Не хлопайте артисту

Фото: Телеканал "Царьград", www.globallookpress.com Фото: Телеканал "Царьград", www.globallookpress.com
    

В мире, лишенном сакральных и глубоких обрядов, мы по неизбежности выдумываем свои. Человек без обрядов жить не может. Сегодня я хотел бы поговорить с вами об одном недавно распространившемся обряде, который представляют как некий древний. А именно: провожание зрительскими, благодарными аплодисментами умершего артиста.

Это можно наблюдать над разными людьми, когда из ДК или театра выносят тело усопшего известного актера, любимого зрителями. Ему хлопают как в последний раз, как будто он что-то представляет. Он уже ничего не представляет из себя, в части актера. Он нуждается в молитве. Но не зная молитвы «Со святыми упокой», не умея пропеть «Вечную память», люди начали хлопать. И это сегодня представлено как некий древний обряд, который чуть ли не во веки веков существует. По крайней мере, с существования театра, с графа Шереметьева, с Останкинского театра в Подмосковье. Нет!

Я поинтересовался этим вопросом. Оказывается, ни великого Щепкина хлопками не хоронили, ни Ермолову, ни Веру Холодную никто хлопками не сопровождал в последний путь, а Всея Земли заупокойной молитвой, литией, отпеванием и прочим.

Когда, что, где, кто придумал эти прощальные аплодисменты?

Интересно, что впервые сопровождали хлопками, но после отпевания, не после гражданской панихиды, с речами, бубнами и транспарантами, а после отпевания. Так было, когда хоронили Иннокентия Смоктуновского. Когда его отпели по церковному, как положено, принесли Богу молитву за него и выносили его гроб из храма, то люди, собравшиеся в храме и стоявшие во множестве на улице, почитающие талант этого великого актера, захлопали. Выразили свое присутствие и свою любовь к этому человеку, не имея возможности выразить его иначе.

Когда Достоевского хоронили, выносили его из Александро-Невской лавры, то народ весь запел «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас». Это был еще дореволюционный народ. А когда уже выносили другого человека, кстати, хорошо игравшего в некоторых фильмах по тексту Достоевского, то есть «Идиота», то уже молитвы нет. А как-то надо делать! Вот и захлопали. И это был первый случай провожания актера хлопками в Царство Небесное. Но после молитвы, не до нее.

Хлопок – это ритуальное действие. Синтоисты в Японии, приходя в храм, хлопают своим богам. То есть как бы глянь на меня, я здесь, эй, вы, все, гляньте. Хлоп - хлоп сколько-то раз. Правая с левой, левая с правой - ритуал. И наши люди скатились до язычества. Потому что забыли свое, а нужно придумать что-то чужое вместо своего. И возникла какая-то диковатая вещь – провожать хлопками человека, которому хлопки ваши вообще не нужны. Ему нужна молитва, и только молитва. Милость Божия и больше ничего. Прощение грехов и больше ничегошеньки. Ваши хлопки ему - как оскорбление. Ему нужны только слезы о нем, милостыня и заупокойная литургия.

Я бы хотел, чтобы вы обратили на это внимание. Потому что люди умирают. Умирают и артисты великие, и режиссеры. И в очередной раз над покойником кто-нибудь будет хлопать. Я хотел бы, чтобы мы смотрели на эти вещи не бытовым взглядом, а взглядом верующего человека. Это новый обряд, ничего не имеющий общего с настоящим погребением. В том числе и артистов. Они тоже люди.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
26 ноября 2017, 21:36
Я думаю, что для живого актёра АПЛОДИСМЕНТЫ - это лучшая награда. Для усопшего актёра - АПЛОДИСМЕНТЫ - ЭТО ПОСЛЕДНИЕ ПОЧЕСТИ АРТИСТУ. Нечто подобное ВОИНСКОМУ САЛЮТУ. Лично я, православный человек, ничего не вижу дурного в том, чтобы воздать должное великому артисту, провожая его в последний путь АПЛОДИСМЕНТАМИ. Не я это придумал, но я это принял... Эта традиция возникла по велению сердца. Это новое веяние. И оно не противоречит никаким христианским канонам. Потому что не отрицает их.
Кроме того, об этом нигде в христианских книгах не написано.
Наталья23 ноября 2017, 21:45
Спаси Господи, отец Андрей! Просветили нас. Я тоже всегда недоумевала по поводу этих хлопков. Сколько в нас еще языческого! Верим в какие-то дурацкие приметы вместо того, чтобы верить только Богу! Нам, верующим, надо чтить свои традиции. Ну, а неверующим... Пусть делают, что хотят. Каждый ответит за себя.
Валентина23 ноября 2017, 18:20
Огромная благодарность о. Андрею за его просветительскую работу. Ведь мы кощунствуем не только, провожая в последний путь своих собратьев, чаще знаменитых. Мы и в храмах не умеем себя вести как подобает православному верующему и вместо благоговейной молитвы своим недостойным поведением добавляем себе грехи.Побольше бы таких проповедников на местах. "Верую,Господи! Помоги моему неверию".Какие же малограмотные... Спаси Господи,Вас о.Андрей
Макаров22 ноября 2017, 20:28
Статья хорошая, но опять таки не обошлось без пинка "атеистическим временам" , хотя если сравнить степень глумления над Православием теперешней столичной и провинциальной элиты с временами государственного атеизма, то особой разницы не наблюдается. Да и если заглянуть во времена ДО государственного атеизма, то бывало, что артистов запрещали хоронить на общенародных кладбищах. В сравнении с этим нынешние несомненно глупые овации покойнику выглядят обычной благоглупостью, коией и являются.
Александр С.19 ноября 2017, 14:25
Никогда не понимал этих оваций, всегда как - то жутковато. Солидарен с Марией - это тот редкий случай, когда возразить автору нечего.
Любовь Попова17 ноября 2017, 12:12
Мне думается, ничего кощунственного не происходит. Разве батюшка ТАМ побывал, что знает что это "оскорбление"? Традиция прощаться аплодисметнами есть проявление уважения к таланту и Личности артиста.
Ирна17 ноября 2017, 11:46
мне никогда ни нравились посмертные аплодисменты, тоже казалось чем то диким, но я подумала что раз это традиция существующая в актёрской среде, то наверное это нормально. а оказывается внутренний голос был прав.
Оказывается всё нужно исследовать с точки зрения христианства, даже аплодисменты.
Лара12 ноября 2017, 07:33
Спасибо Отцу Андрею за разъяснения. Многие традиции утеряны , кто-то по незнанию аплодирует -не зная , как иначе выразить свою благодарность. Теперь будут знать , может в следующий раз наряду с аплодисментами и молитва будет звучать ... Спасибо !
Игорь12 ноября 2017, 00:02
А почему после молитвы все-таки можно? Значит нет никаких запретов на хлопки? А до или после это уже решать самим людям. Какое-то своё мнение о. Андрей озвучил, а не мнение церкви.
Илья 9 ноября 2017, 18:52
а попробуйте сказать это хлопающим...что это не угодно Богу. Они вам столько расскажут про то что знают как надо, что слушать устанете.
Пусть хлопают, раз нравится..Господь же не лишает их рук за это.
Так чего тем, кто понимает лезть впереди Бога.
Все придет к каждому. И понимание. И спрос.
Предупредить- можно мягко так.
Но вот услышат ли ? И поймут ли? Или запишут вас в злейшие враги...
Кто понимает это- и довольно с него...А кто не понимает- будет научАться , пока не придет понимание.
Евгений Попов 9 ноября 2017, 12:52
А я подобное и в жизни наблюдаю. Корчат из себя "атеистов", а начинают верить во всякую чушь - всех гадалок с шарлатанами оббегают, под столбами на одной ноге скачут, всё плечо себе оплевали и все столы до дыр простучали. Знаю одну мамашу - постоянно приметы придумывает.
А театр - это вообще сродни секты. Ведь они же не работают, а "служат", а примет там столько, что не каждый язычник знает.
В общем, веру у людей забрали, а чем пустоту заполнить не сказали. Очень трудно бороться с такими людьми.
Владимир 8 ноября 2017, 15:14
Это правда! Ещё слышал такую историю про «аплодисменты»:
- Яко бы в древние времена во время земной жизни св. Иоанна Златоустого был такой обычай во Святой Апостольской Церкви когда святой Златоуст говорил проповедь на амвоне то после неё (проповеди) многочисленные благодарные христиане устраивали овации тем самым выражая полное согласие в вере!
И тем самым с этого положено начало «аплодисментам» распространяясь из народа в народ!
P.S. Скажите правда это?
Сергей Жуков 8 ноября 2017, 13:21
Этот обезьяний обычай распостранился среди бездельников - которые собираются на похоронах известных людей. Один дурак начал - другие подхватили, сейчас кому только не хлопают чудаки - и спортсменам и дипломатам ))))
Мария 7 ноября 2017, 14:13
Тот редкий случай, когда с автором полностью согласна.
Александр 7 ноября 2017, 09:33
Обращение было конечно к ВЕРУЮЩИМ. Человек свободен. Вас никто не заставляет поступать так или иначе.Вы решаете сами. В конце концов решает ваше сердце. Для верующего сердца уместно просить Господа о милости к усопшему, мы просим кто как может со своей мерой искренности:" Господи помилуй",- а аплодисменты не уместны.
Наталья Сидорова 7 ноября 2017, 07:14
Вот люди не понимают - ну нельзя хлопать. Ну, положено - продолжайте дальше.
Александр 7 ноября 2017, 06:51
Спаси,Господи,отче!
Один из Святых видел,как под"похоронную"музыку бесы плясали на крышке гроба...
А,что вообще говорить про аплодисменты....Сказано-ЯЗЫЧЕСКИЙ ОБРЯД в принципе любые апл-нты.Был даже такой случай;на отпевании присутствовал в качестве певчего и батюшка
увидел из кармана пиджака торчащии деньги.На вопрос-Зачем?Был получен УДИВИТЕЛЬНЫЙ ответ;что-бы покойный заплатил за Царствие Небесное!И сколько там?4 тысячи,батюшка,
маловато,что-то за вход в Райские Обители...Да вот поиздержались,всё,что смогли...
Реально жаль этих людей от всего сердца!Помоги им всем,Господи!И нас прости!
Саша 7 ноября 2017, 06:29
Может быть и такое, что человек ушёл в мир иной без покаяния. Церковь его отпевает, потому что он был крещённый. Но ведь нераскаявшийся человек за свои грехи прямиком идёт в ад. И если его провожают апплодисментами, выходит его с радостью провожают в преисподнюю на муки вечные? К сожалению современные люди по гордости и самолюбию не умеют принимать критику в свой адрес. Вот и называют верующих людей, делающих им замечание агрессивными. А ведь отец Андрей открыл людям глаза на их неправильное поведение. Простите!
Юлия 7 ноября 2017, 02:00
А кто вам сказал, что хлопают вместо молитвы? После гражданской панихиды и прощания зрителей, усопших артистов (православных) отпевают в церкви, было так неоднократно и есть. А апплодисменты это выражение благодарности и признания, как добрые слова. Все равно что одернуть человека, который говорит хорошее на похоронах о покойном,заткнуть его, ведь его слова не молитва! Но это не значит, что нельзя молиться вам и не значит, что этот человек после апплодисментов не помолился. Меньше агрессии, господа верующие, и побольше любви...
Саша 7 ноября 2017, 00:22
Я правильно понял в статье говорится о том, что по умершим артистам после отпевания хлопки все-таки позволяются. А если хлопки без отпевания - то уже нельзя. Так?
Леся 6 ноября 2017, 15:54
Я нахожусь в европейской стране. Здесь в основном католики. Я наблюдаю, что после отпевания ВСЕХ умерших провожают аплодисментами. Люди, которые находились на литургии, выходят на улицу перед крыльцом церкви, становятся в коридор, потом выносят умершего и все аплодируют.
Светлана Ф. 6 ноября 2017, 13:48
Спасибо о. Андрей! Молитва нужнее и важнее. Это кажется само собой разумеющимся, но судя по отзывам в соцсетях, далеко не всем. Конечно, людей уверенных в СВОЕЙ точке зрения не переубедить, но есть надежда, что те, кто делали это автоматически, задумаются.
Любовь Гильманова 6 ноября 2017, 13:10
Все верно, чем хлопать, лучше бы помолились.
Александр 6 ноября 2017, 12:46
Спасибо батюшка Андрей за Вашу статью, просто, Вы правильно сказали, что люди хлопают усопшему по незнанию. Спасибо за Вашу просветительскую работу. Может быть прочитают эту статью артисты, и в будущем будут провожать в последний путь не хлопками а молитвою. Спаси Всех нас Господи!
Галина 6 ноября 2017, 11:16
Спасибо за статью!Наконец-то подняли эту тему.Я всегда внутренне сжималась при виде этого безумия.Но как воспримут этот призыв??.Очень надеюсь,что люди хотя-бы задумаются.Огромное спасибо за статью.Храни Вас Господь
Валерий 6 ноября 2017, 11:09
В соцсетях стало модно выставлять Святые образа с советом, что эта "картина" сохранит вас и вашу семью, только поставьте "лайк"! Скоро крестить и отпевать будем через ОДНОКЛАССНИКИ! В Храм нужно ходить, молиться, Бога просить о благополучии и здоровье! Веру и традиции предков продаём и теряем! Молодёжь, кроме как Хелоуина, дня святого Валентина и основателя соцсети ВКОНТАКТЕ, вообще ничего не знает! Нехристи!
6 ноября 2017, 10:51
Я не знала, что впервые хлопали на похоронах Смоктуновского. Мне казалось, раньше это началось. Хлопки - это дикость невероятная...
Олег 6 ноября 2017, 09:49
Прости Господи грехи наша,ибо не ведаем что творим...
Ярослав 6 ноября 2017, 09:41
А если, скажем, хоровой деятель умирает? Большинство из пришедших активно участвуют в отпевании. Всю дорогу поют Трисвятое, со Святыми упокой, а при опускании гроба в могилу - аплодируют. Мне (я не претендую на значимость именно моего слова, просто ни от чьего другого имени говорить не могу) представляется это красивым. Человеку как бы говорят: "спасибо за ваш труд, за ваш вклад в ваше дело". А потом ещё не раз Трисвятое, да со Святыми упокой. Разве это плохо?
Надежда Комарова 6 ноября 2017, 08:31
Здравствуйте, батюшка Андрей! Когда в 2006 году 8 ноября, умерла моя дорогая внученька Евгения, всю ночь читали Псалтырь, а днем батюшка с матушкой пели литургию. Плакали все. Прощались! И на кладбище тоже отпевали со слезами.
Я не представляю, если бы кому-то пришло в голову хлопнуть в ладоши. А ведь она была очень талантлива. С отличием закончила музыкальную школу. Когда она играла на пианино, никто не был равнодушен. Хлопали и просили повторить. Она еще и танцевала, любила придумывать разные смешные сценки. Её любил и провожал весь город в тишине и с молитвой. Ей было всего 15 лет. Она мечтала стать режиссёром и поставить фильм по моей повести "Зиночка". Она была бы талантливым режиссером
Светлана 6 ноября 2017, 07:56
А я бы хотела добавить. Ведь хлопают и в самолете когда он приземлился. Опять таки, вместо крестного знамения и благодарения Господу.
Алевтина Викторовна 6 ноября 2017, 00:26
Да, всегда испытываю неловкость, когда уходящего в вечность человека, пусть и артиста, провожают аплодисментами... Прости нас Господи, не ведаем, что творим!
Эдуард 5 ноября 2017, 23:01
Да, как-то удивительно быстро распространилась и прижилась данная традиция. Еще лет 15 назад как то вроде не было так повсеместно принято, а сейчас прямо всем хлопают.
галина, киев 5 ноября 2017, 22:38
Спаси, Господи, батюшка Андрей! Хлопали и не задумывались или это правильно....
Алексей 5 ноября 2017, 22:38
А не-артистам - еще кладут в гроб перед закрытием букеты, покойнику в руку - зачем-то носовой платок... Ноги усопшего связывают, а потом развязывают... И трудно что-то возражать в этот момент, и нереально спорить с провожающими: "что же вы делаете..." Только слышно решительное: "надо", "так принято", "положено!" Кем положено?...
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×