В апостольском чтении 29-й Недели по Пятидесятнице сказано: «Умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления» (Кол. 3:5–6).
Апостол Павел говорит о двух основных двигателях человеческой истории: о блуде и любостяжании. Действительно, вся мирская суета крутится вокруг половых отношений и денежных вопросов. Самые постыдные дела мира совершались и совершаются во имя двух страстей – блуда и любостяжания.
Каково самое позорное человеческое деяние всех времен? Богоубийство. Из-за чего Иуда предает Христа в руки убийц? Из-за сребролюбия (любостяжания). В казни самого праведного из всех, рожденных женами – Иоанна Предтечи – какая страсть была повинна? Иродово прелюбодеяние. Войны, революции, государственные перевороты во имя какой страсти совершаются? Любостяжание (или по-церковнославянски лихоимание – приобретение выгоды за счет страдания других людей, стремление к наживе любой ценой). Как правило, в этих делах также фигурируют какие-то любовные треугольники, страстная влюбленность, измены, содомские грехи и прочие плоды блудного ослепления грешника. Блуд и лихоимание – страсти, идущие рука об руку.
Апостол говорит: «Умертвите земные члены ваши», а потом перечисляет не члены нашего тела, а страсти. «Блуд, нечистота, страсть, злая похоть» входят в область большой темы блуда. К списку прибавляется и любостяжание. Павел показывает, что страсти могут настолько срастись с нами, что станут как бы членами нашего тела, нашей природой. Действительно, так и бывает в жизни. Например, начинающий спиваться человек заявляет: «Хочу – выпью, не хочу – не выпью. Нет у меня никакой зависимости». А немного позже, когда недуг уже завладел его членами, признается: «Я ничего не могу с собой поделать». Теперь он уже делает не то, что желает, а то, что повелит ему страсть. И исполняются слова апостола Петра: «Кто кем побежден, тот тому и раб» (2 Пет. 2:19).
Блуд и любостяжание особенно опасны тем, что представляют собой извращение естественных потребностей. Например, молодым людям естественно влюбляться и встречаться. Но где заканчивается грань между объятиями, нежными поцелуями и тем, что Церковь зовет блудом? Когда это становится понятным, уже бывает поздно.
Или, скажем, человеку необходимо зарабатывать деньги на жизнь. Но где та грань, за которой заработок на хлеб насущный перерастает в обогащение?
Нет никакого греха в том, чтоб откладывать деньги с какой-то благой целью. Например, когда родители копят для поступления сына в университет или на свадьбу дочери. Но где пролегает черта, за которой это накопительство преобразится в постоянное беспокойство о своем счете в банке и о том, как бы его увеличить? Трудно сказать. В этом и опасность: рабом страсти можно стать незаметно.
Павел называет любостяжание идолослужением, показывая нам новозаветное отношение к идолопоклонству. Идол в христианском понимании есть не только материальное изваяние, изображающее вымышленного бога. Оказывается, внутри человека живут невидимые идолы, требующие служения себе. И главные из них – сексуальное развращение и жажда наживы.
Листая апостольские послания, думаешь: на протяжении тысячелетий Адам по сути своей не меняется. Какие страсти мучили людей в I веке, такие мучают и сейчас. Чем отравлен современный человек? Блудом во всех его проявлениях и любовью к обогащению. С самого детства эти страсти навязываются как норма, и мы вырастаем духовно больными людьми. Увы, христиане в этой всеобщей картине не являются исключением. Мы воспитаны миром, живем среди мира и пропитаны страстями мира. Да, мы в Церкви, но наша церковность неглубока. Она как тонкий слой чернозема над толстыми пластами мертвой глины.
И все же церковный человек призван бороться со страстями. Как это делать? Святые отцы говорят, что прежде всего духовное повреждение необходимо увидеть в себе и возненавидеть его. До этого момента борьба не может быть настоящей. Вспоминается, как Блаженный Августин рассказывал о себе в книге «Исповедь»: «Я каждый день просил у Бога: дай мне целомудрие. Но внутренний голос всегда прибавлял: только не сейчас». То же произойдет и с нами, пока мы будем тайком любить свои грехи и пороки.
Уродство своих страстей возможно рассмотреть, только приближаясь к источнику света и чистоты – Иисусу Христу. Приобщаясь ко Христу в Таинствах Церкви, молитве, изучении Писания, в исполнении заповедей Его, мы просвещаемся светом Христовым. По мере этого просвещения мы учимся видеть свою духовную нечистоту, болеть о ней, оплакивать ее, ненавидеть ее.
У нас есть драгоценное святоотеческое наследие, объясняющее суть духовной борьбы против страстей. Речь идет об аскетических сочинениях отцов, которые сами прошли эту борьбу и подробно описали ее. Это и «Добротолюбие», и «Невидимая брань», и «Душеполезные поучения», и «Лествица», а из более близких к нам – сочинения святителей Игнатия (Брянчанинова) и Феофана (Говорова) и многие другие. К подобным книгам мы должны преступать со зрением своих пороков, ненавистью ко греху и твердой решимостью воевать с ним. Иначе борьба наша окажется ненастоящей.
Таково начало пути, ведущего в жизнь. Мало кто идет по этой тропе. «Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:14). Для нас будет большой победой, если мы хотя бы встанем на эту стезю, хотя бы обозначим вектор своего движения.
Брань против страстей ради жизни со Христом – таков путь, ведущий в Царство Небесное; путь узкий и трудный, без которого нет христианства. Дай Бог нам, однажды встав на эту дорогу, не озираться назад и никогда не сворачивать с нее!