Православный календарьПравославный календарь
«Как мне Николу не почитать? Он мне жизнь спас»
Чудеса свт. Николая в рязанской глубинке. Ч. 2. Касимов
Он стал кричать: «Никола, помоги!» ‒ И вдруг увидал фигуру стоящего на берегу человека, который громко сказал: «Василий Иванович, не бойся, я сейчас приду».
«Он проявлял благочестие и большую любовь к богослужению»
Еп. Иероним (Шо) о Митр. Иларионе (Капрале)
Брат Игорь всегда вел себя в большей степени как послушник, чем как семинарист.
О Пасхе в заключении
Архим. Иустин (Пырву)
Жизнь, которую я вел в эти годы, была, может, самой плодородной и прекрасной, потому что все эти 16 лет я переходил от смерти к жизни и от жизни к смерти.
«Как по маслу»: семейная мануфактура, в которой любят свое дело и Русский Север
Станислав и Марина Ивановы
Занимайся тем, что тебе нравится, просто делай это для других хорошо – как для себя. Вот и весь секрет.
«Мама, ты что, Николе молилась?»
Чудеса свт. Николая в рязанской глубинке. Ч. 1. Тума и Сынтул
Ну что, сынок, не едет? А ты перекрестись. Садись. Заводи свою машину. И трогай потихонечку.
Три великопостные идеи: как не испортить подготовку к Пасхе
Анна Сапрыкина
Мы лишаем свой дом приобщения к Пасхе, когда всё делаем или стараемся сделать «как положено», а по дороге… забываем, куда идем и куда пытаемся привести своих детей.
Владыке Илариону часто звонили бабушки, и он их поддерживал»
Диак. Давид Дутканич
Если честно, я до сих пор не чувствую, что владыки Илариона больше нет с нами, – он всегда рядом.
Такая служба. Новосоловецкая Вселугская пустынь, остров Божье дело
Архим. Аркадий (Губанов)
Самое главное – это понимание того, что ты находишься в единении с Богом, и то понимание Царства Божьего, которое пребывает везде и всюду.
«Вот святые – это православные. А мы?»
Наталия Сухинина
Я стараюсь ничего не декларировать. У меня есть книги, где ни разу не упоминается слово «православный». Это нечто сокровенное, что должно быть внутри.
Как «Хроники Нарнии» учат покаянию
Мария Минаева
Не ругая, не наставляя, Аслан подводит героев к ответу на свои вопросы. Они отвечают – и содрогаются от своих поступков. Голос Аслана – это голос совести.

Игумения Евфалия (Лебедева): «И минута без Бога – страшно»

Игумения Евфалия (Лебедева), больше двадцати лет трудившаяся над восстановлением Воскресенской обители в Горицах Вологодской области, делится своими мыслями о том, зачем становятся монахами, по какой причине надо уходить в монастырь, рассуждает о спасительном свойстве умения не отвечать гневом на несправедливость, пользе павлинов и безграмотности немцев, а также вспоминает совсем недавнюю историю России – России мучеников.

– Матушка, вы в Горицком монастыре вот уже 21 год, при вас обитель была восстановлена практически с нуля. Как все было?

– Да не «практически», а именно с нуля. Вот видите, какой храм у нас, – с этого мы начинали. Здесь была колхозная контора. Все развалившееся, обшарпанное, убитое – в таком виде мы храм застали. Унывать нельзя, вот и начали работать. Сами трудились, людей о помощи просили – откликались. Так храм и восстановили – потихоньку, с молитвой и трудом. Я здесь 21 год уже, за это время мы и жилой корпус обустроили. Сначала без удобств, конечно, а потом уж и отопление, и канализацию провели, в общем, жить стало проще. Проживать проще, простите. А жить – не знаю, не уверена.

– Вы имеете в виду…

– Жизнь я имею в виду. Она такая интересная! Не перестаю удивляться. И слава Богу.

– Матушка, по вашему мнению, по вашим наблюдениям, зачем приходят в монастырь? Очень часто слышно, что в монастырь убегают: то муж плохой, то жизнь плохая, и пойду-ка я в монастырь! Это правда?

– Нет, не правда! Не дай Бог уходить в монастырь с такими мыслями.

– А почему тогда становятся монахами?

– Ну, видно, как Господь управил. Вот, например, я как пошла? У меня работа была хорошая, мужа не было, я не замужем была, но я в 30 лет ушла в Золотоношский монастырь. В России монастырей тогда не было, а в Золотоноше была открыта Покровская обитель – я и пошла туда с радостью.

– А это где?

– Черкасская область, Украина. Красногорский Покровский монастырь. Немного слышала о нем, когда жила в миру, и сначала посмотреть поехала, а потом совсем там осталась. Работа у меня прекрасная была, я ведь медик. Работала сначала в аптеке, потом на участке, в аптечном киоске при больнице, потом участковой работала, в последнее время – на гистологии, лаборантом.

– Как отнеслись к вашему выбору коллеги? Ведь время было советское.

– На удивление с пониманием и добротой – тут Христос помог, конечно. Главный врач в больнице нашей, где я работала, с уважением ко мне относился, на прощание даже всего доброго пожелал. Это было в 1980 году, в сентябре я ушла с работы, на Новый год уехала на Украину, и на Сретенье я уже в монастыре жила.

– Правильно я понимаю, что в монастырь не «убегают», а монашество – это призвание?

– Да, это призвание, просто так Господь определил, и этот зов нужно услышать. Услышала, может, еще и потому, что мы с детства верующие были. Поехала, посмотрела – понравилось. Меня там даже сразу пригласили. Медика у них не было вообще, и сразу говорят: «Нам медик нужен, приезжай». И я согласилась сразу, и 15 лет там прожила, да потом уже 21 год здесь, в Северной Фиваиде.

– Матушка, скажите, пожалуйста: основные трудности Горицкого монастыря – только ли это трудности материальные? Или же какие-то другие еще есть?

– У, как вы сказали! Молодежь-то сейчас не та! Работать-то никто не хочет! Просто-напросто не хочет. Ищет легкий путь спасения.

Работа над собой нужна! Перевоспитать себя, усекать себя, где-то и принуждать себя

– Вы имеете в виду не только физическую работу?

– Конечно. Но и физическая тоже нужна! Без физической – что есть будешь? Но и работа над собой нужна! Работать-то надо и над собой, трудиться. Перевоспитать себя – мало ли, чего тебе хочется? Но ведь не всегда то, что кажется тебе хорошим, действительно тебе полезно и спасительно, так? Значит – надо работать над собой, себя усекать, где-то принуждать себя. Слово дерзкое в ответ сказать иногда ох как хочется, но можно его и не сказать.

– А можно?

– Нужно! Просто задуматься о своем спасении – тут уж намолчишься вдоволь, тут всяк глагол изнемогает. Много молодых сюда приходило, да многие и ушли… Ну, дай им Бог здоровья духовного и телесного. И ума еще.

– Правильно понимаю, что молодежь склонна к своеволию? Есть такое?

– Есть. Есть такое! «Я сделаю, как я хочу! А не хочу, как сказали». Прислушаться, послушать… Со своим уставом в чужой монастырь не ходят, говорят. Я Золотоношей всегда дорожу, всегда вспоминаю и постоянно звоню туда. Как они живут…

– И как они живут?

– Хорошо!

– А какой-нибудь гнев в отношении России, русских, отторжение, осуждение – есть что-нибудь такое?

– Ничего подобного. Никакого гнева. У них в монастыре этого нет. Я думаю, что ни в каком православном монастыре этого нет. А то, что люди борются и воюют, – это страшно. А в монастырях, там – совсем другой народ.

– Какой?

– Все – хоть старший, хоть младший – никто ответов дерзких не даст. И каждый идет: поздоровается, поклонится. Старшему младший поклонится, и младший младшему поклонится – никаких вопросов-ответов-пересудов нету. Ну, сейчас тоже свои трудности: там больных больше стало всяких, по сравнению с нами, когда мы там были. Покрепче был народ, а сейчас, конечно, послабже весь народ пошел.

– По вашим словам, получается, что молодежь стала своевольнее, но и слабее? Может, тут какая-то взаимосвязь?

– Да, но там, на Украине, слабее-то слабее, но своевольности-то такой нету всё равно. Там уже старший корень, которое старшинство – оно показывает свой пример. А взаимосвязь, конечно, есть: чем больше грешишь, тем слабее становишься – это тебе любой врач скажет.

– Или патологоанатом. А почему, как вы считаете, у нас такая трудность со своеволием?

– А, наверное, долго без Бога жили. Потому что там-то Бог всегда у них был. Помню целую семью, которая в монастырь ушла. Две сестры ушли в обитель. Мама у них заболела и пришла в монастырь, монахиня Ливерия, умерла уже, папа пошел в другой монастырь, в Почаев, монах Спиридон. И там таких семей хватает.

– То есть благочестие в крови у них?

– В крови, да.

– А у нас получается, что слишком долго жили без Бога. Отвыкли.

– Отвыкли, да. Ну, сейчас, слава Богу, матушка Ариадна работает в школе. У нее уже не одна группа детишек, даже родительский класс есть, родители ходят к ней на учебу. И просят даже в садик зайти. Уже просят: «Вы начинайте, заходите в садик к нам». Возвращаются ко Христу.

– Сто лет без Бога – это страшно!

– И минута без Бога – страшно. А тут – сто лет. Страшная картина.

– И мы сейчас просто пожинаем те плоды, семена которых век назад и посеяли? А как их воспринимать, эти плоды, без ропота, без осуждения?

– Наш батюшка всегда говорит: не судите. Никого! Работать надо над собой. Каков ты, такое и племя идет. Если уж кого и судить, то себя, любимого.

– Вместе с тем видно, что в ваш Воскресенский Горицкий монастырь с большой любовью и охотой приезжают самые разные люди. Следовательно, у нашего народа есть потребность в общении с Христом?

– Потребность есть. У нас даже за эти годы, что обитель стала возрождаться, несколько наркоманок стали людьми хорошими. У нас даже венчалась одна, Ольга, приезжала с Питера. Она – дочка капитана с теплохода, капитан зашел к нам. Попросил, можно или нет дочь привести. Дочка взяла с собой подружку, Лену. Они вдвоем приехали, и вышли обе девочки нормальными, женщины уже, конечно. По ребенку даже было, родители воспитывали детей. Вышли замуж снова, а Ольга приезжала к нам даже венчаться сюда.

– Так что потребность есть?

– Есть, как нет-то. Сколько у нас – третья вот, тоже, большого начальника дочка. Приехали попросить: «Матушка, можно?» Тоже нормальным человеком стала, трое детишек. Замуж вышла и – пожалуйста! Такие вот случаи – есть у нас.

– Следовательно, если принимать во внимание любовь людей к монастырю, значит, потребность существует, и, значит, дела в монастырях наших далеко не так уж плохи, раз люди сюда идут? Было бы плохо – они бы сюда просто не пошли.

– Не пошли бы, нет. А сколько пьяниц бывших! Бедные! Тоже так же. Тоже людьми стали. А ведь лишены материнства были. Не один человек уже прошел.

– Матушка, скажите, когда надо употребить строгость, а когда нужно быть милостивым? Как тут разобраться?

– Надо смотреть по человеку, ведь кого можно помиловать и сразу, а кого можно и сразу пристрожить. Всё от человека зависит, мне кажется.

Строгость проще, но лучше милость и добрая улыбка

– Мне сложно бывает: я по детям своим сужу, и мне сразу, конечно, хочется строгость употребить.

– Ну, а дети воспринимают лучше ласку. Строгость, она проще, но лучше милость и добрая улыбка.

– Это если отец умный.

– Дети воспринимают больше ласку. Суровостью, думаю, многого с ними не добьешься. В прошлый год была у нас одна семья, попросили, чтобы девчушка у нас погостила, – да пожалуйста. Ну, побыла какое-то время, мама приехала за ней, а она: «Ты оставь меня у матушки!» Не у бабушки, а у матушки! И – в рев! «Ну как же я тебя оставлю, тебе ж учиться, музыка!» – «А матушка меня в Кириллов будет возить! Там музыкальная школа есть, вот!» Ну, с ревом поехали, расстались. Дня два назад она мне звонила: «Матушка, я тебя люблю, так обнимаю! Я хочу очень встретиться!» Я говорю: «Ну, летом приезжай». – «А может, зимой?» – «Если зимой тебя привезут с Новороссийска – пожалуйста!» В первый класс пошла, маленькая еще.

– Монастырь сейчас чем занимается, помимо того что сюда туристы летом приезжают? Туристы… ладно, оставим их в покое. Есть паломники, есть пасека, есть скотный двор, по-моему.

– Да, скотный двор. Коровы, козы, куры. Павлины летом – для красоты, для детей. Воскресные школы постоянно приезжают со всей России, да и не только воскресные – спортивные даже, полицейские, военные. Много людей приезжает. Трудники часто бывают отовсюду.

– Получается, что желание помочь монастырю у людей есть.

– Есть, про людей ничего не скажешь. Люди помогают очень. Без людей мы бы огородов таких не насадили. У нас детский дом череповецкий постоянно гостит.

– А польза есть?

– Есть польза. Четыре часа каждый день работают. Грядки, капуста всегда выполоты. Как в школе у них каникулы начинаются, они у нас три месяца. Такая добрая трудотерапия.

– И дети уже знают, что чай сам по себе сладким не бывает?

– Конечно. Есть необходимость в трудотерапии. Поговоришь другой раз, уму-разуму научить попытаешься. Говорит одна девчушка: «Лучше выбросить эту тряпку – нам завтра новую куртку дадут!» Я говорю: «Как так “дадут”? А ты заработала на нее? Не дадут! А вот завтра и не дадут тебе куртку! Ты должна зашить эту дырку. Сесть и зашить». Ну, вроде так. Начинают уже соображать. И под конец детского дома они, например, уже вышивают скатерть. Полезное дело? Пригодится в жизни? Понятно же.

– Получается, пребывание в монастыре – воспитание христианского отношения к труду. Если уж Сергий Радонежский работал у своего брата за хлеб, то и здесь то же самое: чтобы что-то получить, необходимо это заработать. Здоровое христианское отношение к труду. Не рабское, а здоровое: честная работа – честная плата. Без «халявы» и без обмана.

– Здоровое отношение, которое надо воспитывать с детства. А то, бывает, взрослые забываются, и все страдают.

– Но в монастыре же не только с трудотерапией дети сталкиваются, надеюсь?

– Мы ж не свирепые! Четыре часа у них рабочего дня, потом у них экскурсии, потом – свое время, купаются, речка же под боком. В прошлом году не купались, правда: погода плохая была. А так все годы купались, все годы тепло. Специально даже, вон, около гаражей, кто из старших приезжает, натягивают сетку, ну, расстояние, докуда можно доплывать, всё проверят. Заплывы устраивают.

– Матушка, эти теплоходы с туристами, которые тут летом косяками ходят, – наверняка ведь надоедают, всякие там немцы-французы?

– А мы с ними не разговариваем.

– Как?! Они же сюда приходят!

– Они проходят только, их экскурсовод поводит по территории монастыря, в храм не заводит. У нас не разрешат. Кто просится – помолиться, свечку поставить, бывает, такая группа попадается, – то тех приводят спокойно, и они спокойно относятся к храму: спокойно поставил свечку, помолился. А так – нет.

– А то я как вспомню, ну, сами знаете, когда гогочущая толпа туристов в шортах и бикини…

– Нет, я этого не признаю, во-первых, сразу, и мы с ними просто не разговариваем, не общаемся вообще. Приводят экскурсоводы из Кириллова группы, с теплохода, допустим, они проводят своей чередой по номерам – с флажком идут! И всё, они рассказывают, на каком языке им надо, в общем, нормально, мы на них не обращаем внимания. Они нас не касаются. Правда, любопытство разбирает их, заглянут в теплицу другой раз.

– И к павлинам наверняка!

– Ну, павлины-то само собой, пусть они смотрят – нам не жалко, но вот в теплицу другой раз идут – нежелательно, но всё равно посмотрят, какие помидоры, если они вот такие у нас растут, то им же интересно: как же, такие огромные северные помидоры!

– А как они получаются, такие помидоры?

– Так сорта ж специальные. Такие сорта подбираем, пробуем, и если он нам понравился, значит, на следующий год эти же семена собираем и сажаем. Помидоры всегда крупные, хорошие.

– Молитва при работе важна?

– Очень важна. Очень даже!

– Можно сказать, что ваш мед, ваши помидоры, все животные и прочее – это в том числе и плоды молитвы?

– Да, а как же! Без молитвы ничего не вырастишь. И пасека так же. Ну, прошлый год мы плохо перезимовали очень, пришлось покупать еще пчел, но всё равно. Вот, слава Богу, сейчас посмотрели – хорошо пока стоит.

В каждом человеке надо видеть образ Христа. А люди сами чувствуют, что со Христом – хорошо

– А бывают такие случаи, матушка, когда после встречи с человеком у вас просто радость была на сердце?

– Мне дак всё равно, кажется. Со всеми радостно встречаться бывает. Спрашивают люди, приезжают, разговариваешь. В каждом человеке надо видеть образ Христа. Как не радостно – его принять?

И люди сами чувствуют, что со Христом хорошо, что Он в беде не оставит никогда. У нас даже во Франции ребенок есть, родился.

– Как так?

– Женщина приехала, француженка. Русская, верней, только во Франции живет. А я тут говорю: кому нужно детей, так пожалуйста, до Божией Матери обращайтесь. Она говорит: «Хм, мне не надо, я старая уже, а за соседку помолюсь». Пока доехала до Франции, та забеременела, а десять лет не было детей! Десять лет не было – родили сына. А потом она сообщила всё мне. Вот такие чудеса бывают.

– Ну, наверное, для монастыря чудо – это в порядке вещей.

– Да, ничего. Вот, храм стоит, слава Богу, он есть. Корпус тоже стоит.

– Почему так получается, что обычно в монастырях такой мирный дух? Нет озлобленности, нет агрессии, нет «вот этого всего»?

– Это Христа спросите. Он людей зовет, они приходят к Нему – потому и мирно всё. Разве с Христом может быть немирно? В любых обстоятельствах, даже в таких, которые кажутся тебе страшными, несправедливыми, надо быть с Христом – Он и поможет, и спасет. Вот мир и получается.

Игумения Евфалия (Лебедева)
беседовал Петр Давыдов

31 января 2018 г.

Рейтинг: 9.9 Голосов: 1765 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Смотри также
Ледяное апостольство Ледяное апостольство
Петр Давыдов
Ледяное апостольство Ледяное апостольство
Священник Георгий Осипов – о пользе спокойного рассуждения, доверии Богу и рыбалке
Петр Давыдов
Почему Бог не наказал Матфея, когда он был мытарем, злодеем-мироедом? – Да чтоб нам, маловерам, показать, как может измениться человек.
Монастырь Крестовоздвиженский: легко не будет Монастырь Крестовоздвиженский: легко не будет
Монахиня Евфимия (Аксаментова)
Монастырь Крестовоздвиженский: легко не будет Монастырь Крестовоздвиженский: легко не будет
Монахиня Евфимия (Аксаментова)
Монастыри — это не только преображенные руины. Прежде всего — это живые люди и их живые, не надуманные, правдивые отношения друг с другом и с живым Богом.
«Главная битва — духовная» «Главная битва — духовная»
Игумен Антоний (Павлиашвили)
«Главная битва — духовная» «Главная битва — духовная»
Игумен Антоний (Павлиашвили) о пути в монастырь и Промысле Божием
«Для меня самое трудное — когда говоришь людям, паломникам, о спасении, а они не слушают или не верят», — признается игумен Антоний (Павлиашвили).
Комментарии
Анна 9 августа 2019, 15:22
Спаси, Господи! Читать такие интервью не только интересно, но и полезно для души. После каждой выносишь для себя что-то новое, и главное - жизнь с Господом и ради Него.
Валентина 23 февраля 2018, 12:04
Матушка Евфалия , спаси Вас, Господи !!! В Ваших словах Истина .
Людмила 7 февраля 2018, 11:28
Сейчас Матушке Евфалии нужна наша молитвенная поддержка. Ее отстранили от обязанностей игуменьи, правда, с припиской "временно"...
евгений31 января 2018, 19:56
Разве с Христом может быть немирно? В любых обстоятельствах, даже в таких, которые кажутся тебе страшными, несправедливыми, надо быть с Христом – Он и поможет, и спасет. Вот мир и получается...Вот в этих заключительных слова матушки весь смысл статьи,ради них и состоялась эта встреча. Спаси,Господи,автора и Игумению Евфалию.
Сергей, г.Москва31 января 2018, 14:49
Спасибо игуменьи Евфалии и Петру Давыдову за интересный разговор. Побольше бы таких внешне простых, незатейливых бесед, а внутри - очень содержательных и полезных. Хотелось бы в последующих встречах, чтобы был акцент на современном монашеском делании, пригодном для мирян; на различиях современного мирского воспитания и монашеского делания - иногда, бывая ненадолго в монастыре, не успеваешь приметить эти вопросы, хотя теплое чувство от посещения монастырей в глубинке остается всегда. В больших городах много всякого разного, а в глубинке всё как-то проще, чище и яснее. Благодарим также редакцию портала Православие.ру за публикацию не только мудростей церковных, но и "простых" материалов.
Светлана31 января 2018, 13:33
Спасибо автору! Матушка Евфалия и есть настоящий воин Христов. "Со всеми радостно встречаться бывает." А мне так радостно было читать читать это интервью. И ещё перечитать надо повнимательнее.
Галина31 января 2018, 09:40
Спаси Господи Вас, Матушка!Согласна с каждым Вашим словом. Трудотерапия нужна всегда и взрослым, и детям.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×