Кто в сказках не читал о мертвой и живой воде?! Изрубленное тело героя вначале омывали «мертвой» водой. Тогда разрозненные члены срастались, и тело становилось целостным, но не живым. А потом его омывали «живой» водой, и воин оживал.
С мертвой водой можно сравнить крещение Иоанново: оно готовило людей к принятию Христа, но не избавляло от тления, не подавало вечной жизни. Живой водой стало для человека принятие крещения во имя Иисуса Христа, которое полагает начало соединению человека с Богом. По свидетельству самого Крестителя Иоанна, Крещение Господне неизмеримо выше — оно делает человека причастным Святому Духу (ср. Мф. 3, 11). Приняв Крещение, человек способен радикально измениться и впредь жить по законам евангельской любви, но достичь этого чрезвычайно трудно. «Второе рождение» не гарантирует ему дальнейшей безгрешности, но дает благодатные силы жить по-новому.
Соединение с Господом в таинстве Крещения реально приводит в состояние Царствия Божия, пребывающего внутри нас (см. Лк. 17, 21). Когда грехами мы отпадаем от этого состояния, то возвращаемся в него вновь только через покаяние. Первые отцы Церкви говорили, что после Крещения допускается только одно покаяние, имея в виду совершение тяжелых грехов. В дальнейшем Церковь стала проявлять большее снисхождение. Ныне покаяние, очищение от грехов — это практически постоянный труд, отличительная черта «практикующего» христианина.
Но одними лишь своими силами человек не в состоянии измениться духовно, несмотря на то, что возможности человеческого организма достаточно велики и при определенной тренировке человек многого может добиться самостоятельно. Однако это касается физического, материального мира. В духовной сфере действуют иные законы: никто из людей сам по себе дотянуться до Бога и соединиться с Ним не способен. Человек может проявить желание, стремление к очищению, но силы на внутреннее преображение ему подает Господь.
Бог незримо действует в церковных таинствах. Так, смысл таинства Покаяния состоит в том, что священник в молитве просит Господа: «Примири и соедини кающегося Святой Твоей Церкви», поскольку, совершая грех, христианин отпадает от Церкви, и воссоединить его с ней может только Сам Христос. Человек проявляет намерение, а действует Бог.
Как-то мне был задан вопрос, почему пророк Иоанн Креститель, который был великим праведником, не имел власти отпускать грехи, а священник, даже нерадиво относящийся к своему служению, такую власть имеет? Дело в том, что священник отпускает грехи не собственной властью, а властью Христа. Господь сказал апостолам: «Даю вам власть, кому простите грехи, тому простятся. Кому не простите — тому не простятся» (см. Ин. 20, 23). А прежде чем Господь дал эту власть апостолам, она принадлежала исключительно Ему Самому.
У ветхозаветных пророков такой власти не было. Они не могли прощать грехи, но лишь возвещать о прощении. Священник получает эту власть в таинстве Священства, через рукоположение епископа — преемника апостолов. И пока священник не отпал от Церкви и не запрещен в служении, он обладает Христовой властью прощать кающегося грешника.
Само же покаяние — это не слова, но действие, реальное свидетельство о нашем желании очиститься от греха. Только начиная жить по заповедям, мы показываем свое раскаяние в том, что прежде их нарушали. Кающийся должен вместо грехов творить противоположные добродетели. Это как раз то, что имели в виду и Спаситель, и святой Иоанн Предтеча, говоривший на Иордане людям: «Сотворите же достойные плоды покаяния» (Лк. 3, 8) — покажите свое раскаяние через реальные поступки.
Когда мытарь Закхей обещал раздать половину своего имения нищим, а всем, кого обидел, воздать вчетверо, он обнаруживал реальность своего покаяния в лихоимстве. Иоанн Предтеча на вопросы воинов, мытарей и людей иного рода занятий отвечал каждому, что они должны делать, чтобы покаяться и жить праведно. Те из них, кто следовал словам пророка и менял свою жизнь, действительно каялись, а не омывались в водах Иордана «для галочки», формально, следуя общему примеру.
На Украине был такой случай. Пришел в храм убийца и покаялся в своем грехе. Священник ему сказал: «Иди к родственникам убитого, примирись с ними, как-то реально прояви свое покаяние. Простят они тебя или нет, я не знаю, и гарантировать тебе ничего не могу. Ты же заранее будь готов к чему угодно. Понести то, что Бог тебе даст». Тот человек пришел к родственникам убитого, признался им во всем и сказал, что глубоко раскаивается и просит разрешения помогать им материально, чтобы реально искупить свой грех. И люди ему поверили, простили его и не повели в суд.
Конечно, это очень редкий случай, пример именно деятельного покаяния, когда человек не просто исповедал свой грех священнику и на этом успокоился, а доказал свое раскаяние на деле, рискуя оказаться за решеткой. Он же не знал, что родственники его простят. Они вполне могли заявить на него в полицию, ведь он признался, что убил. Этот человек был готов принять все, что последует за его покаянием. Что мешает нам каяться так безоглядно, как этот человек? Нам ведь не грозит тюремное заключение, если мы сделаем доброе дело человеку, которого обидели.
Причин тому немало. Одна из основных — в глубине души мы таим высокое мнение о себе, слишком чтим себя, размышляя, подобно фарисею: «Я не такой, как прочие люди. Хотя бы немного, но лучше». Именно из-за этого мы не можем деятельно покаяться, потому что уверены: тот или иной человек заслужил наше грубое слово, неприязненное отношение, озлобленность и так далее. По мнению святителя Игнатия (Брянчанинова), «при самомнении покаяние невозможно». Он объяснял, что самомнение это не что иное, как мерзостная пред Богом гордость, которую христианину необходимо полностью отвергнуть, чтобы совершенно покаяться и усвоиться Богу.
Душепагубное самомнение внушает нам, что мы способны изменить себя сами и начать жить по Евангелию без сторонней помощи. А Господь говорит: «Без Меня не можете творить ничего» (Ин. 15, 5). Человеку, стремящемуся к праведности, предстоит не просто заучить эти слова по букве, а усвоить их истинность опытным путем, познать ее на собственных ошибках, духовных потерях и падениях. Ради этого Господь не раз попускает христианину состояние богооставленности после пребывания в усыновляющей Богу благодати Крещения и Покаяния. Для христианина важен не объем знаний о духовном подвиге, а их реализация на практике, в реалиях собственной жизни. Об этом нам надо заботиться в первую очередь.