о вере и жизни. М., 1999. С. 15–16.
3) Толковая Библия Лопухина. Толкование на Рим. 3:24 // Эл. ресурс: http://www.bible.in.ua/underl/Lop/
4) Святитель Феофан Затворник. Толкование на Рим. 3:22 // Эл. ресурс: http://bible.optina.ru/new:rim:03:22

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Маргарита29 октября 2019, 10:27
Потрясающая статья! Я протестантка и встречала разные мнения на тему спасения в своих кругах, но Ваши аргументы действительно меня впечатлили и заставили пересмотреть свои взгляды. Не скажу, что протестанты не работают над духовными пороками и на протяжении жизни и не борются с ними, просто никто не говорил об этом в сфере оправдания Христом. Для меня оправдание Христом это - в первую очередь, возможность предстать пред Богом тут на земле и обращаться к нему с молитвами, в том числе и о изменении меня и моей греховной сущности.
Надежда Комарова 6 ноября 2017, 09:24
"Пусть Господь подарит нам знание оправдания во Христе. Того оправдания, которое воистину спасает недугующую грехом человеческую душу"
Спаси Господи!
Елена 2 ноября 2017, 08:27
КАКИЕ ЧУДЕСНЫЕ СТАТЬИ у автора!!!ВСЕГДА читаю его и ВСЕГДА радуюсь и благодарю Бога,что посылает нам ТАКИХ толкователей-искренне болеющих за пасомых,ТАК горячо радеющих за Веру Православную!НИЗКИЙ ПОКЛОН!Да хранит Вас Господь,Сергей Комаров!ПИШИТЕ!
Нина30 октября 2017, 12:21
Спасибо за толкования, это нужно и важно!
тамара29 октября 2017, 21:17
Спаси,Бог, за Ваши статьи,очень нужные и полезные.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×