Еду в метро. Рядом садится парень. В руках у него Библия - затертая, зачитанная, с веером разноцветных закладок. Похоже, Бог послал мне протестанта – православные с такими Библиями не ходят. Решаюсь заговорить с ним. О чем спросить? Вспоминаю, что у меня с собой греческий Новый Завет (еду с лекции). Решаюсь на эксперимент: достаю издание Нестле-Аланда, открываю на первой попавшейся странице. Любопытно – поймет ли попутчик, что мы с ним изучаем одну и ту же книгу? Если образованный, должен определить. А если определит, обязательно спросит что-нибудь, и может получиться беседа.
Он бросает взгляд на греческий текст. Глаза округляются. Значит - понял. С изумлением смотрит то на меня, то на книгу. И наконец-то спрашивает:
- Брат, ты читаешь Библию на греческом языке?
- Да.
- А из какой ты церкви?
- Из Православной.
Тут он изумляется уже гораздо больше, чем от греческих букв. Вместе с удивлением на лице появляется разочарование. Понятно, у него разрыв шаблона. Ведь в протестантском представлении православные - дикие идолопоклонники, которые Библии отродясь не читали. Чтобы заполнить неловкую паузу и продолжить разговор, я спрашиваю:
- А ты из какой общины?
- Из «церкви Изумруд».
Пытаюсь дальше вести беседу, но поговорить не удается – ему нужно было выходить на следующей остановке. Я еду дальше, и думаю о Библии и протестантах. И о нас, православных, тоже.
* * *
Почему, если видишь в метро человека со Священным Писанием – это непременно протестант? Почему только у них есть вот такие засаленные, залистанные карманные Библии? Как получилось, что протестанты тратят каждую свободную минуту на изучение нашей книги – нашей, потому что Библия есть книга Церкви, написанная для Церкви - а мы, церковные люди, в большинстве своем считаем это ненужным?
Кстати, многие наши верующие полагают, что читать Библию в транспорте неблагочестиво. Готов спорить с этим. Что лучше – проехать 30-40 минут в вагоне, бессмысленно глядя по сторонам, или посвятить это время исследованию Писаний, по заповеди Христа (см.Ин.5,39)? Если мы хорошо знаем маршрут, и умеем «отключаться» от шума и быстро сосредотачиваться – почему бы не протиснуться в угол вагона и не заняться разбором слова Божьего?
Между прочим, само Писание дает нам пример изучения Писания в транспорте. Книга Деяний рассказывает, как некий большой чиновник, «муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее» (Деян.8,27), возвращался в Эфиопию из Иерусалима, куда он приезжал для религиозного поклонения. Очевидно, эфиоплянин был «прозелитом врат», т.е. человеком, принявшим иудаизм частично, а не во всей полноте – по причине своего скопчества. И об этом евнухе сказано, что он, «сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию» (Деян.8,28). Исследование Писания в транспорте оказалось спасительным для него. Диакон Филипп, услышав чтение (а читали в то время преимущественно вслух), завел с вельможей беседу, в результате которой тот принял христианство.
Мы не заметим у дееписателя какого-либо осуждения евнуха за труд изучения Исаии в транспорте. Златоуст, толкуя это место, всячески хвалит эфиоплянина – в том числе и за его прилежность в познании Писаний даже на колеснице. «Великое усердие его (видно) и из того, что, сидя на колеснице, он читал» - говорит вселенский учитель.
Странное что-то получается. Сектанты из «церкви Изумруд» и прочих общин штудируют и дома, и в метро Библию – нашу Библию, книгу Церкви, написанную Церковью и для Церкви. А мы, церковные люди, в большинстве своем не читаем Библии ни дома, ни в метро, и придумали множество обоснований прямого нарушения заповеди Спасителя об исследовании Писаний. Как то: «нет времени», «это не главное», «без смирения нельзя», «можно впасть в прелесть», «вначале нужно жития святых прочитать», «в простоте надо спасаться», «то для священников», «преподобный Сергий не библеистикой занимался, а молился и поклоны бил», «я лучше у батюшки спрошу» – и прочее.
Увы, за почти три десятилетия церковного возрождения православный народ так и не начал изучать слово Божие. Все призывы современных проповедников полюбить Писание большей частью проходят мимо ушей. Как говорится: «Васька слушает, да ест».
* * *
Как правило, в нашем бытовом благочестии отсутствует обязательная графа о ежедневном чтении Ветхого и Нового Завета. Утренние и вечерние молитвы, к примеру, в нашем распорядке имеются. Еженедельное посещение храма, допустим, есть. Более-менее регулярное участие в Таинствах Исповеди и Причащения тоже есть. И это очень хорошо! Но постоянного изучения Писания – как не было, так и нет. И это очень плохо.
Приезжая в Россию, часто слышу на проповедях, что Россию спасет покаяние и молитва. Живя на Украине, также слышу, что Украину спасет покаяние и молитва. Конечно же, это правильно, тут не с чем спорить. Но нельзя ли прибавить еще один пункт? Какой? Да все тот же – Писание. Бог никогда не оставит нас, если мы будем настоящими христианами. А без изучения библейских книг это невозможно. Как жить правильно, если не знаешь, как следует жить? А как узнаешь, если не читаешь слово Божие?
Недавно пришлось говорить с группой церковных людей о пользе усвоения Библии. Через некоторое время один из участников беседы прислал письмо с благодарностью за то, что после беседы он «наконец-то решился прочитать Евангелие от Матфея». Книжка ему понравилась, намерен осваивать дальше Новый Завет. Правда, у него появились вопросы: «Кто же такой Христос? Бог, или человек?»
Ну и что, скажет кто-нибудь. Все ведь когда-то начинают «с нуля». Да, правда. Только проблема в том, что речь не идет об оглашенном, или только-только преступившем порог храма человеке. Он в Церкви уже несколько лет, регулярно исповедуется и причащается. Горожанин с высшим образованием годами ходил в храм, не читая Евангелия, и даже не интересуясь, Кто такой Христос! И ни от кого не услышал, что необходимо менять ситуацию. И при этом он и молился, и каялся в чем-то – все как положено… И я вот думаю про себя: нет, не только молитва и покаяние нам нужны. Ой, не только...
Кстати, кто у нас называется православным человеком? Тот, кто ходит в храм, исповедуется и причащается. Это главные, общепринятые признаки православного исповедания. Но, господа: а как же мировоззрение? Ведь оно может быть совершенно языческим. Во что верит человек, в чем он полагает смысл жизни, по каким принципам живет – почему-то эти факторы остаются за скобками. И если не уделять время Библии, откуда взяться мировоззрению христианскому?
* * *
Мысль возвращается к протестантам. Они вменяют себе в правило ежедневное чтение Священных Книг, и опущение данного правила считают личным грехом, в котором приносят покаяние перед Богом. Библию они действительно изучают везде – на своих собраниях, дома, на улице, в транспорте. Во многих общинах действует система домашних библейских групп – для обычных прихожан раз в неделю, для служителей два раза. Это помимо разбора слова Божьего на служениях и ежедневной индивидуальной работы над Писанием дома. А ведь у них те же семьи, что и у нас, та же работа, та же бытовая суета. Но они почему-то находят время, а мы нет.
Я не хвалю протестантов в общем, и не ругаю нас в общем. Я хвалю их за то, за что они достойны уважения, и критикую нас лишь за то, в чем мы заслужили критику. Прискорбно, но факт: по нашему нерадению случилось так, что Господь попустил протестантам забрать у нас важнейшую сторону христианской жизни - любовь к Священному Писанию. И увы, они часто оказываются во многом более библейскими людьми, чем мы. Хотя бы в отношении знания Библии, и искренних попыток жить строго по написанному.
Да, они читают, часто не понимая читаемого. Они сыплют цитатами невпопад, не разумеют контекста, не подозревают о существовании двухтысячелетней экзегетической науки. Их толкования примитивны, плоски. Но, друзья – протестанты по крайней мере знают текст. С человеком, который хорошо ориентируется в библейских книгах, можно найти точки соприкосновения, и куда-то двигаться. Он будет понимать с полуслова, угадывать цитату, продолжать начатое предложение и т.д. Он, как говорится, в теме. А у рядового православного, за редкими исключениями, знания текста нет. И, когда речь заходит о Писании, с ним говорить не о чем.
Один батюшка знакомый рассказывал. Приходят, говорит, люди на исповедь, приносят разные проблемы. Искренне желаешь помочь человеку. Откуда брать примеры для совета православному христианину? Из Священной Истории, конечно. Скажем, у кого-нибудь проблемы с завистью и подозрительностью. Начинаешь говорить ему:
- Давай, брат, вспомним историю Саула.
- Саула? Я не знаю никакого Саула.
- А… Ну хорошо. Давай тогда поговорим про Иосифа и его братьев.
- Это, наверно, из Библии? Простите, но я плохо знаком с ней.
- Ну хоть про Иуду ты знаешь?
- Да, я смотрел когда-то мультик. Он убил этого… как его… Авеля, кажется.
И что я могу ему сказать, если он ничего не читал и ничего не знает? – жаловался батюшка. – Ведь у него в мыслях нет ничего, за что я мог бы зацепиться!
* * *
В книге Неемии есть одно яркое место, вообще-то радостное, но я всегда его перечитываю с грустью. Описывая историю возвращения евреев из вавилонского плена, Неемия рисует очень трогательную картину. Осенью, в сезон дождей, евреи собрались в Иерусалиме, который тогда еще стоял в развалинах. Первосвященник принес книгу закона. Когда он взошел на деревянное возвышение и открыл книгу, весь народ встал. Первосвященник благословил Бога – народ ответил единогласным «Аминь» и повергся на землю. Затем священники и левиты начали читать Писание, присоединяя толкование. Евреи безропотно стояли под осенним ливнем, слушали закон – и плакали. Священники утешали их: «день сей свят Господу Богу вашему; не печальтесь и не плачьте» (Неем.8,9). Восемь дней люди внимали объяснению Священных Книг из уст священника и рыдали, а по вечерам праздновали «с великим веселием, ибо поняли слова, которые сказали им» (Неем.8,12). Так начиналось возрождение религиозного самосознания еврейского народа.
Я перелистываю страницы книги Неемии, и плакать хочется мне. О, если бы так случилось и у нас! Если бы после семидесятилетнего пленения безбожием весь русский народ пришел, как один человек, на главные площади наших городов, слушал Писание с толкованием от священников, и плакал! Если бы люди собрались на майдан в Киеве не для «революции», а для слушания слова Божьего! Вышел бы Блаженнейший, и произносил бы в микрофон Евангелие, и миллионы собравшихся плакали и каялись в своих беззакониях. Если бы Красную Площадь в Москве заполонили толпы верующих, и пришел бы Патриарх, и читал то же Евангелие, и россияне преклонялись бы на землю и отвечали: «Аминь!» О, если бы! Тогда бы мы жили совсем по-другому, и сам собой решился бы вопрос национальной идеи, народного единства, исторического пути и проч. Но, увы – так уже не будет никогда.
Положим, именно так не будет. Однако все лица этого сюжета остаются: Бог, народ, Писание. Есть большое количество православного народа, и Писание открыто для всех, и «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр.3,18). И по-прежнему «все возможно Богу» (Мк.10,27). Так может, пора начинать изучать Книгу Книг, и сделать чтение Библии ежедневным обязательным занятием? Пусть не на площадях, а хоть просто дома, или хотя бы и в метро, если дома некогда?
Тогда можно будет говорить о духовном возрождении в совсем ином качестве, и очень многое у нас поменяется – я в этом абсолютно уверен. Как именно поменяется, увидим. Обязательно увидим, если только начнем исследовать Писания, как повелевает нам Христос.
Церковь важнее Библии.
Библия может быть даже опасна для человека не сверяющего свое понимание Писания с пониманием святых.
И это ярко иллюстрирует пример протестантизма, где непрерывно множатся толькования Писания и разделения среди протестантов.
Нина, а как же быть с теми фактами, что Библия была написана сначала на арамейском, потом переведена на греческий и латынь, а с греческого - на славянский? Если Слово Божие не исказилось при переводе с достаточно сложных и не похожих языков (не раз) на славянский (на котором говорила Русь в то время), то почему Оно должно так сильно исказиться при переводе на современный русский?
Спаси Господи вас за холодный душ! Освежает и закаляет )))
Это тот целительный язык, на котором Господь говорит с нами!Изучение церковнославянского -лечебный для страждущих душ процесс!!!Вы сможете увидеть всю неполноту текстов на русском и удивительную глубину на славянском.
Ещё второй год читают молитву за «Украину», добавили, потому в православной,братской стране война, кровь.
Если бы мы ещё совместно молились за нашего президента Владимира Путина, он же крещёный. православный. От его решений очень многое зависит.