Святым не было все равно, кто правит народом и как правит. Уже одно то, что Иоанн Предтеча, больший из всех рожденных женщинами, обличал Ирода за незаконный брак с женою брата, говорит об этом. Оно ему надо, вроде бы, кто с кем спит и кто кому изменил? Кто от кого ушел и к кому пришел? Оказывается, надо. Потому что разврат министра – это по определению развалившееся министерство. А разврат губернатора – это расползающийся по швам регион. И Предтеча, надо полагать, думал не о телесных вольностях царя, а о последствиях для народа. Отсюда и обличения. И мы приходим к следующей мысли: какие, кроме воздержания и чистоты, требования можно и нужно ожидать от властей? Что говорит Писание?
Править должны мужчины. И не малолетки, а созревшие умом и силами мужи
Говорит, например, что правитель не должен быть очень молод. Это должен быть созревший и успевший закалиться муж. Причем лучше муж, чем жена, поскольку не для начальства сотворил Господь Бог женщину. Вот цитата: «Притеснители народа Моего – дети, и женщины господствуют над ним» (Ис. 3: 12). А о том, что правители не должны быть очень молоды, вот: «И дам им отроков в начальники, и дети будут господствовать над ними» (Ис. 3: 4). Это в виде наказания, конечно. Любители спорить найдут множество примеров от Клеопатры до Екатерины Великой, но я останусь при своем. Править должны мужчины. И не малолетки, окруженные регентами и временщиками, а созревшие умом и силами мужи. Это вполне здравое и естественное требование.
Что еще?
А вот что. «Горе тебе, земля, когда царь твой отрок, и когда князья твои едят рано! Благо тебе, земля, когда царь у тебя из благородного рода, и князья твои едят вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения!» (Еккл. 10: 16–17). Противопоставляются, как видим, два разных образа жизни. Первый: я правлю другими, чтобы жить в свое удовольствие. Глаза поутру разлепил – и сразу к холодильнику. «Как намажу бутерброд, зразу мысль: “А как народ?”». Второй: не столько я правлю, сколько служу. Перекусываю, где придется и только чтобы подкрепиться. За столом часами не просиживаю. Это требование аскетическое и очень практичное. Хлебосольные любители рюмками чокаться и тосты часами говорить редко бывают хорошими управленцами. Для этого они не на все пуговицы застегнуты. Имеется в виду – внутри.
А вот и еще одно слово.
Предсказывая в книге Второзакония будущее избрание царей по обычаю всех народов земли, Господь говорит евреям: «Только чтоб он (будущий царь) не умножал себе коней и не возвращал народа в Египет для умножения себе коней» (Втор. 17: 16). Самый славный царь Израиля – Соломон – словно намеренно нарушил эту заповедь. «Коней же царю Соломону приводили из Египта и из Кувы; царские купцы покупали их из Кувы за деньги. Колесница из Египта получаема и доставляема была за шестьсот сиклей серебра, а конь за сто пятьдесят» (3 Цар. 10: 28–29). Ну и нам-то что, казалось бы, до еврейских колесниц в незапамятные времена? Так? Нет, не так.
Египет для евреев – это маркер вечной памяти о порабощении. А еще о развращении. Не зря же они, евшие манну в пустыне, тосковали о египетских дынях и чесноке. Для нас страной рабства и развращения есть все то, откуда к нам соблазны приходят. Сами рассудите откуда, ибо взрослые. Колесницами же египетскими вполне можно называть «Майбахи» и «Мерседесы», до которых столь охочи те, в ком совести мало. «Не покупай колесниц в Египте!» – это слово к каждому высокому чиновнику. Почему упирающийся брюхом в приборную панель «слуга народа» должен непременно ездить на чем-то беспримерно дорогом и заграничном? Это что такое?! Если вам мало всенародного роптания на эту тему (ведь народ же ропщет), то послушайте слово Божие. «Не вози колесниц из Египта». Дело ведь не только в колесницах. Там, в «Египте», ты скорее всего и деньги прячешь. Там же и твои чада учатся. И какой ты после этого русский человек, патриот и далее по списку?
К стыду нашему скажем, что французские президенты ездят на своих то ли «Рено», то ли «Ситроене». Немцы тоже на французских машинах не ездят. На немецких ездят. Нам, что ли, слабо спецзаказ сделать для своего автопрома и пересадить многих с буржуйского автопарка на свои машины, собранные с любовью и вручную? Это вопрос не престижа и не экономики только. Это вопрос патриотизма и следования слову Бога Живого.
Невозможно жить и трудиться среди людей, историю которых ты не знаешь, и уж тем более править ими
Последний на сегодня пример я возьму не из Библии, а из книги М. Ганди «Моя жизнь». Ганди, как известно, был юрист по образованию. Приехав после обучения в родную провинцию Гуджарати, он стал искать практику. Один из старых юристов спросил его: «А вы умеете различать характеры по выражению лица?» И еще спросил его о многом, чему в вузах не учат. А потом сказал: «Вам нужно хорошо изучить историю Индии и историю этой нашей провинции. Невозможно жить и трудиться среди людей, историю которых ты не знаешь». Отталкиваясь от сказанного, я бы предложил всем соискателям губернаторского кресла сдавать серьезнейший экзамен по истории края, где они намерены «рулить». Может быть, даже вместе с этим экзаменом – и по местным языкам тоже. Равно и соискателям президентского кресла нужно на зубок, «на ять» знать историю государства Российского. С датами, фамилиями и именами, с описанием процессов. И это не фантазия. Потому много ветреников править собираются теми, о ком ничего не знают и даже знать не хотят. Все их мозги давно в Америку уплыли вместе с симпатиями. На стадии этого желаемого экзамена отсеются многие «дети и женщины». Следовательно, легче будет избирателю.
Ну, и последнее на сейчас. Если жить целомудренно, вставать рано, есть мало, от «Ламборджини» добровольно отказаться, детей на Родине учить, страну свою знать как свои пять пальцев и любить больше, чем себя самого, то, может, не всякий захочет в это пекло добровольно баллотироваться. Ведь не на мед же летишь, а на крест восходишь.
Пожалуй, пока довольно.
Владимир, какой момент Вам показался не бесспорным? Напишите, если можно
Юрий15 ноября 2017, 20:31
Нашего автопрома уже давно нет, например "АВТОВАЗ" - это французское предприятие. Про какие отечественные авто идёт речь, не понимаю?
Юрий, какая разница, что Автовазом владеют французы, оно же российское предприятие, и тут сам принцип важен