Православный календарьПравославный календарь
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.

Вопрос к Богу

    

О Рождестве Христовом нам рассказывают два евангелиста, Матфей и Лука. Повествование одного писателя содержит детали, которых нет у другого. Например, Матфей говорит о волхвах, но не упоминает про пастухов. Лука же пишет про пастухов, опуская тему волхвов. Причины такой разницы понятны – один писал позже другого и решил не повторять уже известное, но добавить то, о чем не написал никто.

У волхвов своя история, у пастухов совсем иная, но кое в чем эти непохожие люди очень похожи. Кто такие волхвы? Ученые. Можно сказать, академики своего времени. Кто такие пастухи? Простые люди, обслуживающие скот. Такие разные люди становятся едиными в том, что они пошли искать новорожденного Спасителя. Обратите внимание: их никто к этому не призывал! Им просто даны были некоторые знамения, как наводки.

Волхвы видят какую-то особенную звезду, с которой они связывают древнее пророчество о рождении Царя-Мессии. Пастухам являются ангелы и возвещают о Рождестве Христовом. Ни тем, ни другим не дается прямое повеление найти Новорожденного. Но их сердце откликается на радостную весть горячим желанием увидеть Младенца, и поклониться Ему. Они встают, и идут, еще не совсем понимая, куда.

А ведь они вполне могли поступить по-другому. Явилась необычная звезда? – можно было записать в какую-то толстую книжку и забыть об этом. Видели ангелов? – можно было поудивляться, пересказать видение друзьям, и также забыть. Но благая весть о Рождестве Спасителя стала для этих людей императивом к действию. Знание о Боге перешло в опыт познания Его. Волхвы и пастухи идут, не зная даже точно, куда необходимо идти. Всевышний приводит их в искомое место, оберегает от опасностей, и они становятся первыми свидетелями уникального события человеческой истории – Рождества Иисуса Христа.

Любой современный человек слышал проповедь о Господе. Сегодняшний потомок христианской цивилизации постоянно ходит мимо храмов и монастырей, до его уха неминуемо доносятся какие-то отголоски проповедей – на радио, телевидении, в интернете. Хоть на каком-то уровне всякий образованный человек знаком с сюжетом Библии. Но мало кто имеет желание опытно проверить воспринятую весть, выйти из привычного круга повседневности, и вступить «во мрак, где Бог» (Исх.20,21); испытать «великое может быть», как говорил Рабле. Информации о Боге много, но она не становится позывом к действию. Может быть, это одна из главных трагедий нашего времени.

В лекциях профессора А.И.Осипова есть такой пример. Скажем, кто-нибудь копает землю. Подходим к нему и спрашиваем: «для чего копаешь?» Представьте себе, если он ответит: «не знаю», - и продолжит копать дальше. Можно будет усомниться в душевном здоровье такого работника. Как делать что-либо, не зная, для чего? И это мы говорим о лопате и земле. А если речь идет о смысле жизни? Уж насколько более важное, чем копание, дело – жизнь. И поразительно, как много людей не знают, зачем живут, и не желают задавать себе этот вопрос. Или боятся задавать, потому что ответов по сути два, и каждый из них будет мучительным для неверующего сознания.

Первый – цель земной жизни определяется благами этого бытия. Семья, дом, работа, досуг, удовольствия – и в гроб, а за гробом пустота. Но такой ответ должен разрывать изнутри любого мыслящего человека. Ведь смысла-то здесь нет. Прожить свои годы сыто и оставить потомство – это смысл жизни быка, но не потомка Адама. К тому же, зачем все это, если оно быстро закончится и мне будет абсолютно безразлично, как я жил? А если все равно, нравственно я жил или безнравственно, хорошую я оставил память о себе или плохую – почему бы не «взять от жизни все», не считаясь со средствами?

Второй ответ – есть душа, она как-то существует за гробом. Тогда смысл жизни устремляется туда, за пределы физической смерти. Значит, надо поднимать глаза к небу, задавать мучительные вопросы, получать мучительные ответы, и искать Живого Истинного Бога. В таком случае жизнь земная превращается в подготовку к вечности, а вечность с ее законами проецируется на настоящее и коренным образом меняет будни.

Вот два ответа, единственно возможные. Жаль, когда кто-нибудь выбирает первый вариант. Но, наверное, еще хуже, если он вообще не задавался подобными вопросами. Если человека не интересует смысл собственного бытия, если он ни разу не спросил: «Бог, Ты есть?» - значит, его жизнь мало чем отличается от существования высокоорганизованного животного.

Митрополит Антоний Сурожский рассказывал о себе, как он, будучи четырнадцатилетним подростком, однажды услышал замечательную лекцию о христианстве. В то время он в Бога не верил, и Библию еще не читал. Но после лекции он решил, наконец, «разобраться» с этим вопросом раз и навсегда. Если уж отрицать христианство, то аргументировано. Придя домой, Андрей (имя юноши до принятия монашеского пострига) взял в руки Евангелие. Какую же именно книгу почитать? Самым маленьким по объему оказалось Евангелие от Марка, - за него мальчик и принялся. Прочел страницу, другую. Первая мысль была: «Если все это правда, то этому Христу необходимо посвятить всю жизнь. Какое-то половинчатое восприятие здесь исключено. Но точно ли правда ли все это?» Через несколько мгновений подросток почувствовал, что перед ним встал Сам Христос. Этот день явился переломным для Андрея.

Вообще поразительно, насколько по-разному реагируем мы на те знания, которыми обладаем. Почему для одного человека достаточно нескольких страниц Евангелия, а для кого-то бесполезна целая библиотека христианской литературы?

Проблема духовно-нравственной заторможенности сердца в ответ на Благую Весть – это проблема и нас, церковных людей. Придя в Церковь, мы постепенно расслабляемся, как будто пребывание в истинной вере само по себе гарантирует спасение. Но христианином может называться только тот, кто расслышал нечто такое, после чего жить по-старому он уже не может. Он должен сильно измениться и служить Христу! В Евангелие недостаточно поверить – ему необходимо именно служить. Евангелие – это не только благая весть, это ведь совершенно потрясающая весть! И христианин есть человек, который переводит знания в действие, и служит своему Богу.

Если узнанное не равняется сделанному, религия превращается в атрибут комфорта. Если у человека нет вопроса к Богу, возникает вопрос о его человеческом достоинстве. Такие предупреждения слышатся от важнейших участников Рождественской Истории, волхвов и пастухов, пришедших поклониться Спасителю без какого-либо особого повеления от Творца. Пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь – говорят они и нам, приглашая соединить наши знания о Боге с конкретными жизненными поступками.

Сергей Комаров

Источник: Радонеж

27 декабря 2017 г.

Рейтинг: 9.8 Голосов: 456 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Мы Ортодоксальные 3 января 2018, 09:49
Спаси Господи.Все верно и понятно.Господь сказал будьте как дети, а дети очень любознательны и большие почемучки.Надо быть как дети и задавать вопросы,и искать ответы)
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×