Мы часто слышим о «традиционных ценностях», но не всегда ясно представляем себе, что же это такое. Оно и понятно: любой дух творит себе материальные формы, современный же образ жизни просто уничтожил традиционный русский уклад, сохранив в лучшем случае некоторые его обломки. Однако даже сейчас, пусть и малыми темпами, но возвращаются в жизнь людей народная одежда, песня, пляска, кухня, праздники, детские игры и педагогика. Традиция – это прежде всего опыт предков и способ выживания, а не реконструкция – подражание эпохе безвозвратно ушедшего прошлого. Хранителями традиций русского народа всегда выступали мужчины, и именно у них мы и решили спросить, зачем современному человеку традиционная культура и в чем ее подлинная ценность.
Павел Сокирко, атаман артели русского рукопашного боя «Буза» г. Тольятти, преподаватель физической культуры:
Современная жизнь «ломает», а традиционная культура человека «выстраивает»
– Наши враги очень хитрые: они понимают, как нас надо бить и ломать, чтобы победить. Я считаю, что современная система образования разрушена, там идут постоянные реформы и изменения. Полная неразбериха. А традиционная культура нас как раз таки выстраивает и выводит к тем понятиям, какие были присущи русскому обществу. Раньше у нашего народа существовало «колесо», в котором было заложено все – от зачатия и до похорон. Все стороны человеческой жизни регламентировались. Сегодня это колесо сломано, и нам приходится заниматься его восстановлением буквально из щепок. Традиционная культура – честная. В ней приятно находиться. Стараемся делать все так, как показали когда-то в экспедициях старики – носители традиции. Мы и их приглашаем, чтобы дали свою оценку нашим навыкам.
Свою гордыню нужно утоптать поглубже, потому что если будет свое «я» – не будет традиционной культуры, будет своя личная культура.
Научные обоснования традиционной биомеханики встречаются у таких ученых, как В.Ф. Базарный, который убежден в необходимости обязательной смены динамических поз во время образовательного процесса у детей. У него есть ряд экспериментов, которые свидетельствуют об эффективности традиционных форм воспитания, корнями уходящих еще в дореволюционную Россию: у детей улучшаются мыслительные процессы, укрепляется здоровье. Мы идем тем же путем – только с другой стороны.
Мужчину должен воспитывать мужчина – вот что главное. Как воспитывать – много наставлений: от Владимира Мономаха до князя Голицына (умер в 2000 г. – В.Б.). Когда мы ходили в экспедиции к старикам, говорили не только о пляске или драках – обо всем расспрашивали. Расскажет тебе дед что-то важное, эдакую «фишку» – ты переносишь ее в свою жизнь, и оно работает.
Множество русских святых сотни лет жили как раз в пространстве этой самой традиционной культуры. И год за годом строили мощную державу.
Виктор Соловьев, руководитель семейного клуба «Основа» в г. Череповец, педагог дополнительного образования:
У любого народа пляска – универсальная гимнастика
– Мальчики становятся мужчинами, девочки женщинами, возникает семья. Собирается на праздник. И для чего, спрашивается? Вкусно поесть и ни о чем поговорить? Мужчина же прежде всего воин. Он должен уметь защитить свою семью, родину. Все остальное – второстепенное. Всегда считался мужчиной тот, кто умел двигаться. У любого народа пляска – универсальная гимнастика. Движение, регулярно выполняемое человеком во время занятия физическим трудом, воспроизводилось и в пляске. Музыка помогала отработать ударную технику рукопашного боя. На дискотеках в движениях преобладают безвольные хаотичные потряхивания. А музыка клубов работает на разрушение сознания. Высокие децибелы, интонации – все это не свойственно нашему слуховому сознанию. У каждого народа есть свой национальный пласт песенной традиции, своя двигательная культура. Мы занимаемся возрождением ритм-акцентов. В пляске, бою, труде. Сейчас же на молодежь, которая не занимается традиционной культурой, больно смотреть. Я играл на вечерах выпускников детских садов. Приходят отцы – жалкое зрелище: потухший взгляд, нет радости за своих детей. Был конкурс частушек – не знают ни одной, а если и поют, то какую-то похабщину. Но в русской традиции было принято петь частушки благородного содержания. Вот, смотрите:
Из своей деревню в дальнюю
ходил бы да ходил,
Сероглазую девчоночку
любил бы да любил.
Какой образ всего в паре строк! У каждого народа существует своя система ритм-акцента. Вся беда, что в фольклорных школах этого не изучают. Хорошие гармонисты здорово играют по нотам, но не окрашивают, не «рвут» меха, как это было принято делать в традиции. Ритм-акцент выражается и в труде, и в драке.
Как снимали напряжение предки? Плясали. Пить было не принято: это считалось дурным тоном, девушки с пьющими не общались. Как и не матерились: если парень позволял себе спеть похабную частушку, его могли и избить. На вечорки приходили старики, смотрели, как гуляет молодежь. Ведь праздник – не синоним слову «праздность», которая является грехом. Праздник должен быть в душе. Гармонист сыграл, я сплясал, а ремесленник, когда ему грустно, – занялся любимым делом. Праздник выражается в творчестве. Мы нашли себя в ритме, музыке и общении.
Традиционную культуру нужно изучать с раннего детства и ставить в ранг государственного значения. Ее надо изучать комплексно: петь, плясать, драться, уметь работать руками. При этом русская культура глубоко воцерковлена. Все торжества, народные гуляния выстраивались вокруг церковных праздников.
Сергей Боков, изучает русскую традиционную культуру и танцует брейк-данс, г. Москва:
– Традицию нужно знать, чтобы просто чувствовать себя живым в этом унифицированном мире. Я занимаюсь брейк-дансом с 1998-го. В один момент я начал исследовать истоки, ведь в брейк-дансе очень много трюковых элементов, которые присутствуют и в русской пляске. Так мы сначала пришли на «клюкву» (это там, где красные сапоги и акробатика), а через некоторое время добрались и до основ русской пляски. Когда идет пляска – идет радость. Ты не просто пляшешь, ты можешь спеть частушку, сочинить ее, общаешься с кругом. Это очень сильный элемент социализации. Мы живем посреди культуры, пусть и серьезно забытой, в которой есть все, что нужно для жизни. Это не реконструкция. Это реальный опыт жизни, который можно передавать дальше, бесконечно. Чтобы Россия оставалась Русью, а не тонула в чужеродной культуре.
Григорий Базлов, этнолог, кандидат исторических наук, собиратель системы воинской мужской традиции «Буза», г. Тверь:
– Как человек состоит из тела, души и духа, так и народ трехсоставен. И я бы сравнил народную традицию с душой народа. Очень важно, чтобы душа народа была одухотворена христианским духом. В нашей стране это произошло более тысячи лет назад. Культура русского народа пропитана Православием. Народ не может существовать без собственной музыки, культуры приготовления пищи, танца. Выбор у нас сегодня небольшой: или принимать современную синтетическую культуру, продукт относительно новый и, как мы довольно явно видим, весьма неполезный, или плясать свои танцы, петь свои песни… Современная культура – продукт торговый, своего рода фастфуд. У нас есть выбор между фастфудом и нормальным питанием. Традиционная культура позволяет душе народа быть естественной и одухотворенной.
1. Пили немного, но до изобретения спирта в 15 веке. А Стоглавый Собор (1551) уже постановляет: "Пить вино во славу Божью, а не во пьянство". Т.е. пьянство в наличии.
2. «Народ сквернословит зря, и часто не об том совсем говоря. Народ наш не развратен, а очень далее целомудрен, несмотря на, то что это бесспорно самый сквернословный народ в целом мире, — и об этой противоположности, право, стоит хоть немножко подумать» (Достоевский, «Дневник писателя», XXI, с. 115).