В апостольском чтении 23-й Недели по Пятидесятнице святой Павел, размышляя о Господе, говорит: «Мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:10). Святые отцы в толкованиях на это место предлагают замечательную мысль: слова апостола «творение» и «созданы» показывают, что в христианстве Всевышний как бы творит человека заново.
Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Здесь намекает он на воссоздание. Действительно, наше спасение есть второе творение: чрез искупление мы точно из небытия приведены к бытию. В том состоянии, в каком мы были прежде, то есть в состоянии ветхого человека, мы были мертвы; теперь же сделались тем, чем прежде не были. Значит, дело возрождения нашего есть действительно творение, и притом творение, гораздо превосходнейшее первого. Тем творением мы призваны к жизни, этим же созданы способными к жизни доброй» (1).
Подобным образом рассуждает и святитель Феофан Затворник: «Как в начале в образованное из персти тело вдунул Бог дыхание Свое, и стал человек человеком, так теперь в оземлененных нас страстьми и похотьми – ставших нечеловеками, по призвании к вере, вдыхает Он Духа благодати, и мы становимся снова человеками. Без духа человек – не человек. Но по падении дух забит страстьми и похотьми и всякими грехами. Нисходит Дух благодати, оживляет дух человека, и человек – опять человек, только уже с другим именем, человек-христианин, яко помазанный Духом благодатным» (2).
Святитель Григорий Богослов называл само воплощение Бога Слова «вторым творением». Воспринимая на Себя нашу плоть, исцеляя в Самом Себе все последствия грехопадения, Господь словно заново творит человека. «Что за новое таинство? Я получил образ Божий и утратил его, а Он воспринимает мою плоть, чтобы и образ спасти, и меня обессмертить. Он вступает во второе общение с нами, которое гораздо лучше и выше первого» (3), – говорит святой.
Однако не только в Рождестве Христовом произошло обновление человеческого естества. Это таинство случается и в том рождении Христа, которое происходит в наших сердцах. Темная пещера, где явился миру Спаситель, есть образ человеческой души. Отныне она способна сделаться вместилищем Божества, Его храмом. Поэтому и пишет Павел: «Вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» (1 Кор. 3:16). Чудо Боговоплощения, совершившись однажды в истории, возобновляется в каждом верующем, приходящем ко Христу.
Поэтому в церковном богословии Христос и называется Новым Адамом. Он Сам явил нам таинство обновления человека, и во Христе мы все имеем возможность стать новыми людьми по Его образу.
Конечно, слова отцов о создании чего-то нового мы воспринимаем с оглядкой на ту мысль, что после окончания дней творения Бог не творит нового бытия на земле. Люди изначально были созданы для обожения, но из-за грехопадения утеряли связь с Творцом. В христианстве Господь обновляет нас согласно Своему замыслу и дарует нам новую, духовную жизнь. Поэтому и говорит апостол: «Кто во Христе, [тот] новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Кор. 5:17). Таким Адам и должен был стать в Господе – вкушение запретного плода помешало его духовному возрастанию. Итак, новый человек во Христе есть не принципиально иное творение, а исполнение Божьего замысла о нем.
Для чего Всевышний как бы творит нас заново? Мы «созданы во Христе Иисусе на добрые дела», – говорит Павел. Свое внутреннее обновление христианин призван являть в мире, творя добродетели. Как трагично, что Господь обновляет нас в Таинствах Церкви, обновляет для высшей жизни, но мы не живем согласно этому обновлению. Увы, у нас не получается жить только для добрых дел, но мы творим много дел злых. Мы гневаемся, завидуем, гордимся, осуждаем, мысленно блудим, обижаемся, недугуем сребролюбием, привязанностью к вещам… По сути, мы чаще всего попираем то обновление, которое предлагает нам Отец Небесный.
Например, когда отходим от Чаши, причастившись, мы уже становимся святыми, несем в себе Христа. «Как львы, дышащие огнем, так мы отходим от этой [святой трапезы], став страшными для диавола» (4), – пишет Златоуст. Но долго ли длится эта новая жизнь? Неизбежно наступает момент, когда мы совершаем внутреннее отступление и теряем ощущение обновленной жизни, как будто бы ее и не было. Почему? Потому что для благочестия необходимы решимость, некое усилие веры.
Жить по-новому значит жить по заповедям Божиим. А это означает делать что-то не по материальным причинам и идти против своего ветхого человека, а это всегда мучительно. К примеру, если мы прощаем, когда нас незаслуженно обидели, мы вовсе не обязательно улучшаем свою жизнь. Не исключено, что нас будут обижать и дальше. Ради чего же прощать? Ради Господа и любви к Нему.
Или, скажем, ради чего давать милостыню, особенно если просящий тебе чем-то неприятен и ты подозреваешь в нем обманщика? Снова же, ради Господа. И молимся мы не ради того, «чтоб у нас все было хорошо», но только для того, чтобы час или два побыть с Богом. «Ибо все из Него, Им и к Нему» (Рим. 11:36).
Бог – единственная цель христианства. Как Он и говорил некогда левитам, не получившим своего земельного удела: «Нет левиту части и удела с братьями его: Сам Господь есть удел его» (Втор. 10:9). Жить по-новому можно только ради Господа и любви к нему. Качество нашей христианской жизни прямо пропорционально нашей любви к Всевышнему, и другого повода для обновленного бытия не существует.
Христос исполнил домостроительство нашего спасения и подарил нам возможность участия в таинстве нового бытия. Что нужно с нашей стороны? Требуются вера в Бога и любовь к Нему. От этого произрастает все остальное – и решимость, и подвиг, и святость.
Господь желает, чтобы мы были новыми людьми не только тогда, когда участвуем в Таинствах. Христианину необходимо почувствовать трагический разрыв между тем, кем мы можем стать в благодати Христовой и кем являемся в быту ежедневно. А почувствовав, затосковать по Царству Небесному и стать еще на земле человеком Царства.
Раб Божий призван быть новой тварью не только в храме, но и на всех своих жизненных путях, чтобы доказать свою причастность к иному бытию, опытно утвердиться в нем. Всегда носить в себе непреходящую новизну христианства и ежедневно являть ее красоту в буднях – такой призыв слышится из сегодняшних слов апостола Павла: «Мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять».
Дай нам Бог на этот призыв откликнуться!