Почему православные христиане должны знать свою генеалогию

«Само православное учение приводит к мысли о мудрости изучения своей генеалогии», – убежден Сэм Уильямс, автор публикуемого ниже материала. Сэм – помощник настоятеля церкви святителя Николая в Вирджиния-Бич (штат Вирджиния, США) Греческой Православной Архиепископии. Он вырос в Пауотен (штат Вирджиния), изучал международные отношения и испанский язык в университете Джеймса Мэдисона. В 2013 году получил степень магистра богословия в Греческой православной семинарии Святого Креста.

Взрослея, я очень немного знал о своих близких и дальних родственниках. У меня было мало родных: мои родители, сестра и я. И только после того как родители развелись и снова вступили в брак, мое понимание семьи сильно поменялось и расширилось. Поскольку моя семья увеличилась через эти браки, то возросло и желание узнать, откуда я происхожу, узнать, чьи жертвы позволили мне жить и чьи черты я вижу в зеркале.

То, что началось как небольшое хобби, стало значительной частью моей жизни. Мое фамильное древо, полное множества родственников и дальних предков, сейчас включает более 4000 человек. И в процессе работы над другими шестью фамильными древами для моих друзей я также с радостью узнавал что-то новое об очередном члене моей семьи: какова их история? что с ними было?

Мне кажется естественным, когда православные христиане желают узнать больше о своих семьях. В конце концов исторически православные культуры стремятся уделять большое внимание семье и семейным отношениям.

Более того, само православное учение приводит к мысли о мудрости изучения своей генеалогии.

Бог отцов наших

В Великом славословии мы поем: «Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки. Аминь!» Каждый раз, когда я пою эту молитву (из молитвы Азарии в Книге пророка Даниила), я вспоминаю, что наше богослужение – богослужение православных христиан – соединяет меня с чем-то большим меня. Наш Бог – Бог отцов наших, не только наших предков, но отцов Церкви и матерей, тех, чья жертвенная жизнь была свидетельством о смерти и воскресении Иисуса Христа.

Как православные христиане, мы укоренены в нашем прошлом – этом истинном основании настоящего

Наша идентичность как православных христиан основана на том, что мы принадлежим к единой Святой Соборной и Апостольской Церкви. Мы укоренены в трудах и учении апостолов (апостольская), и, когда мы собираемся в Поместную Церковь, мы соединяемся в единое Тело Христово (соборная). Мы окружаем себя иконами святых, напоминающими нам о тех, кто жил до нас и тесно связан с нами и в настоящее время через наше единение со Христом. И перед тем как начать писать или проповедовать сегодняшнему миру, мы читаем жития и творения святых, чтобы знать, что сказали отцы.

Как православные христиане мы уверенно движемся вперед только потому, что знаем: мы твердо укоренены на истинном основании нашего прошлого. Мы знаем, куда мы идем, только потому, что нам известно, откуда мы происходим.

И поскольку Православная Церковь учит о ценности не только души, но и тела, история того, кто мы есть, включает и нашу православную историю, и историю нашей биологической семьи. И если совершенно естественно для духовной жизни православного христианина изучать свою духовную семью, то подобает также узнавать и о нашей биологической семье.

Чувство благодарности

Отец Александр Шмеман учил, что человек должен быть не просто Человеком разумным, но в конечном счете Человеком поклоняющимся: поклоняющимся и воздающим хвалу Богу. Если на личном уровне мы возносим хвалу Богу, то коллективно мы воздаем эту хвалу как Церковь, наиболее всего на Литургии – в Евхаристии. Главное наше православное делание – это благодарение (евхаристия) каждое воскресенье. Но как осуществить это благодарение во всех аспектах нашей жизни?

Узнавать, кто были и как жили наши предки, – это и есть наша благодарность им за дар жизни

Мы благодарим Бога на Литургии за все, что Он дал нам. Мы благодарим в день Благодарения, и после Рождества Христова мы стремимся отблагодарить тех, кто сделал нам подарки. Но не забыли ли мы наших предков, чье самопожертвование и стремление выжить дали нам шанс появиться на свет? Их даром для нас было их стремление жить; их даром для нас было то, что они проторили дорогу для жизни, которой мы живем. Как пишет автор книги «Искусство мужества» («The Art of Manliness»), благодарность не имеет срока давности. Узнать, кто эти люди, изучить их жизнь – это и есть наша благодарность за дары, данные нам, даже если мы никогда не замечали их раньше.

Изучение нашей генеалогии помогает нам быть благодарными за все наши дары, за то, кто мы есть, за молитвы, жертвы и таланты тех, кто жил прежде нас.

Важность взаимоотношений

Как люди, мы все жаждем взаимоотношений. Бог есть Любовь, и Он создал нас по Своему образу. Отчасти это значит, что мы созданы, чтобы проявлять любовь и жить во взаимоотношениях с другими. В Церкви мы присоединяемся к общине, в которой мы можем возрастать в Боге совместно. Даже рассуждая со светской точки зрения, те, кто изучают зависимость, приходят к выводу, что противоположность зависимости – это вовсе не воздержанность (трезвость). Это – человеческие взаимоотношения. Таким образом, в наших взаимоотношениях есть нечто имеющее огромную силу.

В Православной Церкви мы имеем множество взаимосвязей, соединяющих отдельных людей и семьи в целую сеть. Во время таинства Венчания мы молимся: «Помяни, Боже, и воспитавшия их родители: зане молитвы родителей утверждают основания домов». Так, даже когда мы думаем, что эта служба для двоих, оказывается, здесь соединяются две семьи.

Церковь дает нам крестных родителей и соединяет нас как кумов с теми, кто не является нашими родственниками по плоти. Многие в Церкви относятся к кумам как к биологическим родственникам, поскольку следуют традиции, что их дети не должны вступать в брак друг с другом. В древности в Церкви существовал чин братотворения, при котором священник благословлял братание друзей.

А если Церковь смотрит на взаимоотношения как на серьезную силу, укрепляющую определенные стороны нашей жизни, то какую пользу мы могли бы извлечь, изучая своих предков? А вот какую: узнавая о своих предшественниках, мы также узнаем о взаимоотношениях, которые были для них наиболее дороги. Как мы придаем большое значение взаимоотношениям, образующим сеть ныне, так же поступали и наши предки.

Мы чтим нашу связь с предками, узнавая об их взаимоотношениях и связях.

Вечная память

Мы молимся за дедушку и бабушку, но молимся ли мы и за их прародителей?

В Православной Церкви мы молимся о том, чтобы память о наших любимых усопших была вечной. Веруя в воскресение и надеясь, что Бог сподобит наших любимых вечного Своего Царства, мы молимся за усопших, поскольку знаем, что они живы во Христе.

Наши молитвы за ушедших – это один из путей преодоления печали и скорби. И мы можем легче перенести эту скорбь, узнавая больше о предках. Мы молимся за дедушку и бабушку, но молимся ли мы и за их прародителей? По традиции Православной Церкви мы поминаем усопших поименно, и следовало бы узнать имена предков, чтобы молиться за них. Генеалогия помогает не только узнать их имена, но и узнать также, что им пришлось испытать в жизни.

Подобно тому, как чтение житий святых дает нам новую информацию об их жизни, так же и изучение жизни предков дает нам прочувствовать их жизненные перипетии, дает возможность помянуть их в молитве.

***

Православная Церковь учит нас проводить жизнь в благодарении, укоренившись в вере отцов, дабы явить современному миру истинную веру. В Церкви мы открываем для себя значимость общения и осознаем, что взаимоотношения в этой жизни не могут быть разрушены смертью. И поскольку мы молимся за тех, кого любим, генеалогия дает православным христианам возможность узнать тех, кто отошел в иную жизнь.

А вы знаете имена своих прапрадедушек и прапрабабушек? Может быть, знание истории ваших предков помогает вам жить с чувством благодарности?

Сэм Уильямс
Перевел с английского Василий Томачинский

Greek Orthodox Archdiocese Blog

27 февраля 2018 г.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Смотри также
Христос вновь объединил род человеческий Христос вновь объединил род человеческий
Архим. Иов (Гумеров)
Христос вновь объединил род человеческий Христос вновь объединил род человеческий
Слово в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, перед Рождеством Христовым, святых отец
Архимандрит Иов (Гумеров)
Разделение человечества является бедственным и трагическим. Но, Спаситель, Который пришел в этот мир, приняв человеческую плоть от Пречистой Божией Матери, вновь соединил род человеческий. (MP3 файл. Продолжительность 10:37 мин. Размер 9.8 Mb)
Люди за спиной Люди за спиной
Протоиерей Андрей Ткачев
Люди за спиной Люди за спиной
Протоиерей Андрей Ткачев
Умерли твои родители или живы, они – за спиной твоей. Это читается по чертам твоего лица, по голосу, по твоим привычкам и склонностям, короче, по той тысяче мелочей, которой пахнет живой и конкретный человек.
Как чтить предков? (ВИДЕО) Как чтить предков? (ВИДЕО)
Свящ. Георгий Максимов
Как чтить предков? (ВИДЕО) Как чтить предков? (ВИДЕО)
Священник Георгий Максимов
Неоязычники говорят, что надо чтить предков. Разберемся, что это значит и кто их действительно чтит.
Комментарии
Всеволод 1 марта 2018, 17:56
Молитва действует в обе стороны. Когда мы молимся за праведных умерших, они за нас тоже молятся; а предки у нас по большей части благочестивые, молитва о них нужнее нам, чем им. Я уверен, что и в Церковь пришёл молитвами благочестивых предков, задолго до моего рождения упокоившихся. А и за грешников надо молиться, если есть к ним любовь. А если нет любви, то нам место в аду. За весь род, конечно, молиться непосильно, так давайте молиться за кого можем.
Марина Анатольевна 1 марта 2018, 17:36
Для "Наташи Ростовой": помолиться обо всех сродниках знамых по именам и не знаемых ("имена их же веси Господи") - священный долг каждого православного христианина. А рассказать детям даже о не благовидных деяниях своих предков можно по-разному, надо иметь "христианский такт": не злорадствовать и не приукрашивать, а назидать на их примере, пусть и негативном, христианской жизни.
Людмила Михайловна 1 марта 2018, 12:38
Очень благодарна автору за эту статью: она утвердила меня в истине, что надо узнать бы побольше своих родственников. С большой любовью и благоговением всегда пишу записочки на литургию них. Вот в эту субботу великопостное поминовение всех усопших. Приходите в храмы и молитесь, православные!
Наталия Ростова28 февраля 2018, 10:29
Ольге 28 февраля 00:10. Так вот и я ж о том же! Причём пишу это чуть ли не с первого комментария...
Наталия Ростова Продолжение28 февраля 2018, 10:08
А вот вам подтверждение, чтоб не быть голословной. "Надлежит ожидать, что Писание не только удовлетворительно наставит нас о чём молиться,но и предохранит запрещениями, чтобы нам не молиться о том, о чём молитва была бы не угодна Богу. Или спросят,- не тщетна ли молитва за умерших во грехе? Ответствую! Тщетна, за умерших во грехе смертном, смертью духовною, и в сем состоянии постигнутых смертью телесной,-за тех, которые внутренно отпали от Церкви Христовой и от жизни по вере,своим неверием, нераскаянностью, решительным и конечным противлением Благодати Божией." (Св.Филарет, митрополит Московский) Вот именно это я пыталась донести! А вообще нужен комментарий священника по этой теме...
Наталия Ростова28 февраля 2018, 09:56
Давайте разберёмся в теме. Тема - "Генеалогическое древо". Значит о наших родственниках. Для начала нам надо усвоить, что на КАЖДОЙ Литургии и в КАЖДОМ храме молятся за ВСЕХ крещённых в Православии. И за усопших тоже. Далее, кто я такая брать на себя дерзновение молиться об усопшем, если я только знаю его имя и собственно больше ничего о нём? А если он самоубийца, а если Бога всю жизнь хулил и не каялся в грехах? Скажем, к примеру, я узнала, что у меня в роду были 5 маньяков, 3 насильника, 10 богоборцев и я должна о них молиться? Не всякая молитва угодна Богу. Это не я сказала, а святые отцы, Иоанн Богослов,например. Это очень тяжёлая тема для обсуждения. Продолжение следует...
Серж28 февраля 2018, 02:34
В утренних молитвах мы молимся за усопших сродников.
Ольге28 февраля 2018, 00:10
Наталье... Статья называется " Почему христианин должен знать свою генеалогию", т.е. о том, чтобы узнать имена своих предков, которые мы можем узнать из архивов и тд. Узнать о их жизни, кто они, как жили, кем были... Как вы будите молиться о них если вы и имён их не знаете? Господь говорит ... что не о всех прошу, а о тех, которые Твои" . Вы знаете кто из них были Его?Бог один знает кто Его. Надо узнавать о своих предках и молится о них, конечно, если Вы узнали, что самоубийца,или что-то ещё , то советуйтесь с батюшкой по поводу поминовения таких. "Бог наказывающий детей за грехи родителей до третьего, четвёртого колена и милующий до тысячи родов любящих Его". Помоги нам Господи.
некто27 февраля 2018, 23:02
Наталье Ростовой:Сознание своей греховности, сознание своей немощи, своего ничтожества – необходимое условие для того, чтобы молитва была милостиво принята и услышана Богом. Для правильности молитвы надо, чтобы она произносилась из сердца, исполненного нищеты духа, из сердца сокрушенного и смиренного. Святитель Игнатий (Брянчанинов)Молитва за умерших-это милостыня страждущим для тех, кто осужден. Тем более,если они твои предки или сродники."Замаливаться" не нужно.Читайте псалтирь и поминайте.Богу,такое милосердие угодно.Это, как накормить нищего. А за свои грехи, поверьте, люди ,так наказаны, что мало не покажется.Где окажемся мы?Блаженны милостивые, ибо помилованы будут! Простите.
Наталия Ростова27 февраля 2018, 19:47
Ольге и всем, кто призывает молиться за ВСЕХ усопших родственников. Сам Господь Первым дал ПРАВИЛЬНОЕ основание для молитв за других людей, избавляющее нас от обольщения и ошибок в этом деле. Вот Его слова - " Я о них молю : не о всём мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои". Евангелие от Иоанна. Иногда молитвы за усопших могут нанести большой вред молящемуся. Особенно, если не знаешь за кого молишься. Начитавшись в духовных трудах о любви и милосердии, поминающие полагают,что из милости можно поминать кого только им угодно. На самом деле здесь и кроется заблуждение. Есть смертные грехи,а вы не знаете точно о своих предках. Можно так замолиться..Я думаю, вы понимаете..
Ольга27 февраля 2018, 17:44
Абсолютно согласна с автором. Почитай отца и мать твою... сказано христианам. Родителей не выбирают. Почитайте родословие Господа Иисуса Христа. Там были не только святые, вот взять , например, Ламех - убил отца и сына и блудница была, но для чего апостолы перечисляют и святых и не святых в родословии Господа и никого не пропускают? Потому-что рождением Христа простился грех прародителей Его. Господь сам решит кому и как простить, а нам надо молится о наших предках. Кто же ещё о них помолится перед Господом?
Макаров27 февраля 2018, 17:18
Сергей Пилин : возможное наличие "нехороших" предков многих останавливает узнавать свои корни. Особенно это касается советского "сталинского" прошлого. Если американцев, англичан и прочих французов не смущает наличие в роду рабовладельцев и палачей, почему это наше "советское сталинское" прошлое должно кого-то останавливать ? Вы наверно забыли, но именно во время "сталинского прошлого" близкие родственники многих россиян отдали свои жизни на войне.
Сергей Пилин27 февраля 2018, 14:08
Обычно я не участвую в обсуждениях. Сейчас решил высказать свое мнение. Статья на мой взгляд достаточно размытая по содержанию, но в целом линия прослеживается. Согласен, возможное наличие "нехороших" предков многих останавливает узнавать свои корни. Особенно это касается советского "сталинского" прошлого. Но если мы православные люди, мы должны все принимать и за всех молиться, а за таких, как сказал один батюшка молиться как за заблудших и прося Господа рассудить их. Наше дело их знать и молиться и просить о Божьей милости.
иером. Авраам27 февраля 2018, 13:36
Увлекался генеалогией около 10 лет. Теперь знаю почти всех своих пра(4)..., а по некоторым веточкам пра(5)... Всё началось с расспросов самых пожилых членов семьи, продолжилось в архивах (метрические книги), а теперь это перешло в то, что молюсь о всех поименно - кого знаю. Поиски необременительны, а очень интересны: расширяют кругозор, улучшают знание истории и затрудняют возможность навязать мне её искажения. Но главное появилось осознанное желание в молитве выразить почтение и любовь к усопшим родным. Без них - не было бы меня. Желание узнать о своих корнях - это как желание преодолеть смерть, вырвать из небытия имена и истории жизни любимых мне людей.
Елена27 февраля 2018, 11:24
Наталья, но ведь в каждом человеке есть что-то хорошее, даже в разбойнике, только дьявол состоит из одного зла. И, кажется, автор более призывает молиться за своих предков, ведь эти молитвы помогают не только им, но и, так сказать, автоматически нам, поскольку мы с ними связаны. А отрицательные их стороны тоже полезно узнать, чтобы понять, чему мы можем быть тоже подвержены, как вышедшие из того же корня, и остерегаться этого особо.
Наталия Ростова27 февраля 2018, 09:43
Сладенько всё. Разбавлю краски водой. У автора более 4000 близких и дальних родственников. Он всерьёз думает, что все его родственники настолько замечательные, что даже восторженную статью про это написал? А если в роду были душегубцы, богоборцы, откровенные садисты? Про это в его статье нет ни слова. Очень хорошо любить своих почивших родственников, гордиться их подвигами...И совсем нелицеприятно узнать другую сторону медали...Что до меня, я знаю имена и кто чем жил, только до прапрабабушек и прапрадедушек. Вполне достойные люди. Но не уверена, что все являлись ранее таковыми. И моим детям, я не рассказала бы правду о каком-нибудь родственнике, если б узнала за него ужасные вещи...Простите.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×