Святую Татьяну не заставляли отказываться от Христа. Ей только предлагали признать, вместе со Христом, еще пару-тройку других богов. А она отказалась. Почему?
Отвечает настоятель домового храма МГУ им. М.В. Ломоносова во имя Святой мученицы Татьяны протоиерей Владимир Вигилянский.
— Святую Татьяну (память 25 января) все знают как мученицу и считают, что ее подвиг — в страдании и терпении страшных мук. Но ведь и нехристиане терпели страдания ради своих идей, выдерживали мучения с честью.
— Из жития святой Татьяны, память которой Церковь сегодня празднует, мы знаем, что сначала ее привели в храм Аполлона, которого римляне почитали как бога солнца и просвещения, искусства и художественного вдохновения, покровителя певцов и музыкантов, — чтобы и Татьяна воздала ему хвалу как богу. Татьяна отказалась и помолилась Христу. Тогда произошло небольшое землетрясение, идол Аполлона упал и разбился.
Потом Татьяну привели в храм богини луны и охоты Дианы для поклонения. Но по молитвам девушки с неба упал огонь и храм Дианы разрушился. То же самое произошло в храме главного римского бога — Юпитера. Татьяна отказывалась поклоняться римским богам-идолам и говорила, что знает единого Бога и только ему поклоняется. И даже под пытками не отреклась от такой веры.
Ее подвиг – в том, что она осталась верна Христу, не изменила ему (да и себе), несмотря на страх и боль. Ведь для христиан, в отличие от древних римлян, не может быть много богов.
Нельзя верить в Аполлона и Христа одновременно, как порой предлагалось христианским мученикам.
Потому что если Бог Един, то других богов попросту нет, те, кого принимали за богов сограждане Татьяны, римляне, — это или фантазия человеческого сознания, или самые настоящие бесы. Как же можно поклоняться и Христу, и бесам?
А ведь сегодня такой «плюрализм» даже у людей, искренне считающих себя православными, не редкость: человек может и в церковь ходить, и к «целителю», и все в его голове как-то умещается. Или, оставаясь в браке, встречаться с кем-то еще. Понимаете? Встречаться с кем-то еще – это уже неверность в браке.
Сейчас в России никто не требует от христианина отказаться от Христа или поклониться другим богам, но у нас перед глазами ближний Восток, и мы видим, что вопросы верности Богу и выбор между отречением от своей веры и смертью – реальность. И так же реальны и страшны страдания людей, которых сегодня ставят перед этим выбором, как поставили святую Татьяну.
Если снять внешний антураж и посмотреть на духовную основу нашего времени, мы увидим, что человеческие заблуждения не отличаются от тех, которые были в древнем Риме.
Эти заблуждения и есть идолы, которым поклоняется человек и ради которых живет.
Например, деньги или гордость, когда человек жаждет власти, престижа, славы и успеха и считает себя мерилом нравственности и благочестия. Или разновидности чревоугодия — наркомания и алкоголизм. Это банальность, да, но увы, это все те же идолы, они не изменились с древнеримских времен. Рядом с ними я бы поставил стремление к виртуализации жизни, когда человек ментально переселяется в виртуальный мир, и в этом, можно сказать, реализует собой метафору «выйти из себя», «быть вне себя», и в этом теряет всякую связь с реальностью, с собственной душой, с Богом.
Встречается и поклонение науке, искусству, гуманистическим принципам. Даже служение народу и государству, если оно не одухотворено любовью к Богу, рискует стать идолопоклонством. Так что мы, как и римляне, живем в мире, полном идолов и идолопоклонников.
— Но ведь нужно быть терпимым к каким-то проявлениям другого человека, пусть и чуждым тебе самому?
— Сегодня с этим нужно быть очень осторожным. Не составит большого труда увидеть, что такие замечательные понятия, как либерализм, толерантность, политкорректность, плюрализм, права человека превращаются в обезбоженном мышлении в изощренный механизм манипуляции.
Отстаивание права на бесстыдство и бесчестие ведет к не менее страшным последствиям, нежели тоталитарные режимы прошлого. Манипуляции этими понятиями меняют нравственный код человека. Увы, современная культура во многом строится именно на этом.
Как уж тут не назвать поклонение такой науке и такой культуре современным идолопоклонством? Ведь меняется вся оптика человека, зрение становится нечетким, а реальность искаженной. Мы уходим от реальности, как блудный сын, «на сторону далече». Святые отцы, которые были подлинными человековедами, хорошо знали, что страсть, грех прежде всего истребляют в человеке чувство реальности — той реальности, в которой Господь назначил нам жить.
Нам кажется, что мы следуем стандартам, в которых защищаются права человека, свобода, уважение к другому во всех его проявлениях, а на деле мы лишаем себя возможности назвать зло злом, а правду правдой.
Мы получаем тревогу и щемящий страх вместо свободы, уныние вместо творческого вдохновения, предрассудки и невежество вместо познания красоты мира и правды Божией.
В сверхлиберальном сообществе мы остаемся рабами стандартов жизни, которые навязали сами себе, и тех земных страстей, которым добровольно пожертвовали собой.
И вот святая Татьяна, совсем юная девушка, понимала, где можно уступить, а где нет, и когда терпимость и уступка, может быть, даже внешнее проявление уважения будут – по своему внутреннему смыслу – самым настоящим предательством. Она не потеряла четкости зрения, сумела отличить истинное от ложного, и остаться верна Истине до конца.