У евангелиста Луки есть эпизод, описание которого занимает всего лишь два стиха, однако по своему содержанию он предельно важен для понимания многих обстоятельств нашей жизни. Это в главе 12-й. Один из слушателей Христа обращается к Нему с просьбой: «Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство» (Лк. 12: 13). Для человека того времени было вполне естественно обратиться со своими нерешенными спорами и тяжбами к уважаемому учителю. Однако Спаситель, хотя и мог рассудить братьев, отказывается вмешиваться в спор, заметив: «Кто поставил Меня судить или делить вас?» (Лк. 12: 14).
В святоотеческих толкованиях на это место из Евангелия от Луки чаще всего встречается мысль о том, что Господь отказал человеку, поскольку он «не стал просить того, что полезно и нужно для спасения, а просил Его быть делителем земного и временного имения» (блаженный Феофилакт Болгарский). При этом Спаситель указал и на духовную причину раздора, которая заключалась в сребролюбии, стяжательстве, что порождало и другие страсти, – об этом писал святитель Игнатий (Брянчанинов). Если применить к нашей жизни эту традицию истолкования данного евангельского отрывка, можно прийти к следующему выводу. Иногда мы не получаем ответ на наши вопрошания к Богу потому, что просим о вещах для нас неполезных, а может – и вредных, нами движет не стремление к духовному совершенству, а земной расчет, который к тому же подогревает наши страсти.
Однако есть в святоотеческом наследии и несколько иной акцент в изъяснении смысла данного евангельского эпизода. Хотелось бы обратить на него внимание. Так, святитель Кирилл Александрийский в толковании на это место среди прочего указывает: «Посему поклоняющимся Ему покорностью своего разума Он и дает заповеди и назначает законы». То есть Господь, по мнению святителя, отказывает в помощи еще и потому, что Он не является Законодателем в жизни тех людей, которые не желают руководствоваться данными Им заповедями и законами. Такие люди как бы сами выводят себя из области Законодательства Божиего и ввергают в пучину законодательства мира сего. Священномученик Онуфрий (Гагалюк) применительно к данному отрывку из Евангелия от Луки пишет об этом следующим образом: «Так как люди отходят от Бога и Его заповедей, ставят во главу деятельности своей волю человеческую, изменчивую, ограниченную, а без Бога и злую, полную ненависти и вместе страха, то о земном рае или даже относительном покое на земле не может быть и речи, согласно словам Христовым: “и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь” (Мф. 24: 12)».
Мне вспоминается один случай из приходской жизни. Как-то к знакомому священнику обратилась женщина, которая занимала хорошо оплачиваемую должность в частной фирме. Она испытывала большие угрызения совести из-за регулярных ссор с подчиненными. Последние же случались, как она утверждала, не по ее вине. С нее требовали выполнения незаконных действий, к чему, в свою очередь, она принуждала своих подопечных. Те возмущались, выказывали недовольство, что и становилось причиной ссор и разбирательств. Истощенная морально, она решила обратиться в церковь. В целом такое обращение было вполне обоснованно. Речь ведь шла даже не о материальных вопросах, как в упомянутом эпизоде из Евангелия (хотя глубоко в основании лежали именно они). Человек искал исцеления души, разрешения терзаний совести. Где же искать еще помощи, как не в храме?..
Увы, мы не решаемся следовать евангельским законам, призывающим нас к уступчивости, не разбираясь, кто виноват
Сходство данной ситуации с евангельским рассказом на первый взгляд неочевидно, однако корень поступков этих людей кроется в одной плоскости. Господь отказывает в помощи мужчине, потому что то, о чем он просил, находится в ведении не Божественных законов. Христос не вмешался в спор чисто юридический, для разрешения которого существовал гражданский кодекс и соответствующие инстанции, спор, обремененный к тому же скрытым сребролюбием. Но едва ли и эта женщина может рассчитывать на помощь, поскольку и ее душевные коллизии находятся в системе координат человеческих законов, которым она добровольно себя подчинила. К тому же в основании ее выбора лежит желание обеспечить свою жизнь с точки зрения материального благополучия, а не духовного. Но даже если отбросить последнее замечание и попытаться ситуацию прихожанки свести только к межличностным, нравственным отношениям, то и здесь ответ нужно искать, исходя из евангельского опыта. Так же, как и многие наши нравственные коллизии в отношениях с родственниками, друзьями, коллегами, эти проблемы часто возникают из-за того, что мы не решаемся, боимся следовать евангельским законам, которые призывают нас к уступчивости, неосуждению, любви, милосердию, невзирая на лица и не разбираясь, кто виноват. Наконец, эти евангельские законы требуют от нас несомненного приоритета пользы духовной над заботами о жизни в этом мире. Все наши попытки в отношениях с ближними восстанавливать «справедливость» любой ценой, платить той же монетой, налаживать взаимоотношения исключительно из материальных побуждений – всё это ввергает нас в стихию законодательства мира сего, а значит, мы добровольно выходим из той области, где Законодателем нашей жизни является Бог, добровольно отказываемся от Его помощи.
Что мог ответить священник женщине в описанной выше ситуации? Посоветовать сменить работу? Перестать поступать противозаконно и склонять к этому подчиненных? Это очевидно. Не сделав этого, придется смиряться с раздвоенностью души, ее болезненным томлением. Если ты добровольно принимаешь условия жизни по законам этого мира, то уврачевать терзания твоей совести, помочь душе невозможно. Это и был ответ вопрошавшей женщине.
«Кто поставил Меня судить или делить вас?» – ответил Судья Вселенной человеку, который пытался склонить Его судить согласно законам этого мира, законам, установленным людьми. Многие вопросы совести от того и возникают, что человек руководствуется собственными соображениями, живет по законам мира человеческого, личным соображениям, расчетам. Для того, чтобы их разрешить, чтобы исцелить изможденную душу, необходимо, прежде всего, вывести ее из подчинения этим законам и ввести в область, где Законодателем является Бог. Как говорил святитель Феофан Затворник: «Обрати всю заботу на то, чтоб воцарился Бог в тебе, и всё житейское потеряет для тебя вяжущее и тяготящее обаяние».
Конечно, в реальной жизни не всегда легко, да и возможно, одномоментно вырваться из ситуации, где ты вынужден руководствоваться законами этого мира. В таких случаях можно посоветовать с покаянием, непрестанно просить у Господа, чтобы Он Сам вошел в нашу жизнь и изменил стесняющие волю обстоятельства. При этом мы должны быть готовы терпеть душевные терзания, духовный дискомфорт и вред, которые приносят нам известные обстоятельства. Избавиться от них, сохранив совесть, не удастся! Для окончательного же исцеления нужно мужество разорвать цепи действительности, выйти из подчинения законов мира, законов нашего самолюбия и войти в сферу, где Бог является единственным Законодателем. Это и есть доверие Богу, на котором созидается жизнь вечная. Доверие в том, что жить по Его законам – благо для человека, невзирая на внешние обстоятельства.
А с русским народом в любом случае ничего бы не стало. Судьба народа, как и отдельных людей, зависит от Господа, а не от одного человека-пусть даже и великого князя...
По-моему тур другая проблема, как видеть в этих ворах, лицемерах и обнанщиков людей. По крайней мере для меня сложность была невелика том, чтоб уйти,а в том, чтобы справиться с ненавистью к таким людям...это не меньший грех...
Обман не может быть оправдано, так как дьявол - лжец и отец лжи. И любая нечестность от него.
Открыл сайт pravoslavie.ru и прочел Вашу статью,которая пришлась в тему.
Действительно: «Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это всё приложится вам» (Мф. 6, 33).