В день памяти преподобного Серафима, Саровского чудотворца, митрополит Горловский и Славянский Митрофан в сослужении многочисленного духовенства совершил Божественную литургию в Серафимовском храме Славянска. По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, отец настоятель, матушка игуменья, дорогие братья и сестры, я поздравляю всех вас с престольным праздником в честь преподобного Серафима, Саровского чудотворца!
Сегодня перед входом в храм меня по церковной традиции встретили с караваем и букетом цветов. Дети поздравляли с Рождеством, читали стихи. Одна девочка постарше прочла стихотворение о преподобном Серафиме Саровском, о его подвиге. Я её в конце спросил: ты чьё-то стихотворение читала или сочинила его сама? Она сказала, что сама.
Из всей жизни преподобного Серафима Саровского, богатой и большой, из всего, что он сказал и сделал, она посчитала важным отметить его неизменную радость, которую он имел в сердце, и то необычное приветствие, которым он встречал всех, кто приходил к нему в пустыню, искал его совета и кого он просто встречал на пути. Это пасхальное приветствие: «Христос воскресе, радость моя!»
Я не буду прозорливцем, если скажу, что каждый человек в этом храме и за его пределами хочет одного — чтобы в сердце была радость. Когда она есть, он счастлив. Человек испытывает это состояние не так часто, и поэтому он всегда помнит моменты, когда ему было радостно, когда он был счастлив, и ему всегда хочется к этим моментам вернуться и их повторить или вновь пережить эту радость. Преподобный Серафим Саровский был человеком, который носил радость в своём сердце круглый год.
Здесь замечается некий парадокс. Мы всегда думаем, что радость — это когда человек удовлетворяет все свои потребности, когда у него всё хорошо: он материально благополучен, физически здоров, ему не холодно, не жарко, ничего не болит, нет никаких забот. К этому люди зачастую стремятся, ставят перед собой такую цель в жизни.
У преподобного Серафима Саровского ничего этого не было: он не был богатым человеком, не жил в комфортабельном жилище. Горячей воды и стиральной машины у него точно в келье в лесу не было. Он был человеком болезненным, особенно после того, как его побили злые люди.
К нему людей приходило много, и разбойники подумали, что ему приносят много денег. Преподобный Серафим ничего себе никогда не оставлял — всё, что ему приносили, он тут же раздавал или отдавал для обители. Он был монахом, который ушёл в лес от всего и жил очень скромно и бедно. Грабители, которые пришли к нему, не поверили и стали его бить, пытать, чтобы узнать, где он спрятал деньги. У них ничего не получилось, но старца они сильно покалечили — мы видим его на иконах согбенным. После того, как он это пережил, он уже не мог поправить своё здоровье, хотя до этого он был физически крепким человеком.
Со здоровьем проблемы, жилья в нашем понимании комфортного нет — а радость в сердце есть всегда. Пример святого старца о многом нам говорит. Не случайно девочка, которая писала о нём стихи, на это обратила внимание. И маленький человек, и взрослый, и старик, — все хотят радости в этой жизни. Оказывается, она может появиться от общения с Богом, от чистоты нашего сердца, от добрых дел, которые мы можем совершать во славу Божию ради ближнего. Сегодня преподобный Серафим Саровский нам об этом напоминает своим подвигом и своей жизнью.
Мы скорбим, унываем, нам тяжело, у нас много трудностей. Людей с радостным лицом встретишь из десяти одного, девять будут с грустными лицами. Если спросишь у человека, как жизнь, один только скажет: «Слава Богу! У меня всё хорошо», — а девять скажут: «Не спрашивай, всё плохо».
Человек, теряя способность общаться с Богом, быть Ему благодарным, находить радость в тех вещах, к которым он уже привык и которые ему кажутся повседневными, проводит жизнь в унынии, скорби. Я сейчас не говорю о тех бедах и скорбях, которые случаются с людьми внезапно, приходят, когда их не ждёшь. Я говорю о той повседневной жизни, к которой мы привыкаем, перестаём ценить и радоваться ей, за которую перестаём благодарить Бога.
Когда в нашем сердце поселяются уныние, тоска, грусть, чувство ненужности этой жизни и самого себя в ней — всё это проявление козней бесовских, которые бывают тогда, когда человек теряет связь с Богом, перестаёт быть ему благодарным, всю жизнь замыкает только на заботе о себе самом.
Нам нужно научиться эту радость видеть, чувствовать и дарить её другим людям. Нам, христианам, есть чему радоваться и за что благодарить Бога. Мы празднуем Богоявление, пришествие в мир Сына Божия. Это самое великое проявление Его любви к роду человеческому — к каждому из нас и ко всем, вместе взятым.
Отец приходит к Своим детям. Мы, несмотря на все свои немощи, скорби, страдания, трудности, не одиноки. С нами Бог, и об этом во время рождественского богослужения нам возвещает Церковь. Одно из самых торжественных песнопений праздников Рождества и Богоявления — «С нами Бог, разумейте, языцы, и покаряйтеся, яко с нами Бог!»
Нам есть за что Бога благодарить, если мы это понимаем, если мы это чувствуем. Чтобы мы смогли это понимать и чувствовать, нам нужно научиться смотреть на жизнь тем взглядом, которым Господь смотрит на этот мир — взглядом, полным любви, сострадания и милосердия.
Если мы в окружающем мире будем видеть дар Божий, за который мы Богу должны быть благодарны, он засияет для нас непередаваемой красоты красками. Мы будем наслаждаться каждым вздохом, каждым глотком воды, морозным воздухом, светом солнца, сиянием звёзд, дуновением ветра, каждой встречей с каждым человеком, который будет открываться для нас как новая книга — знакомясь с ней, мы будем о жизни узнавать что-то новое.
Если мы будем глазами любви смотреть на окружающий мир, мы сможем оценить эту жизнь и почувствовать её вкус, быть благодарными Богу за то, что бытие присуще каждому из нас. Мы можем получать радость от самого факта бытия — от того, что мы живём, и что кроме этой временной жизни, которая лишь начало, у нас ещё есть жизнь вечная.
Если мы будем смотреть глазами любви на тех людей, которые нас окружают, мы увидим в них то, чего раньше не замечали, в них откроется другая сторона. Мы увидим в них то достоинство и ту красоту, которые бывают скрыты за человеческими ошибками, недостатками, немощами и пороками. Если мы будем смотреть на этот мир глазами любви, мы поймём те события, перед которыми мы останавливаемся в недоумении, сами себя спрашивая: «Что это такое, и почему так?»
Нам, христианам, надо этому научиться не только для себя самих. Мы должны свидетельствовать всему миру о том, что на земле есть люди, способные жить по законам любви, этими глазами смотреть на мир, друг на друга, на события. Только от нас, христиан, весь остальной мир может этому научиться и только в нас может это увидеть.
Господь говорит нам: «Если соль потеряет силу, то чем сделаешь её солёною?» (Мф. 5:13). Если мы, христиане, перестанем жить по этим законам и уметь так смотреть на жизнь, чему мир научится у нас? Зачем идти за Христом, если те, которые называют себя христианами, находятся в грусти, унынии, скорби и не научились радоваться жизни и быть благодарными Богу?
Дай Бог, чтобы тот свет радости, который мы видим в преподобном Серафиме Саровском, напомнил каждому сердцу сегодня, что он может сиять и в нашей жизни. Пусть этот свет ярко светит, несмотря на все окружающие неприятности и трудности. Бог никуда не ушёл от нас, Он с нами, и Церковь в очередной раз в этом году свидетельствует всему миру о том, что с нами Бог.
Если наша связь с Ним будет не на словах, а мы будем чувствовать Его благодать, Его присутствие и любовь в своём сердце и уметь быть за неё благодарными, уметь её отдать кому-то, мы узнаем, о чём говорил преподобный Серафим Саровский, почему он всё время повторял «Христос воскресе!», почему радость никогда не покидала его сердце, почему она поселялась в сердцах тех, кто даже случайно встречал его на жизненном пути. Дай Бог, чтобы мы это ощутили и в своей жизни. Это возможно, если Бог в ней будет на первом месте.
Почаще улыбайтесь, и вам в ответ тоже будут улыбаться люди. И о грехах нужно скорбеть, — но и радоваться тоже нужно, и благодарить Бога. Самый бесценный дар, который мы от Него имеем — дар жизни, дар спасения, который Он нам подарил через пришествие в мир Сына Божия, — не наша заслуга, а Его подарок нам. Что бы мы ни делали, заслужить этот дар невозможно, но благодарить Бога за этот дар — то, что делает нас христианами и учит нас любви к Нему.
Я всех вас поздравляю с праздником! Божие вам благословение! Мира, радости! Пусть молитвы преподобного Серафима Саровского, его светлый образ помогают идти по жизни, наставляют и учат нас всему самому доброму и хорошему. Храни вас всех Господь!