«Верю, что Господь посылает мне силы жить и работать. Бог – во всем: и в природе, и в людях, неслучайно заполняющих мою жизнь…»
Сегодня у нас в гостях Галина Даниелевна Климова — русская поэтесса и переводчик, член конкурсной комиссии Международного детско-юношеского конкурса имени И.С. Шмелёва «Лето Господне».
– Галина Даниелевна, приоткройте для наших читателей антологию Вашей духовной лирики? Расскажите, как и почему было Вами написано стихотворение, посвящённое святой блаженной Ксении Петербуржской?
– Святая Ксения Петербуржская помогла мне обрести почву и поставила на ноги, она же приблизила меня к Богу, когда 15 лет назад буквально на моих руках умер мой муж Юрий Михайлович Климов, с которым мы прожили 30 лет. Скоропостижная, страшная смерть. Мне трудно было смириться и свыкнуться со своей потерей. Очень уж срослись мы. Вместо мужа – вопиющая пустота, ноги не шли в дом, хотелось только бежать прочь и молиться…И побежала. Куда? В храм! И молилась в храмах и монастырях.
Я и раньше знала житие блаженной Ксении Петербуржской, но тут пришлось примерить его на себя…Скажете, гордыня? Но передо мной был пример духовного подвига. Вот и переплавились мои страдания и слезы в стихи.
– Вы долгое время работали над антологией духовной лирики, которая ещё не вышла в свет, как Вам пришла эта идея? Что это за стихотворное собрание?
– Мне хочется успеть издать книгу «Небесные матери, жёны и девы». Мысль об этой книге возникла несколько лет назад в день Покрова Пресвятой Богородицы, когда я стояла на литургии – прости, Господи! – в храме Сергия Радонежского, что в Крапивенском переулке. Подумала, сколько женщин молилось и молится! Какой молитвенный подвиг…Сколько их, в белых, голубых и черных платках, сохранивших веру и передавших ее своим детям и внукам! Я и сама была такой внучкой. Бабушка – втайне от моих партийных родителей – водила меня в церковь, где я непременно причащалась. И было незабываемое ощущение праздника, которое до сих во мне. Вот и захотелось отдать особую дань любви и уважения этим верующим женщинам, неутомимым труженицам, страдалицам и молитвенницам – собрать в книге стихи прекрасных русских поэтов (от Александра Сергеевича Пушкина до Олеси Николаевой, Юрия Кублановского и других наших современников) о женщинах Ветхого и Нового Заветов и, конечно, о наиболее известных русских святых женах и девах. Собрать всех – от Богородицы Марии и нашей праматери Евы, от благочестивых сестер Марфы и Марии и жен-мироносиц – до святой княгини Ольги, Февронии Муромской, княгини Елизаветы Феодоровны, Матроны Московской и многих других, чтимых нами и поминаемых.
Книга о святых женах и девах – это не только стихи. Книга опирается на историю жития каждой из них и на молитвы, обращенные к этим святым… И, конечно же, в книге должны быть иконы с образами этих святых женщин. Все библейски сюжеты и образы не утратили своей мудрой поучительности, они очень современны в ряду духовных ценностей как примеры нравственности, верности, жертвенности, добродетели, любви и дружбы. Эти сюжеты и образы – вечны.
– Откуда Вы берёте силы? Ваш жизненный источник, каков он?
– Верю, что Господь посылает мне силы жить и работать. Бог – во всем: и в природе, и в людях, неслучайно заполняющих мою жизнь, и в событиях, и в обстоятельствах, посылаемых нам, и в молитвах, и в книгах, особенно в стихах.
– Расскажите о значимых событиях в Вашей духовной жизни?
– Мое «взрослое» воцерковление в начале 1990-х годов изменило во многом строй моей внутренней жизни и, конечно, не могло не сказаться на внешних проявлениях и поступках. Каждый раз духовно преображающим событием становились разговоры со святыми отцами и паломнические поездки на Святую землю, на Вологодчину, по монастырям Соловков, Валаама, Арзамаса и в другие святые места. И, конечно, духовые книги – всегда со мной. Очень рада и благодарна моим родным и близким за то, что все мы – единоверцы, все вместе ходим в Знаменский храм на Переяславке и вместе причащаемся – в этом особая близость.
– Вы встречались с огромным количеством людей неординарных, кто и когда произвёл на Вас самое памятное впечатление?
– Людей по жизни прошло и проходит множество: у меня есть узкий круг друзей и широкий круг приятелей и знакомых, среди которых много литераторов. Но сокровенных встреч в жизни много не бывает. Мне выпала радость близко знать замечательного поэта и переводчика, лауреата Государственной премии, Александра Михайловича Ревича, ставшего Учителем, Наставником и Другом на долгие годы, не самые счастливые в моей жизни… Ревич – необыкновенной и героической судьбы человек: 19-летним мальчишкой пошел на фронт, дважды попадал в плен и дважды бежал из немецкого плена, прошел штрафбат, был приговорен к расстрелу, приговор заменили Сталинградом, но – Господь его хранил! – и Ревич выжил, хотя и был тяжело ранен… Вся его последующая жизнь, все его поэмы и стихи накладывалась на пережитую войну. В последние годы Ревич писал духовную лирику, очень светлую, ясную, проникновенную:
Как стрела на излёте
при паденье в траву,
забываю о плоти,
только в звуке живу,
в звуке, в свете, в печали,
в том, что волей Творца
было Словом в начале
и не знает конца.
– Что ожидает человека, неустанно живущего сердечной верой?
– Трудно сказать…трудно ошибиться и в одну, и в другую сторону. «Неустанно жить сердечной верой» - это, наверное, под силу только избранным…Не для каждого эта мера подвига.
– Вы являетесь членом конкурсной комиссии Международного детско-юношеского конкурса имени И.С. Шмелёва, который ещё именуют Малой Патриаршей премией, какое впечатление на Вас произвёл конкурс, коллеги, работы конкурсантов?
– Я рада, что второй год участвую в работе конкурсной комиссии Международного детско-юношеского конкурса имени И.С. Шмелёва. Атмосфера конструктивного сотрудничества, доброжелательности и справедливости объединяет всех членов комиссии во главе с председателем Издательского совета митрополитом Калужским и Боровским Климентом, а талантливые эссе, стихи или сочинения школьников из разных городов и весей нашей родины обещают новую поросль писателей, поэтов, ученых и священников.
– Вы на протяжении долгого времени возглавляете отдел поэзии одного из самых значимых журналов русской литературы «Дружба Народов», кто и что, больше всего запомнилось за это время Вам?
– У меня большая ежедневная почта. Кажется, что все наши читатели вдруг стали писателями, потому неустанно и безостановочно пишут и пишут, и пишут... Три года назад я получила из самотёка очередное письмо со стихами от неизвестного человека по имени Дмитрий Трибушный из Донецка. Он окончил филологический факультет Донецкого университета, Одесскую духовную семинарию и служил чтецом в храме Святого Георгия в Донецке, где уже шла война. Прочитав первые строки, пронзившие меня до слез, я поняла – пришел поэт:
Звони, Донбасс обетованный,
На самый верх.
Пророки обещали манну,
А выпал снег.
Мужайся, город непорочный,
Где каждый дом
Проверен «градами» на прочность,
Крещён огнём.
На час открыли херувимы
Ворота в рай.
Гори, Донецк неопалимый,
И не сгорай.
Теперь уже священник о. Димитрий (Трибушный) наш постоянный и любимый автор.
– Кто из современных поэтов интересно Вам и почему?
– Не стану перебирать «обойму» имен – кого-то обязательно забудешь, обидишь, кто-то перестанет здороваться. Писать стихи сегодня – невероятно трудно. Русской поэзией наработан мощный слой культурного гумуса, и наша задача не истощать его, не нарушать, на распылять, не разбазаривать, но, по возможности, сохранить и приумножить. Современные поэты – но не ремесленники! – отличаются и духом, и взглядом, и голосом в общем хоре – им есть что сказать и чему служить.