Познать Русский Север беглым взглядом невозможно, а его история складывается послойно из событий, зачастую повторяющихся и создающих диалог между эпохами. Сокрытый от нас материк Русского Севера складывается как лоскутное одеяло из сотен разрозненных впечатлений и мест.
Карелия. Поселок Повенец. В набухшем грозовыми тучами небе намокшей древесиной шатров темнеет церковь-памятник, освященная в честь святителя Николая, воплощенный реквием десяткам тысяч строителей Беломорско-Балтийского канала, оставшихся навечно в этой земле.
Напоминающая утраченную в 1940-х гг. колокольню села Ракулы в Архангельской области, соединяя в себе традиционные элементы деревянной храмовой архитектуры и железобетонные конструкции, перекликающиеся с бетонными стенами шлюзов знаменитой «Повенчанской лестницы», церковь на берегу канала становится как бы местом пересечения двух знаковых периодов истории Русского Севера — деревянной Руси и северной Голгофы.
Безлюдные берега Беломорско-Балтийского канала, то скалистые, то топкие, окруженные лесами, представляют собой контраст с берегами Невы и Свири, где часто по пути попадаются деревни и села. После Кижей не встречаются многочисленные туристические теплоходы, изредка слышится в тумане гудок встречного сухогруза. От названий редких прибрежных поселений по берегам канала веет сказочностью, отголосками былинной старины. Но барачная архитектура, наследие недавнего лагерного прошлого этого края, не вызывает желания задерживаться взгляду.
Туристический бум не коснулся Беломорско-Балтийского канала, несмотря на то что он соединяет два вечно притягательных символа Русского Севера — Кижи и Соловки. Свидетельство и памятник многочисленным жертвам его строительства пребывает в дремоте и забвении.
Окрестности канала хранят сокровища былой истории. Остатки гатей «Осударевой дороги», предтечи Беломорского канала петровских времен, начинавшейся от Повенца и связывавшей Онежское озеро с Белым морем, поселок Надвоицы, выросший из деревни, принадлежавшей когда-то Соловецкому монастырю и получивший название по водопаду Воец, Выгозеро, разлившееся в результате строительства канала и образовавшее более 500 безлюдных островов, своя малая Атлантида, хранящая в своих водах затопленные деревни старообрядцев, известные когда-то как республика Выгореция, разоренная по повелению Николая I.
Этот край ждет своей реабилитации и очищения от тяготеющей над ним мрачной славы, с сохранением памяти об истории. Возрождение жизни на берегах Беломорского канала было бы лучшим проявлением уважения к его строителям.