В день памяти святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца, митрополит Горловский и Славянский Митрофансовершил Божественную литургию в храме святого великомученика Виктора города Мирноград (Димитров). По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, поздравляю вас с праздником в честь угодника Божия святителя Спиридона, чудотворца Тримифунтского.
О Христе можно и должно проповедовать каждому православному верующему человеку. Представим себе разговор двух родителей, которые любят своих детей: это разговор о детях. Они рассказывают о том, как ребёнок ходит, как он поел, как с ним хорошо и интересно. Это слова любящего сердца о том, кому это сердце отдано и кого оно любит.
Молодой человек не может не думать о своей девушке, он хочет рассказать, какая она замечательная, а девушка думает о своём молодом человеке и рассказывает о нём. Христианин, влюблённый во Христа и следующий за Ним, рассказывает о Христе и свидетельствует всем, кто о Нём ещё не слышал и не знает. Он говорит о том, как жизнь во Христе и со Христом меняет и самого человека, и всё, что вокруг него.
Апостолы проповедовали Христа, потому что их сердца переполняла радость от общения с Ним. Они хотели этой радостью поделиться со всеми людьми, свидетельствовали о том, что жизнь во Христе — совсем другая жизнь, это полнота жизни. Их проповедь имела силу, люди откликались своими сердцами на то, что говорили ученики Христовы. Святители продолжают то дело, которое совершили апостолы. Они свидетельствуют о Христе всему миру и словом, и делом, и всей своей жизнью.
В то время, когда жил святитель Спиридон, люди истосковались, истомились, не знали, где найти истину, как понять смысл и цель жизни. Они услышали благодатное слово и на это слово откликнулись, отозвались их душа и сердце. Удивительно то, что святитель Спиридон был не из числа тех людей, которые умели говорить. После него не осталось никаких проповедей, слов, поучений, как, например, после святителей Иоанна Златоустого или Василия Великого.
Святитель Спиридон умел проповедовать по-другому. Он был человеком, рядом с которым всем хотелось оказаться. Он имел от Бога особенный дар, которым он служил Богу: его молитву Господь слышал и исполнял. Люди приходили к нему, просили его помощи, и он помогал: молился Богу, — и Господь помогал людям. Это было заметно всем. Всё это он обращал не в свою пользу, не для того, чтобы его люди прославляли, а во славу Божию, потому что от всех, приходящих к нему, он требовал веры, то есть верности Господу Иисусу Христу.
В его понимании вера была не просто «я в Бога верую в душе и на какой-нибудь праздник приду в церковь на службу». Он говорил, что Христу нужно быть верным, нужно о Нём свидетельствовать, проповедовать и своей жизнью, и своим словом, и своими добрыми делами всему миру.
Христос — Тот, Кто всегда рядом, Кто ждёт нас в вечности и на Кого мы хотим быть похожими. Наша жизнь, если она христианская, — продолжение Его проповеди на земле, живое продолжение Евангелия. Даже человек, который не читал ни разу Евангелие, глядя на жизнь христианина, должен захотеть ему подражать, стать на него похожим.
Нам с вами, православным верующим людям, этот ясный, твёрдый ориентир дан: жизнь во Христе, по Евангелию. В наше время, как и в любое другое, это очень и очень много. Самое трудное и страшное — это жить без ориентира, смысла, понимания того, зачем и для чего я живу. Христиане должны понимать: у них ориентир есть, им дано знать, зачем человек живёт, в самых трудных обстоятельствах иметь опору в этих знаниях и в той великой цели — следовании за Христом, — которую не могут изменить никакие внешние жизненные обстоятельства.
Для христиан, для нас с вами, это не просто некий бонус, как сегодня говорят: нам легче, чем другим людям, потому что у нас есть Кому помолиться, куда смотреть, за Кем идти, есть ответы на вопросы, на которые без Христа мы никогда бы ответы не нашли. Это и определённая ответственность. Если мы всё это знаем, это всё у нас есть, что это обозначает? Это обозначает, что наша жизнь должна соответствовать этому знанию, стать другой. Мы своей жизнью должны засвидетельствовать о том, что можно жить не так, как живут все.
Это наше свидетельство, к которому мы призваны, и наша ответственность перед всем миром, ответственность христиан перед каждым, кто живёт рядом. Те, кто приходит в храм на воскресную службу, могут показать, что можно жить по законам любви, по слову Божию; не поддаваться тому безумию, которое вокруг, а следовать за Христом.
Христианскую жизнь чаще всего пытаются представить как мучение и страдание. На самом деле жизнь христиан — это не простое следование правилам, это обретение радости от встречи со Христом и способность этой радостью поделиться с другими людьми. Если от жизни по любви и вере мы получаем радость, мы счастливы, то мы этим и всему миру свидетельствуем: не надо думать, что потребление — это всё. Не надо думать, что ненависть, гордыня, вражда, всё то, что сегодня процветает пышным цветом, — норма нашей жизни. Не надо думать, что без этого невозможно прожить, и такими должны быть отношения между людьми. Христиане внутри своей небольшой общины должны научиться жить по законам любви и показать всему миру, что эти законы, если ты по ним живёшь, делают человека и его жизнь счастливыми.
Святитель Спиридон умел это показать своей жизнью, своими делами так, что даже те, кто были равнодушны к его проповеди, не могли оставаться равнодушными к его любви и его делам — они оставляли след в сердцах людей. Сегодня святитель Спиридон продолжает это церковное служение. Мы обращаемся к нему с молитвой, а он, исполняя эту молитву, побуждает наши сердца быть благодарными Богу и учит нас следовать за Христом и ничего выше Христа не ставить в своей жизни.
Если мы над этим сможем задуматься, если каждый из нас сможет осознать, что жить нужно по любви, по слову евангельскому, и свидетельствовать о Христе не словом, а, в первую очередь, своей любовью и своими добрыми делами, мы увидим, как это нашу жизнь сделает другой.
Когда ты делаешь добрые дела, проявляешь к кому-то любовь, в твоём сердце появляется радость. Жизнь того, кто живёт по любви, наполняется радостью, а жизнь в радости — это и есть счастье. Если ты счастливый человек, значит, ты можешь этим счастьем поделиться с другим. Это и есть свидетельство, к которому призваны христиане.
Часто приходится видеть, что христиане жизнь в этой радости, жизнь во Христе меняют на что-то другое. Они забывают о Самом Боге — Источнике этой радости и любви. Бесконечные споры о правилах, о том, что можно и чего нельзя, о том, кто лучше и кто хуже, убивают радость в людях.
Сегодня половина христиан празднует Рождество. С этого года в Украине объявили этот день государственным праздником. Опять слышны споры о том, что есть «хорошие христиане», которые празднуют Рождество 7 января, и есть «плохие христиане», которые празднуют 25 декабря, есть католики и есть православные.
Сегодня не только католики празднуют Рождество, но и греки, которые служат по новому стилю, румыны и многие другие Поместные Православные Церкви. В Украине есть такие области, например, Черновицкая, где один район празднует Рождество сегодня, а другой будет праздновать 7 января.
Я очень хочу, чтобы это не стало поводом для разделений и осуждения друг друга. Мы верим не в календарь, не в числа и даты. Нас Господь призвал последовать за Ним и научиться от Него той жертвенной любви к Богу, которую Он явил к Своему Отцу Небесному в послушании Ему, и той жертвенной любви к ближнему, которой Господь служил каждому до самой Своей крестной смерти.
Мы сегодня, бывает, это забываем и считаем людей, которые не так, как мы, празднуют, людьми второго сорта, людьми хуже нас. Этого не должно быть. Я считаю, что нам не нужно отказываться от своей традиции. Она для нас важна, она существует неслучайно, и мы будем продолжать ей следовать. Вопрос календаря не стоит у нас на повестке дня, мы как праздновали, так и будем праздновать Рождество в положенное время. Сегодня память святителя Спиридона Тримифунтского, и мы ещё ждём тех дней, когда мы будем праздновать Рождество Христово.
То, что сегодня опять будут разделяться люди — одни будут праздновать Рождество 25 декабря, другие 7 января, — не должно стать поводом для нас, христиан, кого-то осуждать. Не надо этого делать. Это не сделает нас ближе к Богу, не сделает нас лучше и праведнее.
Осуждение, ненависть, вражда никого не делают лучше. Сохранять свою традицию можно без ненависти и вражды, осуждения других людей, ощущения своей исключительности и того, что кто-то ниже тебя. Это всегда проявления эгоизма, даже если якобы в благих целях. Это всегда некий взгляд свысока: «Я не такой, как прочие человецы» (Лк. 8:11). Мы помним, что Господь ответил человеку, который так молился.
Я вас всех поздравляю с праздником святителя Спиридона Тримифунтского! Способность жить по законам любви, не поддаваться всему тому безумию, вражде, ненависти, — то, что должно христиан отличать от всех остальных людей. Это наша ответственность перед Богом.
Мы, христиане, всему миру должны рассказать своей жизнью, что любовь есть, что жить по любви можно, и эта жизнь приносит радость в наши дома и сердца, даёт счастье нашим душам и делает счастливыми других людей. Что единственный способ найти счастье — это научиться любить самому и дать возможность своему сердцу отзываться на любовь других людей и быть благодарными им.