В некоторых итальянских храмах XII—XIII веков и сегодня можно увидеть необычный сюжет на тему средневековой басни «Похороны лисы»: два петуха несут привязанную к шесту лису. Та же лишь притворяется мертвой в надежде, что петухи принесут ее прямо в курятник, чтобы похвастаться перед курами своей добычей. А уж там она не растеряется...
Почему этот сюжет, хорошо известный и популярный в те давние времена, запечатлевали в барельефах и напольных мозаиках христианских храмов? Потому что он предупреждал верующих: не дайте себя обмануть дьяволу, будьте настороже! Не поддавайтесь его уловкам, подобно петухам, хитроумно обманутым лисой.
Как бы ни был занят человек, какие бы планы ни строил на будущее, трагедия может произойти с ним в любой момент времени, и тогда все земное для него закончится. Если бы он знал, что умрет в таком-то году такого-то числа, то мог бы сказать: время у меня в запасе есть, могу есть, пить, веселиться, а за недельку до смерти наложу на себя строгий пост, буду исповедоваться, причащаться каждый день, чтобы встретиться с Господом подготовленным.
Но поскольку нам неведомо время нашей смерти, мы обязаны постоянно готовиться к его наступлению. Только в таком случае итоговое испытание совести не застанет нас врасплох. Христос убеждает всех христиан постоянно быть готовыми предстать на Его Суд словами притчи: «Если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего. Потому и вы будьте готовы» (Мф. 24, 43—44).
Иметь готовность в любой миг дать ответ за свою жизнь очень трудно, но к этому мы призваны Богом. Ведь дьявол неутомимо «подкапывает» душу каждого человека, чтобы уничтожить его духовный труд. Лукавому ненавистно все, что человек старался делать в течение жизни ради того, чтобы стать ближе к Богу: понуждал себя к молитве, к посту, претерпевал страдания, творил добро, укреплялся таинствами.
У преподобного Иосифа Исихаста перед смертью было видение, о котором он рассказал своим ученикам. Он знал, что умирает и желал своего переселения из этой жизни, но ученики всеми способами подлечивали его, не желая расстаться со своим дорогим аввой. И однажды старец впал в состояние, подобное клинической смерти. В этот момент он увидел, что к нему приблизился дьявол с огромным ломом. Нечистый подсунул лом под здание его духовного дома и попытался ниспровергнуть все сооружение – его многолетний молитвенный труд, посты, покаянные слезы, ночные бдения, усмирение плоти. И подвижник, по его словам, испытал ужас, потому что понимал, что, если дьяволу сейчас удастся разрушить его труды, то он уже не успеет все это заново воссоздать.
Это было мгновенное видение, и когда преподобный Иосиф пришел в чувство, то радовался и благодарил Бога, что Он все это показал ему и дал время все это осмыслить и углубить свое покаяние. Иосифу Исихасту тогда с новой силой открылось, что человеку нельзя рассчитывать ни на какие свои подвиги, а только на милость Божию.
Этот эпизод важен и для нас, потому что показывает, что надо быть готовым к попыткам дьявола подкопать здание наших духовных трудов и ниспровергнуть нас на мытарствах, которые ожидают каждого. Ведь человек, когда умирает, соприкасается не только с Богом, но и с Его врагом, который будет истязать душу, пытаться утащить к себе.
Попытки нечистого духа разрушить все, что мы духовно созидали в течение жизни, и есть мытарства. Позволит ему Бог это сделать или нет — зависит от качества, устойчивости постройки и от нашей готовности к этой встрече. Все определяется тем, чем мы занимались в течение земной жизни, а непосредственно на мытарствах от человека уже ничего не будет зависеть. Потому Господь и призывает нас готовиться заранее, пока еще течет время нашей жизни, «ибо в который час не думаете, придет Сын Человеческий» (Мф. 24, 44).
В духовном плане немало способов защититься от уловок воров, которые подкапывают и разоряют душу. Первое средство — молитва, непрестанное взывание к Богу, памятование о Нем. Смысл непрестанной молитвы в том и состоит, что человек полагается не на свои силы, а непрестанно обращается к Богу за помощью. Дело не в том, чтобы механически повторять молитву, запуская тем самым некий «счетчик», который накапливает нам духовные бонусы. Напротив, человек молится, потому что понимает: без Божией помощи он действительно ни на что не способен. При этом нельзя надеяться на какой-то свой «духовный багаж», полагая, что сейчас накоплю себе добрых дел, побед в искушениях, и это мне зачтется в вечности.
Когда Господь призывает собирать сокровища на Небе, а не на земле (ср. Мф. 6, 19—20), речь идет о накапливании не подвигов, а благодати Божией. Она же приобретается посредством дел (молитва — одно из первых и важнейших деланий христианина). По разъяснению преподобного Серафима Саровского, купец заключает сделки не ради самих сделок, а ради прибыли, которую они приносят. Так и в духовной жизни значимы не наши усилия и исполнение евангельских заповедей, а Божий дар — благодать, которую мы получаем через добродетель.
Подвижник старается делать все, чтобы приобрести дары Божии, но при этом понимает, что получит именно дары, то есть то, что дается даром, не за его дела. Для чего же тогда предпринимать труды, пересиливать себя, проливать пот? Все это необходимо, чтобы мы смогли принять предлагаемый дар. Например, где-то идет бесплатная раздача подарков. Но надо пойти в то место, где их раздают, и там эти подарки получить, а не сидеть дома или ходить по комнате, изображая движение. Если же идти лень или недосуг, то это значит, что не так уж эти подарки и нужны.
Еще пример: смертельно больному предлагают надежное средство от его недуга. «У тебя есть возможность вылечиться, — говорят ему, — ты лишь пойди, возьми лекарство и принимай его». Больной не будет рассуждать, а сорвется и побежит, ведь речь идет о его физическом выживании. Но спасение вечное, приготовление своей бессмертной души к единству с Источником жизни — цель несравненно более значительная, поэтому нужно бежать к Подателю спасения!
Образ бега часто встречается у апостола Павла. В одном из посланий он подчеркивает: на ристалище (арене состязаний) надо бежать, чтобы получить награду (см. 1 Кор. 9, 24). «Забывая заднее и простираясь вперед, — говорит он в другом послании, — стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3, 13—14). Это значит, что собственные усилия апостола не представляют для него никакой ценности (заднее забывая). Он видит перед собой только Христа, Которого узнал и полюбил, и устремился к Нему всем своим существом. По этой причине подвижник не останавливается, не оглядывается назад, не пишет отчетов о проделанной духовной или греховной работе. Если он оступился и упал, то немедленно встает и опять бежит. Его бег неизменно направлен к единственной цели — ко Христу.
Прихожанка Свято Никольского храма г. Калуги