Православный календарьПравославный календарь
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».

Подделка и подлинник

    

Столетняя годовщина революции — которую в свое время планировали отмечать как величайший триумф коммунизма — проходит малозаметно. Власти ограничились парадом — причем не в честь самой революции, а в честь парада 7 ноября 1941 года — а большинство народа, похоже, просто игнорирует этот день.

А ведь речь идет, действительно, о значительном событии, которое определило жизнь страны — и ряда других стран — на многие десятилетия.

Я помню, как в годы моего детства на доме напротив висел огромный транспарант — «победа коммунизма неизбежна». Люди считали — и считали с глубоким убеждением — что законы развития общества открыты, и обладают такой же непреложной силой, как законы природы, свобода есть осознанная необходимость, и уже скоро — может быть, при жизни этого поколения — явится светлое царство коммунизма. Церковь и вера в Бога, которая уже является уделом немногих маргиналов, окончательно исчезнет. Отец-основатель всего проекта, В.И.Ленин, портреты которого висели на каждом углу, высказывался о Боге и «поповщине» в выражениях, совершенно неудобных для печати, а устав КПСС вменял всякому верному коммунисту в обязанность «Вести решительную борьбу с ... религиозными предрассудками и другими пережитками прошлого».

Отношение к Церкви варьировалось от физического истребления (при Ленине и Сталине) до просто чрезвычайно жесткой дискриминации (в позднем СССР). В «светлом будущем», чаемом коммунистами, для Церкви не было места.

Все, оказалось, однако, наоборот — это коммунизм развалился, а Церковь выжила.

За семьдесят лет множество людей родились, страдали и умерли под коммунистическим символом веры, и эта эпоха не могла не наложить глубокий отпечаток на людей и культуру. После распада СССР народы, переставшие быть «новой исторической общностью — советскими людьми», пустились на поиски своей идентичности, на поиски ответа на вопросы «кто мы такие и каково наше место в истории и мироздании». Как правило, на место советского мифа приходил миф националистический, который отвергал созидательные элементы советского, но полностью воспроизводил все дурные советские привычки — идеологическую нетерпимость и безусловный примат идеологии над реальностью. В частности, уверенность в том, что социальная реальность просто должна, обязана покориться великим мифам, а если люди ведут себя как живые люди, то это тяжкие пережитки «совка» — точно также, как раньше это были пережитки царизма и капитализма.

Что, впрочем, неудивительно — вождями и наиболее ревностными адептами нового национализма были и остаются представители бывшей советской, партийной и комсомольской элиты.

У нас в России многие испытывают определенного рода ностальгию по советским временам — как по той простой причине, что людям вообще свойственно ностальгировать по временам своей юности, когда и солнце было зеленее, и жизнь била через край, так и по более глубоким основаниям. Идеология давала чувство смысла жизни, ее оправданности, включенности в некое великое и доброе, правильное дело. Она создавала чувство единства с другими людьми — как согражданами, так и «всеми людьми доброй воли».

Люди, принужденные исповедовать какую-то систему воззрений, через какое-то время становятся ее искренними адептами — так уж работает человеческая психика, и долгое время спустя после того, как принуждение перестало работать, люди могут оставаться адептами внушенных им идей. Даже если их несостоятельность стала очевидной.

Но у нас, православных христиан, не может и не должно быть проблем с идентичностью. Мы не вынуждены искать ее ни в советском прошлом, ни в яростной реакции на него.

У нас есть истинная вера, которая соединяет нас со Христом и всеми святыми, как из русского, так и из всех народов, у нас есть место в мироздании — у престола нашего Господа, у нас есть место в самой важной истории, которая есть — в истории спасения.

Беда в том, что люди вокруг нас, не зная о содержании нашей веры, но испытывая к ней смутное почтение, пытаются объединять православную и советскую идентичность. В реальности такое объединение невозможно.

Революция 1917 года была победой идеологии, которая прямо и громко заявляла о своей враждебности к любому богопочитанию, причем уже очень быстро эта враждебность проявилась в таких действиях по отношению к Церкви, которые вполне подпадают под международно принятое определение геноцида. Напомним, что «геноци́д (от греч. γένος — род, племя и лат. caedo — убиваю) — действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую, религиозную или иную исторически сложившуюся культурно-этническую группу как таковую путём: убийства членов этой группы;

причинения тяжкого вреда их здоровью мер, рассчитанных на предотвращение деторождения в такой группе; изъятия детей из семьи; предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы»

Именно это и делалось по отношению к религиозной группе «православные христиане».

Сонм новомучеников и исповедников, прославленных Церковью, свидетельствует об этом более чем ясно.

Как ясно и то, что их убиение и преследование не было случайным эксцессом или перегибами на местах — но абсолютно неизбежным проявлением идеологии, в которой не было и не могло быть места Богу.

Что же до сих привлекает людей в этой идеологии? Парадоксально, но те ее элементы, которые были заимствованы из христианства. Марксизм есть плод христианской цивилизации, и он не мог бы возникнуть ни в какой другой. Часть революционных лозунгов — «кто был ничем, тот станет всем», «кто не работает, тот не ест» — это парафразы из священного Писания. Сама вера в историю как в процесс, наделенный смыслом и целью — плод библейского мировоззрения, и в той чисто материалистической картине мира, которую предлагал марксизм, у истории просто не может быть смысла — некому этот смысл задавать.

Поздний СССР провозглашал во многом здоровые принципы нравственности — человек должен быть верен семье, трудиться ради общего блага, проявлять скромность в быту, дружескую приязнь к трудящимся самых разных национальностей. Цензура отсекала не только любое богопочитание и любую политическую крамолу — но и вещи действительно дурные. Советское ТВ могло быть невыносимо скучным — но не пошлым и не развратным.

В реальности, конечно, в СССР существовала и преступность, и проституция, и наркомания, и межнациональные конфликты (я лично беседовал с их участниками), но, в условиях полной государственной монополии на СМИ, большинство граждан могло не сталкиваться с этими явлениями. Какое-нибудь возмутительное преступление, теперь неделю заставляющее гудеть социальные сети, тогда оставалось известным только ближайшим соседям. Поэтому люди и могут вспоминать тогдашнее благообразие — вот тогда телевизор прославлял героев труда, не то что сейчас.

Человеческая солидарность и братство тоже больше провозглашались (в длинных очередях за дефицитом, который вот-вот закончится, люди не очень склонны любить друг друга) — но, хотя бы, считалась общепринятой ценностью. «Человек человеку — друг, товарищ и брат».

В чем же радикальное и трагическое расхождение этого взгляда на человека с христианским?

Для коммунизма (и не только для него, этот взгляд восходит еще к Руссо), зло — это что-то, находящееся вне самого человека. Людей можно сделать хорошими извне. Достаточно поместить людей в правильное социальное окружение, и их поведение изменится, выведется новый тип человека — «советский человек», свободный от «родимых пятен прошлого», «ставящий общественные интересы выше личных».

Для христианства зло находится в человеческом сердце, именно оно повреждено грехом. Как говорит Спаситель, «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека» (Мар.7:21-23)

Именно поэтому невозможно построить идеальное общество — люди грешны и нуждаются в спасении, которое они не могут даровать себе сами. Они нуждаются в Спасителе из-за пределов этого падшего мира.

Человеческая тоска по подлинным, братским отношениям с ближними, по миру без насилия, эксплуатации и войн, сама по себе достойна почтения — это тоска по раю. Но рай невозможно обрести «своею собственной рукой». Его можно получить только от Бога — покаянием и верой.

А для этого отказаться от подделки ради подлинника, от рухнувшей безбожной идеологии — ради святой Православной Веры.

Сергей Худиев

Источник: Радонеж

8 ноября 2017 г.

Рейтинг: 9.6 Голосов: 140 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×