Православный календарьПравославный календарь
«Когда мир тебя отвергает, Бог принимает»
Иером. Серафим (Алдя)
Кто встретил Бога, тот уже не может ни ненавидеть ближнего, ни осуждать его, ни оставить его на верную смерть.
Отец Дометий Рымецкий – духовник, сердцем горящий
Кристиан Курте
Он был батюшкой, который по грудь в ледяной воде зимой переходил горные реки, преграждавшие ему путь к храму.
Божественная латрия, православное вероучение и наша церковная жизнь
Иеромон. Лука Григориатский
Мы можем с уверенностью сказать, что подлинная христианская жизнь, жизнь, ведущая к обожению, истинная латрия, не исчезли в наше время.
«Дай Бог стяжать титул сельского батюшки» (+ВИДЕО)
Прот. Геннадий Беловолов
Здесь, на сельском поприще, ты за все в ответе. Ты здесь отец. Здесь я понял, что слово «отец» происходит от слова «отвечать».
«Хватит спать! Пошли кутить!»
Людмила Панич
Наш любимый старец Гавриил в свой день рождения подарил жизнь моей дочери во второй раз.
Крест любви
Схим. Нектария (княгиня Наталья Долгорукова; 1714–1771)
16-летняя Наталья добровольно последовала вслед за мужем в ссылку, показав всему миру пример беспредельной любви и преданности супружескому долгу.
«Работай над собой – сделаешь благо для ребенка»
Беседа с замдиректора крупнейшей в России православной гимназии
Важно, чтобы сам процесс обучения уже воспитывал, чтобы воспитание было не частью работы, а охватывало все пространство образования.
Огород – дело духовное
Прот. Александр Авдюгин
Увидев же картофельное поле с многочисленными рядами уже выкопанного картофеля, батюшка вспомнил голливудские фильмы с плантаторами и неграми-невольниками.
Как русский святой явился пасынку Наполеона
Мария Тоболова
Посмотрев на принца, монах сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь. Если исполнишь мою просьбу, Бог тебя помилует. И знай, что твои потомки будут служить России».
Купец. Благотворитель. Мученик. Николай Григорьевич Григорьев
Алина Сергейчук
Он отличался неподдельно добрым отношением к человеку и видел в нем равного себе, а не инструмент для зарабатывания денег.

Мы можем подражать Богу в Его любви

    

«У этих православных — одни постулаты и ограничения: делай то, не делай того» — можно услышать порой от нецерковных людей. «Да накрутили всё эти православные — Бог говорил одно: надо любить друг друга» — можно порой услышать от других, столь же нецерковных. «Да нет же, самое главное для них — “Христос терпел и нам велел”, вот они и терпят»,— встревают в разговор третьи.

Есть ли в чем-то из этого правда и что на самом деле главное в христианстве, размышляет игумен Нектарий (Морозов).

Заповеди: одна или много?

Все мы знаем из Евангелия историю о некоем законнике, который, искушая Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, задал Ему вопрос, важнее которого не существует никаких иных вопросов. Он спросил, что необходимо делать для того, чтобы наследовать вечную жизнь. И услышал ответ, адресованный как ему, так и каждому из нас: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всем разумением твоим и возлюби ближнего твоего как самого себя (ср.: Мф. 22, 37, 39). И добавляет Господь, что в этих двух заповедях заключаются весь закон и все пророки, то есть всё то, о чем говорит Священное Писание человеку.

Конечно же, может возникнуть вопрос: а зачем тогда даны все остальные заповеди, которые мы находим в Евангелии? Ведь это не только заповеди блаженств — это практически каждое слово, которое обращает к Своим слушателям Спаситель. И подставить левую щеку после удара по правой, и отдать последнюю рубашку тому, кому она жизненно необходима, и идти два поприща с тем, кто попросил идти с ним одно,— всё это не что иное, как заповеди, потому что невозможно быть христианином, их не исполняя.

Ответ на вопрос «Так одна заповедь или их много?» обретается человеком, по-настоящему, всерьез живущим христианской жизнью, достаточно просто. Как только мы на деле пытаемся любить Бога и любить ближнего, мы тотчас же видим, как между нами и этой любовью вырастает некое огромное, совершенно непреодолимое препятствие. И препятствие это — наша неправильная любовь к самим себе.

Ведь почему нам трудно любить Бога? Потому что Господь ожидает от нас исполнения Его воли, которая единственно для нас спасительна,— и тем не менее наша воля умудряется воле Божественной противиться. Мы хотим поступать так, как угодно не Богу, а как угодно нашему сердцу. И точно так же, когда мы задумываемся о любви к ближнему, мы видим, что нам очень трудно бывает пренебречь своими интересами, пренебречь своей корыстью, пренебречь самими собой для того, чтобы кому-то послужить.

Когда человек осознаёт, что мешает ему исполнить в своей жизни две важнейшие заповеди, он начинает понимать, что все прочие заповеди евангельские как раз таки призваны нашу неправильную любовь к самим себе разрушить и освободить в нашем сердце место, которое мог бы наполнить Господь. По сути, всё, что мы делаем, являясь христианами и как христиане, в той или иной степени дает нам свободу для того, чтобы мы научились подлинной любви к Богу и любви к человеку.

Протиснуться между камнями

Когда человек начинает всё то, о чем говорит Христос в Евангелии, воспринимать как заповедь (воспринимать, конечно, в правильном святоотеческом духе, ибо и в Евангелии люди умудряются находить «основания» для самых причудливых взглядов и форм поведения, а порой и для конфликта с окружающими), он начинает ощущать, что такое на самом деле проходить сквозь тесные врата, о которых говорил Спаситель (Лк. 13, 24). Некоторые святые отцы уподобляли это тому, как змея, которая должна сбросить старую кожу, нарочно протискивается между камнями, чтобы ее содрать, совлечь и остаться в коже обновленной — гораздо более красивой и способной ей более качественно послужить.

Точно так же каждый из нас, хотя бы в какой-то мере исполняя Евангелие на деле, как бы сдирает с себя кожу — совлекает с себя своего ветхого человека. Того самого ветхого человека, любовь к которому мешает реализоваться в нас заповеди о любви к Богу и ближнему во всей их полноте.

Безусловно, заповедь о любви к ближнему является для нас еще и неким критерием того, действительно ли мы научились любить Бога. Ведь человек — такое существо, которое склонно очень часто себя обманывать — иногда невольно, а иногда и вольно. Мы можем говорить о том, что любим Бога, но эта любовь может в нас никоим образом не подтверждаться. И до поры до времени нас некому бывает в этом обличить, кроме нашей собственной совести в глубине нашего сердца. Но когда кто-то напоминает нам о том, что невозможно любить Бога, не любя своего ближнего, всё сразу становится на свои места. Наше отношение к ближним — это то, что явно, по крайней мере, самим нашим ближним, и это обличает в нас то, что сокровенно.

Тайна подражания

Но не только обличение заключено в этой взаимосвязи — в ней на самом деле заключается и некая удивительная тайна. Мы не можем подражать Богу в Его святости, в Его чистоте, в Его совершенстве, вездесущии и всемогуществе,— но мы можем подражать Богу в Его любви. Мы знаем о Боге, что Он любит каждого человека, и когда мы, подобно Богу, тоже начинаем любить каждого человека, тогда в нас проявляется, пробуждается то, что делает нас Богу подобными.

Мало кто понимает, что любовь — это на самом деле не чувство. Это то состояние сердца, к которому человек приходит постепенно — приходит в тем большей степени, чем больше он приближается к Богу. Чем ближе, реальнее он узнаёт, насколько Господь любит его и насколько Он любит других людей, тем сильнее становится в его сердце способность любить всех тех, кто его окружает. Любовь — словно некое удивительное растение, за которым нужно ухаживать в течение всей его жизни: поливать, удобрять, с усилием взрыхлять почву под ним, беречь. И тогда оно будет приносить свои удивительные плоды. Люди порой думают, что смысл жизни заключается в самых разных вещах, но только лишь любовь наполняет жизнь человека смыслом подлинным. И это — та самая любовь к Богу, которая совершенно нерасторжимым образом связана с любовью к людям.

Газета «Петропавловский листок» № 31, октябрь 2017 г.

Рейтинг: 10 Голосов: 261 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Денис10 ноября 2017, 12:22
Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что любовь к Богу есть дар Божий в человеке, приготовившем себя для принятия этого дара чистотою сердца, ума и тела. По степени приготовления бывает и степень дара... Любовь к Богу основывается на любви к ближнему. (Аскетические опыты, ч. 1). Лишь бы нам не принять за любовь духовную нашу плотскую, падшую любовь, которой руководят темные духи.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×