В день памяти преподобного Саввы Освященного митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил литургию в Троицком храме Доброполья. По окончании литургии владыка обратился к горожанам с архипастырским словом.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, день памяти преподобного Саввы Освященного традиционно праздничный в нашей Церкви, потому что Устав, по которому мы совершаем богослужения — это Иерусалимский Устав, Устав Саввы Освященного. Кто бывал на Святой Земле, в Вифлееме, тот обязательно посещал обитель святого Саввы — знаменитый монастырь, в котором находится много святынь. Там подвизались многие святые, например, Иоанн Дамаскин, память которого мы праздновали вчера, — его словами мы молимся в двунадесятые праздники, в Пасхальную ночь.
Для Церкви традиция и предание имеют очень большое значение, потому что апостолы однажды христианам сказали: «Мы проповедуем вам то, что сами приняли от Господа Иисуса Христа» (ср. 1 Кор. 11:23). Очень важно научиться эти традиции передавать из поколения в поколение, чтобы звучали в каждом столетии, в каждом десятилетии не человеческие измышления, мудрствования, а проповедь апостольская, то слово, которое они восприняли от Господа Иисуса Христа и передали своей Церкви.
Мы говорим: «Верую во Едину Святую Соборную Апостольскую Церковь», — потому что хранить это Предание Господь поручил не какому-то одному человеку, одной национальности, одной стране, а всей Своей Церкви, которая является столпом и утверждением Истины. Церковь это Предание хранит свято.
Враг рода человеческого по-разному боролся с Церковью и восставал против неё. Главной его задачей было сделать так, чтобы человеку Бог стал не нужен, ушёл на последнее место в его жизни, о Боге человек или не размышлял, или представил Его какой-то выдумкой, сказкой, восстал против Бога: разрушал храмы, ругался над святынями, утверждая таким образом своё неверие и безбожие.
Церковь — это не человеческий институт, а Тело Христово, её Глава — Господь Иисус Христос. Несмотря на различные испытания, которые ей приходится претерпевать, она стояла и будет стоять до скончания века, и врата ада её одолеть не смогут (ср. Мф. 16:18).
Каждая эпоха характеризуется какими-то особыми испытаниями, которые происходят в жизни Церкви и людей церковных. Церковь призвана не только сохранять Истину — об этой Истине ещё нужно свидетельствовать всему миру, о ней нужно говорить уметь на понятном этому миру языке, уметь свидетельствовать об этом всей своей жизнью. Участники недавно прошедшего Архиерейского Собора засвидетельствовали, что в этом заключается главная задача Церкви. Основная мысль его послания — что без Бога невозможно ничего построить, и опыт строительства жизни без Бога — это горький опыт, который окончился многими страданиями и скорбями.
Мы должны помнить, что произошло и происходит с нами, и не повторять ошибок. Если человек хочет какой-то факт своей биографии забыть, он имеет право это сделать. Но есть ли право на забвение у целого народа? Можно ли забыть те горечи и страдания, которые безбожие принесло на нашу землю, которые, если иначе сказать, стали следствием попытки построить жизнь без Бога?
Если мы не выучим этот урок, если исчезнет народная память об этих бедах, страданиях, горестях, то они могут повториться с нашими детьми и внуками. Вот поэтому на коллективное забвение мы права уже не имеем, потому что это ведёт к беде.
Этот урок мы, к сожалению, выучили не до конца, потому что жить без Бога продолжают многие из нас. Жить без Бога для людей сегодня стала естественным существованием.
Бог занимает небольшое место в жизни человека, который даже называет себя христианином, крещённым, православным, и вроде бы не враждебно относится к Церкви. Принимая какое-либо решение, такой человек не советуется со своей душой и сердцем, заповедями Божиими, не спрашивает сам себя: «Угодно ли Богу то, что я делаю сейчас?» Это скрытая форма безбожия: когда внешне человек Бога признаёт, а жизнь свою ведёт так, как будто Бога нет.
Такое безбожие страшнее безбожия открытого, потому что открытый безбожник может покаяться, в определённый момент сказать: «Что же я творю? Как же так? Ведь есть разум, чувства, совесть, и история свидетельствует о том, что Бог пребывает в человеческой жизни и в человеческом мире. Это только я сам захотел о Нём забыть, и поэтому Его нет в моей жизни». Человек, который якобы Бога признаёт и считает, что Бог есть и молиться Ему надо, но не живёт по Его законам, отвергает Его заповеди, как может покаяться? Что он может сделать такого, чтобы его жизнь изменилась?
Ему самому кажется, что он делает всё правильно, что достаточно только умом и словами признавать бытие Божие, а делать при этом можно всё, что хочешь, и поступать можно так, как тебе заблагорассудится, делать даже такие дела, от которых безбожнику стыдно будет. Скрытое безбожие — это та болезнь, с которой мы чаще всего сталкиваемся сегодня. Она поражает тех людей, которые формально считают себя христианами.
Сегодня время, когда вокруг всё ненастоящее: продукты, одежда, отношения между людьми. Всё заменяется лёгким, доступным суррогатом. Отношения с Богом тоже сегодня выстраиваются по этому же принципу — они ненастоящие: «Я Тебя буду признавать, буду свечки ставить, но делать буду то, что я хочу, потому что признавать на словах мне Тебя легко, а менять свою жизнь так, чтобы стать Твоим служителем, трудно».
Когда человек отвергает мудрость и заменяет её просто информацией, которую он получает из многих источников; вместо подлинного знания жизни в Боге говорит, что он верующий в душе; когда человек вместо того, чтобы следовать многовековой традиции, которая есть у нас с вами как христианского народа и которую мы можем продолжать, её отвергает и не обращает на неё внимания, — в его жизни происходят подмены, она становится ненастоящей.
У нас есть технический прогресс, который облегчает жизнь. Разве он нам смог заменить Бога? У нас есть интернет, откуда мы можем мгновенно получить любую информацию, но разве от этого мы на мониторе компьютера можем увидеть Бога? У нас сегодня есть возможность развлекаться как угодно тогда, когда мы это захотим, но разве низменные человеческие проявления могут заменить подлинное искусство, культуру — плод таланта и человеческого труда? Мы таким образом свою жизнь обесцениваем и в этой обесцененной реальности привыкаем жить.
Нам с вами, христианам, нужно научиться смотреть на жизнь по-другому и для всего остального мира быть свидетелями подлинного и настоящего. Разве то, что с нами сегодня происходит, это не подмена? Разве сегодня любовь к Родине, которая должна быть у каждого нормального человека, не заменили национализмом, в котором нет любви, а есть ненависть к окружающим? Разве эгоизм, который поселяется в сердце человека, живущего без Бога, не приводит его к вражде и разрушению, которые мы видим сегодня? Мы, христиане, призваны свидетельствовать, что есть другая жизнь, есть Бог, Который есть Любовь, есть Его законы, есть то настоящее, что мы ценим в своей жизни и чем мы можем поделиться с другими людьми.
У нас сегодня есть о чём свидетельствовать перед всем миром: о том, что человек, который поставил во главу угла Закон Божий и следование за Христом, от других отличается. Если мы сами живём настоящей жизнью, мы можем свидетельствовать о ней другим людям.
Церковь призвана свидетельствовать миру, отпавшему от Бога, что есть те островки, где люди живут по законам любви, где они друг другу не волки, а братья и сестры, у которых есть один Отец Небесный. Дай Бог, чтобы мы это могли чувствовать в своей душе и в своём сердце, чтоб мы об этом никогда не забывали, это было нашим образом жизни, и об этом мы свидетельствовали тем людям, которые Христа не знают.
У нас есть традиция, святые, заповедь о любви — высшая заповедь, которая должна быть во главе угла всех наших поступков, слов, действий, отношений. Если мы научимся по этим законам жить, несмотря на то, что мир живёт по другим законам, если мы будем следовать за Христом, а не за теми веяниями, которые нам навеивают разные источники информации, — это и будет нашим служением Богу, служением Церкви этому миру. Без этого жизнь окончательно утратит смысл.
Я искренне от души рад сегодняшней совместной молитве в этом храме, которую мы совершили с вами в день памяти святого Саввы Освященного. Я желаю, чтобы память о Боге и жизнь в Боге оставались на главном месте в жизни каждого из нас, чтобы безбожие не нашло продолжения в наших словах, поступках, действиях, чтобы мы уяснили, что жизнь без Бога ни к чему хорошему не приведёт, и всегда в своей жизни Его ставили на первое место.
Я вас всех поздравляю с Рождественским постом и с приближающимися Неделей святых праотец и праздником Рождества Христова. Призываю Божие благословение на всех вас. Храни вас всех Господь!