Близится Рождество Христово. Для многих это время подарков и чистой детской радости. В праздничной суете мало кто задумывается, что самый великий и таинственный подарок всем людям преподносит в этот день Сам Господь. Получить этот дар и пользоваться им может каждый, но сначала надо постичь его величие и силу.
Зачем потребовалось Сыну Божию становиться Сыном Человеческим? Почему необъятный и всесильный Творец является миру беспомощным Младенцем? Что каждому из нас приносит Рождество Христово? Без этих вопросов нам не обойтись, без них спасительные строки Священной истории превращаются в сказочку для легковерных детишек. А мы надеемся не одноразовую хлопушку получить, а обрести бесценный дар — жизнь вечную и райское блаженство. Вот что Христос подарил людям, для этого Он вочеловечился.
Чтобы люди смогли принять этот дар, уразуметь непостижимое, Господь щедро дарит всем верующим в Него «дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис. 11, 2) и другие дары Святого Духа. Теперь только от нас зависит, примем ли мы эти благодатные дары, потрудимся ли, приумножая их ради возобновления в нас богоподобия. Именно таким был создан первый человек — подобным Богу настолько, насколько его материальная природа была способна вместить дыхание Творца, Который есть Дух (Ин. 4, 24) и самоотверженная Любовь (1 Ин. 4, 16).
Свое богоподобие Адам был призван развивать, любовью претворяя в единое целое духоносный рай, физический мир и незримый мир ангельский. Для того человек и совмещал в себе две природы — духовную и материальную, чтобы одухотворить, принести в дар Создателю гармонию всего Его творения. Но первый человек увлекся материальным миром и пренебрег живой связью с Творцом. Нарушив Его заповедь, Адам стал жить вдали от рая и его духовных плодов — на земле, где властвует грех, везде налагающий свою печать смерти и тления. Понадобились тысячелетия, чтобы в этот искаженный грехопадением мир пришел Сам Бог и Своим воплощением восстановил прежнюю, чуждую греха и смерти природу человека.
Сын Божий становится Сыном Человеческим, чтобы исполнить до конца все то, от чего отказался ветхий Адам, и дать всем людям возможность стать во Христе детьми Божиими. Исполняя евангельские заповеди и укрепляясь благодатью в церковных таинствах, мы можем использовать по назначению Его подарок — стать чуждыми греху и соединиться с Господом навеки.
Что еще дает нам Боговоплощение? Пример непорочной человеческой жизни — существования в ограниченном физическом теле по законам бытия безграничного Духа. Своим рождением в пещере Христос подает нам пример безмерной кротости. Позже Он уже прямо говорит, что «кроток и смирен сердцем» (Мф 11, 29), научая всех людей обретать душевный покой в исполнении Его заповедей. Его «благое иго» и «легкое бремя» жизни по евангельским законам несли все святые подвижники.
Сегодня нам трудно найти покой душе в постоянной суете и заботах, в нескончаемом потоке информации, среди житейских неурядиц, споров и пересудов. Но все-таки это возможно, ведь Христос даровал нам надежду на спасение в любых условиях, Сам Он и есть Надежда наша (см. 1 Тим. 1, 1). Постоянная молитвенная обращенность ко Господу, по пояснению святителя Филарета, митрополита Московского, приносит человеку желанное упокоение сердца, ту самую кротость духа, о которой учит Христос, — полную уверенность в Его непрестанной заботе о нашей вечной участи.
Празднуя Рождество, постараемся крепче утвердить свою веру и надежду на Христа Спасителя. В Символе веры, который читается за богослужением и дома, говорится о Сыне Божием, «для нас, людей, и для нашего спасения сошедшего с Небес». Это значит, что каждый из нас и есть причина явления в нашем мире Богочеловека.
В эти святые дни желаю всем без исключения людям приблизиться к воплотившемуся Богу Слову. Ради этого надо очиститься от греха и, возвышая устремления духа над телесными и чувственными удовольствиями, принять принесенные Христом духовные дары.