Самый часто задаваемый вопрос пастырей на Афоне: «Как привести к послушанию?» Самый главный вопрос всех мирян: «Как найти духовника?» И самое пагубное искушение в церковной ограде – лжепастырь. Так, что же такое послушание?
Одной из острых проблем современной духовной жизни является послушание. Связанное с послушанием явление младостарчества (лжедуховничества) приняло столь угрожающие масштабы, что Священный Синод РПЦ 29 декабря 1998 г. вынужден был принять Определение по данной проблеме, в котором рекомендовано следовать «букве и духу Священного Писания и Священного Предания Православной Церкви, заветам святых отцов и каноническим установлениям». Священный Синод ссылается на слова преподобного Симеона Нового Богослова: «Много в эти дни стало прельстителей и лжеучителей».
«По причине крайнего оскудения живых сосудов Божественной благодати … послушание старцам в том виде, в каком оно было у древнего монашества: такое послушание не дано нашему времени» – этот скорбный вывод святого старца-святителя Игнатия, сделанный еще в середине XIX века, категоричен. Святитель Игнатий (Брянчанинов) сам прошел путь монашеской жизни, и каждое его слово наполнено этим живым опытом. «Иноческое послушание процветало при обилии духовных наставников. С оскудением наставников оскудел и великий подвиг послушания, скоро приводивший подвижников к святости: вера, составлявшая сущность этого подвига, требует, чтоб предмет ее был истинный и духовный: тогда она приводит к Богу. Вера в человека приводит к исступленному фанатизму». Как важно для нас это услышать! Слышим ли мы святителя Игнатия? «От истинного послушания рождается и истинное смирение: истинное смирение осеняется милостью Божию. От неправильного и человекоугодливого послушания рождается ложное смирение, отчуждающее человека от даров Божиих, соделывающее его сосудом сатаны».
Глубоко переживая наступление страшной бездуховности на современное ему общество святитель Игнатий предупреждает: «Видеть настоящее положение духовных руководителей необходимо, чтоб охраниться от обмана; вместе должно остеречься от осуждения их, непрестанно обращаясь к вниманию себе. Откровенность очень опасна в наше время…» Духовника святитель Игнатий предостерегает: «Страшное дело – принять, по самомнению и самовольно, на себя обязанности, которые можно исполнять только по велению Святого Духа и действием Святого Духа; страшное дело – представлять себя сосудом Святого Духа, между тем как общение с сатаною еще не расторгнуто, и сосуд не престает оскверняться действием сатаны! Ужасно такое лицемерство и лицедейство! Гибельно оно для себя и для ближнего, преступно пред Богом, богохульно».
Святитель пишет: «Но этот подвиг (безусловного послушания) не дан нашему времени.. Умерщвление разума и воли не может быть совершаемо человеком душевным, хотя бы и добрым и благочестивым. Для этого необходим духоносный отец: только перед духоносцем может быть явна душа ученика; только он может усмотреть, откуда и куда направляются душевные движения наставляемого им.».
Наш современник, протоиерей Валериан Кречетов, сокрушается: «Теперь везде дефицит духовного руководства». Он приводит слова святого Паисия Святогорца: «Духовником может быть только тот священник, который готов за своих духовных чад пойти в ад. Митрополит Антоний (Блум; 1914–2003) писал: «Мы ожидаем смирения со стороны послушника или духовного чада, но сколько смирения нужно священнику для того, чтобы никогда не вторгаться в святую область и относиться к душе человека так, как Моисею было приказано Богом отнестись к той почве, которая окружала Купину Неопалимую. Каждый человек потенциально или реально уже является этой Купиной, и все то, что его окружает, – это земля святая, на которую духовник может вступить, только «сняв свои сапоги».
А вот мнение отца Иоанна Крестьянкина, полностью созвучно думам святителя Игнатия: «Думаю, что тех старцев, которых ищете вы, нынче нет. И знаете ли, почему отобрал Господь у мира такую великую помощь и утешение? А потому, что нет послушников, но только одни совопросники». И далее старец мудро предостерегает: «Разве родной отец живет за свое чадо? Так и духовный отец только помощник, советник и молитвенник ваш, дающий благословение на обдуманное вами предложение. А думать за тебя во всем и вести себя, как слепого за руку не вижу смысла и пользы – станешь расслабленным.
«Те старцы, которые принимают на себя роль – употребим это неприятное слово, принадлежащее языческому миру, чтоб точнее объяснить дело, которое в сущности не что иное, как душепагубное актерство и печальнейшая комедия, – старцы, которые принимают на себя роль древних святых старцев, не имея их духовных дарований, да ведают, что самое их намерение, самые мысли и понятия их о великом иноческом делании – послушании суть ложные, что самый их образ мыслей, их разум, их знания суть самообольщение и бесовская прелесть, которая не может не дать соответствующего себе плода в наставляемом ими».
Эти чрезвычайно строгие суждения святителя Игнатия о дерзающем принять на себя обязанность духовного наставника и послушника, и при этом мнящих о себе, наполнено не только праведным возмущением, но и глубочайшей сердечной скорбью! «Этот подвиг не дан нашему времени», – пишет святитель Игнатий. Он категорически отвергает модный принцип, что вера послушника заменяет недостаточность старца, святитель Игнатий строго утверждает: «Вера в истину спасает, вера в ложь и в бесовскую прелесть губит».
Сейчас мы живем в то время, которое провидел святитель Игнатий: жажда поиска духовной жизни еще жива в людях, но за неимением того, кто бы помог сойти «в овчую купель» лежим расслабленными в мечтаниях и скорби, и этим всячески пользуется враг нашего спасения и так широко расставлены его сети «младостарцами».
В поисках духовного отца, старца, многие наши современники новоначальные христиане проводят паломничества, ищут в убеждении, что без духовного отца спасение невозможно. В утешение ищущим нужно сказать: «Святитель Василий Великий, как известно, обошел Месопотамию, Сирию, Палестину и Египет, изумлялся достижениям аскетизма, но наставника для себя так и не нашел; и преподобный Паисий (Величковский), учитель смирения и молитвы, сокрушался, что не пришлось пожить в послушании у какого-нибудь старца, хотя было и желание, и удобопреклонение души к повиновению».
Что же нам делать? Что же предлагает святитель Игнатий нам, живущим в мире «духовного оскудения»? Нашему времени святитель Игнатий предлагает не безусловное послушание, но послушание с рассуждением, которое включает в себя жизнь по совету и руководство по книгам. «Доколе сердце не стяжет навыка отличать добро от зла, очень полезен опытный совет ближнего – воспитанника Восточной Церкви, единой святой, единой истинной, – ищущего и нашедшего в повиновении ей блаженную свободу… В особенности важен путь духовного совета, которым проходили святые иноки, и достигали сперва очищения страстей, а потом и благодатных дарований».
Святитель Игнатий находит, что жизнь по совету освящена примером преподобного Антония Великого, который не был в послушании у старца, но, живя уже в новоначалии отдельно от всех, «заимствовал наставления из Писаний и от разных отцов и братий: у одного научался воздержанию, у другого – кротости, терпению, смирению, у иного строгой бдительности над собою, безмолвию, стараясь усвоить себе добродетель каждого добродетельного инока, всем оказывая по возможности послушание, смиряясь пред всеми и молясь Богу непрестанно».
В «Приношении современному монашеству» святитель Игнатий пишет: «Скромное отношение советника к наставляемому – совсем другое, нежели старца к безусловному послушнику, рабу о Господе. Совет не заключает в себе условия непременно исполнять его: он может быть исполнен и не исполнен… Будем произносить слово назидания по требованию существенной необходимости, не как наставники, а как нуждающиеся в наставлении… Лучше сознаться в неведении, нежели высказать ведение душевредное. Святитель Игнатий приводит пример преподобного Нила Сорского, который «никогда не давал наставления или совета прямо из себя, но предлагал вопрошающим или учение Писания, или учение отцов… Этот метод, – пишет святитель в своей работе «Аскетические опыты», – очевиден из сочинений священномученика Петра Дамаскина, преподобного Григория Синаита, святых Ксанфопулов и других отцов, особливо позднейших. Его держались упомянутые мною иеросхимонахи Оптиной путыни Леонид и Макарий».
Протоиерей Николай Ведерников так обращается к священникам нашего времени: «Духовнику нужно всегда вести себя по такой линии: каждый человек драгоценен бесконечно. Каждый человек единственная, неповторимая личность, и духовник должен смотреть, как Святой Дух воздействует на данного человека. Человеческое достоинство пасомого надо всячески поддерживать и никогда не унижать. Не подавлять. Духовник не может принуждать ни к чему, он просто друг, брат».
«По причине оскудения духоносных наставников» невозможен и путь «безусловного послушания» – констатирует с большим сокрушением святитель Игнатий.
«Все святые аскетические писатели последних веков христианства утверждают, что при общем оскудении богодохновенных наставников, изучение Священного Писания, преимущественно Нового Завета, и писаний отеческих, тщательное и неуклонное руководство ими в образе жизни и в наставлении ближних есть единственный путь к духовному преуспеянию, дарованный Богом позднейшему монашеству». Значение духовного чтения настолько высоко ценит святитель Игнатий, что утверждает категорично: «Те единственно монастыри, в которых развито святое чтение, процветают в нравственном и духовном отношениях, что те единственно монахи достойно носят имя монахов, которые воспитаны, вскормлены святым чтением».
Часто приходится слышать, что «послушание паче поста и молитвы».А что может быть выше поста и молитвы? Только любовь. «Христос – законоположитель любви» и только если в основе послушания Любовь (готовность идти во ад) – только это послушание спасительно. Все остальное: «душепагубное актерство и печальнейшая комедия». И этот голос, «голос заботливого предостережения» святителя Игнатия надо всегда помнить нам, и пастырям и пасомым.