Только ленивый эксперт, общественный деятель, журналист не обвиняет Русскую Православную Церковь в участии в политике.
Сумма претензий не меняется уже десятилетиями: от «преподавания религии в школе» до слишком добрых отношений с первыми лицами государства. Все это сказано уже много раз, но периодически повторяется с непререкаемой верой в свою правоту.
Что же сами политики, сохраняют ли они дистанцию от религиозных вопросов в предвыборный период?
Сама Церковь совершенно открыто и согласно своим внутренним документам заявила свою позицию в период президентской кампании.
Позиция эта проста: голосовать на выборах – не грех соучастия в «грехе демократии», а вполне нормальное ответственное поведение православного христианина. Нет, никто никого не заставляет голосовать; отказавшийся от участия в выборах не понесет канонического наказания. Но посетить избирательный участок – достойный поступок, выражение небезразличия к делам государства.
Святейший Патриарх, выступая на Высшем Церковном Совете, заявил, что «мы обязательно должны принять участие [в выборах] для того, чтобы внести свой вклад в формирование будущего нашей страны... Церковь никогда не определяет своей политической позиции, которая могла бы быть растолкована как поддержка или неподдержка той или иной политической силы».
Таким образом, Церковь заняла позицию дружественного нейтралитета по отношению ко всем кандидатам, потому что любой, по крайней мере зарегистрированный, кандидат заинтересован в явке.
А какую позицию заняли господа оппозиционные кандидаты? Ограничимся наиболее заметными из них.
Кандидат в президенты К. А. Собчак, например, искупавшись в проруби на Крещение, обвинила в программе В. В. Познера Церковь в финансовой зависимости от государства. По ее мнению, Церковь «напрямую финансируется государством».
Соответствующих строк бюджета, к сожалению, приведено не было.
Если имелось в виду финансирование восстановления храмов, являющихся объектами культурного наследия по программе «Культура России», то такое финансирование – общеевропейская «проблема».
Ведь памятники культуры – это часть поддерживаемого материально национального наследия огромного числа государств, даже самых секуляристских, таких как Франция. Про такие формы «зависимости», как сбор государством налогов в пользу церквей (Германия) или выплата зарплаты из казны, как в Дании или Бельгии, кандидат Собчак не упомянула.
Если речь идет о реализации на государственные гранты социальных проектов, то связанные с Церковью некоммерческие организации участвуют в конкурсах на равных основаниях с другими негосударственными организациями.
Но все это детали, главное – в миф о «прямом финансировании Церкви государством» вложена новая жизнь.
Кандидат в президенты П. Н. Грудинин тоже заявил, что он православный, декларировав намерение простить на Прощеное воскресенье все нечестные, по его мнению, СМИ.
Но далее коммунист Грудинин, сорвав бурные аплодисменты, в двух словах выразил свое отношение к тому, какими должны быть настоящие монахи и почему у него есть претензии к монахам из Русской Православной Церкви.
Ситуация, пожалуй, в российской действительности невиданная. Исторически коммунисты боролись с Церковью, расстреливали священников, в наши дни признавали свои ошибки, налаживали с Церковью диалог...
Но духовности монахов пока еще никто не учил, да еще и в рамках предвыборной кампании. Это было бы, наверное, сродни тому, как если бы кто-то из священнослужителей начал ставить вопрос о соответствии методов ведения бизнеса самим Грудининым основам марксизма-ленинизма.
Разумеется, предвыборные обещания и методы политической агитации конкретных кандидатов Церковью традиционно не комментируются и тем более не осуждаются.
Но приведенные немногие факты свидетельствуют, что именно политический класс России несет огромную ответственность за то, насколько Русская Православная Церковь остается силой, объединяющей или разделяющей российское общество.
Попытки выступать и нарочито «церковным», и оголтело «антицерковным» кандидатом в президенты одинаково плохи для Церкви, которая никогда не идеализировала никакую власть, но всегда матерински открывала свои двери для всех, не спрашивая партийного удостоверения или свидетельства о регистрации в качестве кандидата в президенты.
При том, что очень много клириков реально нуждаются. Не дело светской власти вмешиваться в дела РПЦ, абсолютно согласен, но люди из власти, как сопричастники Церкви, имеют возможность инициировать Поместный Собор и озвучить свои вопросы, если они есть.