Явление прп. Саввы Сторожевского принцу Евгению Богарнэ |
Доклады, прозвучавшие на двух пленарных заседаниях, затрагивали широкий круг тем, связанных с личностью преподобного Саввы и историей основанного им монастыря. Часть сообщений была посвящена другому святому, чтимому всем православным миром и соименному великому русскому подвижнику, – святителю Савве Сербскому.
О роли святителя в истории Сербии рассказал посланец Сербской Православной Церкви иеромонах Петр (Драгойлович). Он напомнил, что святитель Савва остался в памяти своего народа не только как основатель Поместной Сербской Церкви, молитвенник и просветитель, но и как государственный деятель и талантливый дипломат. Благодаря ему в раздираемой политическими противостояниями Сербии была утверждена крепкая государственная власть, а также заложены основы подлинного народовластия. В основанном святым Саввой Жичском монастыре по инициативе святителя проводились церковно-народные соборы, на которых обсуждались наиболее важные вопросы церковной и государственной жизни.
Истории русско-сербских церковных связей посвятил свое выступление насельник московского Сретенского монастыря иеромонах Игнатий (Шестаков). Он подчеркнул, что духовное единство русских и сербов имеет многовековую историю. Ученые предполагают, что спутником юного царевича Растко Неманича (будущего святителя Саввы), бежавшего из отцовского дома на Афон, был именно русский монах. Недаром, оказавшись на Святой Горе, царевич Растко первоначально удалился именно в русский Пантелеимонов монастырь. На основе многочисленных примеров о. Игнатий показал, как с течением времени углублялось взаимопроникновение русской и сербской культур, что оставило след в памятниках церковной письменности и произведениях искусства. Особое значение, по мнению докладчика, имели русско-сербские церковные отношения в XX столетии, когда многие иерархи Русской Православной Зарубежной Церкви нашли пристанище в Сербском королевстве. Небольшой сербский городок Сремские Карловцы, где проходили заседания Синода РПЦЗ, благодаря этому навсегда вошел в церковную историю. Последние 20 лет, констатировал о. Игнатий, наблюдается активизация русско-сербских связей в церковной сфере. Свидетельством этому, в частности, является появление большого числа учащихся-сербов в духовных школах Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, а также открытие в Москве подворья Сербской Православной Церкви, ныне возглавляемого епископом Антонием Моравичским.
Образ святителя Саввы занимает огромное место в сербском фольклоре и народных традициях. Этой теме посвятила свое выступление А.А. Плотникова, представлявшая Институт славяноведения РАН. Как подчеркнула докладчица, в народном сознании святитель Савва воспринимается как живой человек, постоянно участвующий в повседневной жизни людей. Его имя нашло отражение в топонимике Южной Сербии, Македонии, Герцеговины, Черногории. День преставления святителя – «Саввин дан» – 14/27 января отмечается как большой не только церковный, но и народный праздник. Ему предшествует «Саввина неделя», которую верующие часто проводят в посте. Вокруг имени святителя за века сложилось немало легенд. Одна из них, очень популярная, повествует, как святой превратил волков в собак. Комментируя сообщение Плотниковой, иеромонах Петр (Драгойлович) пояснил, что церковным сознанием эта история воспринимается как притча: с волками ассоциируются сербы-язычники, которые были духовно одичавшими людьми и изменились именно благодаря просветительским трудам святого Саввы. «Собака олицетворяет преданность, верность, – подчеркнул о. Петр. –Благодаря святому Савве сербы стали верными и преданными Христу».
Но, конечно, основное внимание участников конференции было обращено к преподобному Савве Сторожевскому.
Блистательный, глубокий доклад, посвященный каноническому и юридическому статусу Саввино-Сторожевского монастыря в досинодальный период, представила О.А. Абеленцева из Института истории РАН.
Профессор парижского Свято-Сергиевского богословского института князь Д.М. Шаховской рассказал о значении преподобного Саввы для семьи герцогов Лейхтенбергских. Он отметил, что следствием чудесного явления преподобного Саввы родоначальнику династии, пасынку Наполеона Евгению Богарне (это случилось во время нашествия французов в 1812 году), стало глубокое почитание святого, которое потомки Богарне пронесли через многие десятилетия. Известно, что сын Евгения Богарне герцог Максимилиан перешел в русское подданство и стал супругом русской великой княжны. Потомков этого брака бурными событиями начала XX века разбросало по свету. Одна из правнучек герцога Максимилиана была прихожанкой православного русского прихода в Амьне, куда мальчиком ходил и Дмитрий Михайлович Шаховской. «Глядя на скромную пожилую прихожанку нашего маленького храма, никак нельзя было догадаться, что это – герцогиня Лейхтенбергская», – вспоминал профессор. Одна из близких родственниц правнучки герцога Максимилиана приняла монашество в православном монастыре Русской Православной Зарубежной Церкви, ныне находящемся под омофором Константинопольского Патриарха. В заключении Д.М. Шаховской выразил надежду на то, что молитвенное предстательство преподобного Саввы Сторожевского поможет обретению канонического единства тех чад РПЦЗ, которые ныне пребывают в смущении и сомнениях.
Отчасти подтверждением того, что эти надежды не беспочвенны, стало выступление И.В. Брандт, заведующей кафедрой паломничества и религиозного туризма Российской международной академии туризма. Она напомнила, что преподобный Савва был духовником членов великокняжеской семьи – супруги благоверного великого князя московского Димитрия Иоанновича княгини Евдокии – в иночестве Евфросинии, прославленной в лике преподобных, а также второго сына великого князя – Юрия, уделом которого и был Звенигород. Служение святого Саввы нашло отражение в церковной гимнографии, где он именуется как «молитвенник о царех богоизбранных», «забрало Москве, утверждение Царству, всем грешным прибежище». На долю обители преподобного Саввы выпала весьма ответственная роль – воспитывать в благочестии русских государей, подчеркнула И.В. Брандт. По стопам царя Алексея Михайловича, который регулярно совершал паломничества в Звенигородский монастырь, сюда приезжали на богомолье и его потомки – члены дома Романовых, причем не только члены царской семьи, но и представители боковых ветвей династии. Вслед за ними у святых мощей первого игумена Саввино-Сторожевской обители побывали члены большинства европейских владетельных семей.
Защитником Москвы, которая олицетворяла все русское государство, преподобного Савву также называют недаром, подчеркнула И.В. Брандт. В самых трудных обстоятельствах, когда Отечеству угрожали недруги, русские государи, начиная с царя Ивана Грозного, обращались с молитвой к Звенигородскому чудотворцу. Существует народное предание, что Петр I посетил Саввино-Сторожевский монастырь перед Полтавской битвой, чтобы испросить благословение на нее у мощей преподобного Саввы. Свидетельства чудесного заступничества святого появлялись и в XX веке. Как напомнила И.В. Брандт, в годы Великой Отечественной войны, когда немцы подходили к Москве, рубеж обороны находился в трех километрах от монастырских стен. Здесь велись ожесточенные бои, немецкое командование неоднократно заявляло о падении Звенигорода, но, вопреки всему, враг дальше к Москве так и не продвинулся. Примечательно, что за все время боев на звенигородском рубеже на территорию монастыря не упал ни один снаряд, хотя для немецкой артиллерии монастырь был досягаемой и привлекательной целью.
Окрестности монастыря сейчас представляют собой уникальный историко-природный памятник, где обитает несколько видов птиц и насекомых, занесенных в Красную книгу. Об этом участникам конференции рассказал биолог А.Г. Викторов. Он выступил с инициативой создания вокруг обители заповедника, что позволит с наименьшими потерями сохранить для потомков этот исторический уголок Звенигородчины.
Конференция в Российской академии наук стала одним из последних мероприятий программы празднования 600-летия преставления преподобного Саввы Сторожевского. Юбилейные торжества, начавшиеся в 2006 году, завершатся 19 декабря 2007 года торжественным актом в зале церковных соборов храма Христа Спасителя.