Каждая страсть есть болезнь души. Ведь зависть, гнев, скупость не телесны, а душевны. Лечат больное тело, тем более необходимо лечить больную душу. Для борьбы со страстями и существуют монастыри. Впрочем, и мирские люди не могут быть избавлены от этой борьбы, если хотят спасения. Вот и у нас в скиту ведется борьба. Никто сразу не делается бесстрастным. Один поступает гордым, другой блудник, если не чувственный, то мысленный, третий так зол, что мимо него и проходить надо со страхом, четвертый скуп, дорожит каждой копейкой, так что невольно скажешь, зачем же он и в монастырь шел? Пятый чревоугодник, ему все есть хочется.
– Ведь ты уже был на трапезе, – говорят ему.
– Что мне трапеза, мне этого мало, – отвечает и ест потихоньку в келье, устраивая себе и полдник, и полунощник и т.д.
И все в таком роде. Такие люди сами сознают свои грехи и каются в них. Но вначале исправление идет медленно. Опытные в духовной жизни старцы смотрят на них снисходительно: ведь он – новоначальный, что же от него еще ждать? Но проходит лет двадцать пять, и видим, что труды не пропали даром. Из чревоугодника сделался постник, из блудника – целомудренный, из гордого – смиренный и т.д. В миру редко кто знает об этой борьбе.
На вопрос, как спастись, более благонамеренные отвечают: «Надо молиться Богу для спасения, а будешь молиться – то и спасешься». И не выходят из этого круга. А между тем молитва человека страстного не спасает его. Цель, и единственная цель нашей жизни заключается в том, чтобы искоренить страсти и заменить их противоположными добродетелями.
Начинать эту борьбу лучше всего так: хотя нам присущи все страсти, но одни в большей степени, другие – в меньшей. Надо определить, какая страсть в нас господствует, и против нее вооружаться. Вести борьбу со всеми страстями сразу невозможно: задушат. Победив одну страсть, следует переходить к искоренению другой. Человек, достигший бесстрастия, получает как бы диплом на право входа в Царство Небесное, делается собеседником ангелов и святых. Человеку, не победившему страсти, невозможно быть в раю, его задержат на мытарствах. Но предположим, что он вошел в рай, однако остаться там не в состоянии, да и сам не захочет. Как тяжело человеку невоспитанному быть в благовоспитанном обществе, так невозможно человеку страстному быть в обществе бесстрастных. Завистливый и в раю останется завистливым, гордый и на небесах не сделается смиренным.
Научитесь бороться со своими страстями, это очень важно и даже необходимо. Лучшим руководством для вас будут жития святых, и они много утешат вас. В житиях святых вы найдете указания, как вести брань с духом злобы и остаться победителями. Да поможет вам Господь!