Слово на заседании Высшего Церковного Совета 28 февраля 2018 года

28 февраля 2018 года в зале Высшего Церковного Совета кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил первое в этом году заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви. Открывая заседание, Святейший Владыка обратился к членам Высшего Церковного Совета со вступительным словом.

    

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, братья, сестры!

Мы открываем первое в этом году заседание Высшего Церковного Совета. Я хотел бы сказать несколько слов на тему преподавания теологии в наших учебных заведениях, в том числе в контексте наших отношений с государством и вузами.

Как вы знаете, до сих пор в обществе и медиапространстве нередко возникают вопросы об изучении теологии в светских вузах, о защите кандидатских и докторских работ в этой области, хотя мы уже многократно и, как представляется, вполне убедительно на такие вопросы отвечали. Раз они остаются, значит, нужно еще что-то сказать, нужно продолжать дискуссию. Зачем вообще государству нужна теология? Зачем финансировать подготовку теологов из государственного бюджета? Эти вопросы время от времени возникают, и необходимо, чтобы у людей не оставалось сомнений в том, что теология правомерно включена сегодня в систему научных знаний и преподается в целом ряде высших учебных заведений.

Конечно, сама постановка этого вопроса была предопределена нашим недавним прошлым, когда в течение десятилетий атеизм, по понятным причинам, исключал всякую возможность обсуждать тему присутствия теологии в системе высших учебных заведений. Даже в позднесоветские годы, когда многие гуманитарии фактически занимались богословскими проблемами, последние маскировались под философские, филологические исторические. Помню свои разговоры на эту тему с профессором Аверинцевым, который, как вы знаете, был, в том числе, прекрасным богословом и занимался специфически богословскими проблемами. Но ведь и он никогда не обозначал свои исследования как богословские, хотя по сути они были таковыми, — приходилось мимикрировать под другие виды знания.

В странах, где не было богоборческих режимов, никому и в голову не приходило отрицать научность теологии как важной части общегуманитарных знаний, — даже в так называемом социалистическом лагере. Когда мне приходилось бывать в Германской Демократической Республике, я посещал богословские факультеты университетов, встречался с профессорами и докторами богословия, в том числе с теми, кто занимал государственные должности. В ГДР никаких вопросов относительно целесообразности присутствия теологии в системе высших учебных заведений не возникало. А вот в Советском Союзе сама постановка этого вопроса была невозможна.

Теологическое образование не является частью подготовки лишь священнослужителей. Теология нужна не только в духовных учебных заведениях, но и в светских вузах, где специалисты занимаются этим предметом, будучи организационно не связанными с Церковью. Поддержка теологии государством никоим образом не ставит под сомнение принцип светскости образования, но зато является, если хотите, символическим финалом той ценностной системы образования, которое было создано не академическим сообществом, а партийными идеологами и было агрессивно-атеистическим. Осмысливая эту проблему, следует также иметь в виду, что аккредитованные духовные учебные заведения, такие как Московская духовная академия, Санкт-Петербургская духовная академия, Общецерковная аспирантура и докторантура, Оренбургская, Пензенская, Саратовская, Смоленская и Сретенская семинарии, осуществляют подготовку по государственным стандартам.

Учебниками и справочниками, изданными кафедрами научного атеизма в 1980-е годы (а ведь до сих пор научные фонды крупнейших библиотек полны именно такой литературы — никакого обновления не было),невозможно удовлетворить потребность в преподавании знаний о религии в мире, где религиозный фактор усиливается с каждым годом. 1988 год — год 1000-летия Крещения Руси — продемонстрировал всему советскому народу факт присутствия Церкви в общественном пространстве, значение религиозного фактора. Но даже это событие ни у кого не пробудило желание начать серьезное изучение теологии в системе научных знаний и высшей школы.

В прошлом году, как вы знаете, была защищена первая кандидатская диссертация по теологии. Это событие, небольшое само по себе, стало историческим, потому что было первым в высшей школе постсоветского времени. Таких исследований ежегодно должно быть, конечно, в десятки раз больше. Необходимо издание новых книг, справочных и учебных пособий по теологии для разных уровней высшей школы, в том числе при государственной поддержке. Государство поддерживает теологию, как любую другую область научного знания. Вопрос «зачем нужна теология?» звучит не менее абсурдно, чем вопрос «зачем нужна философия?» или «зачем нужна психология?» Наверняка найдутся те, кто будет утверждать, что ни философия, ни психология науками не являются. Этот спор между физиками и лириками, между гуманитариями и естествоиспытателями возник не сегодня. Нередко одна часть научного сообщества скептически относится к исследованиям, которые проводятся другой частью научного сообщества, но, тем не менее, никто не ставит вопрос об исключении таких дисциплин, как философия или психология, из сферы научных исследований.

Теология учит многому, в том числе широте взглядов и терпимости. Это может показаться парадоксом, но теологическое образование неизбежно расширяет кругозор и учит уважительному отношению к представителям иных культур. Это качество важно для любого человека, который хочет считать себя образованным.

Опять сошлюсь на Сергея Сергеевича Аверинцева. В своей работе «Богословие в контексте культуры» он писал: «богословом не может быть человек, который слишком однозначно, слишком одномерно отожествляет себя с некоторым одиозным (или даже симпатичным) идеологическим направлением и в силу этого ведет разговор исключительно с людьми, которые уже заранее — его единомышленники; которые приняли его идеологию и теперь узнают из его трудов иллюстративные подробности». Действительно теолог — равноправный участник общественных дискуссий, теоретических, философских. В этом смысле послание, которое теологически образованный человек обращает к своим оппонентам, к своим коллегам, к обществу, должно быть убедительным, поэтому люди, обладающие теологическими знаниями, должны уметь участвовать в диалоге с самой широкой аудиторией.

Убежден, что партнерство государства с традиционными религиозными общинами в деле преподавания знаний о религии — это потребность времени. И общая цель — повышение уровня научного знания в области, долго и незаслуженно находившейся на задворках науки, — сегодня очевидна и неоспорима.

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
АлександрГ. 3 марта 2018, 11:48
А почему Российская империя не смогла ответить на этот вызов? А в том числе и потому, что в свое время придушила огонек Православия. Придушила и не получила необходимых знаний. А когда Ван Дейк рисовал свои картины, и когда Шекспир писал свои произведения? Отвечаем на этот вопрос и получаем отставание в знании. И цена этого незнания оказалась просто огромной. Мы даже не отдаем отчета в том насколько она велика.
АлександрГ. 3 марта 2018, 11:44
Мы читаем труды Иустина Поповича и свт. Николая Сербского, где они говорят о том, что поступки человека определяются его духовным состоянием, уподобляя его тени. А где еще мы видим это понимание? У Ван Дейка, на одной из его картин, где за благообразными красивыми лицами, скрываются безобразные серые тени. А где еще? А еще об этом писал В. Шекспир. И это очень глубокое понимание личности в частности и общества в целом. А какая самая эффективная разведка? В числе лучших, британская. Можно ли используя это знание манипулировать человеком и обществом? Да можно. И это имеет практическое приложение. И февраль 1917 г., устроенный масонами, связанными с британской разведкой, тому подтверждение.
АлександрГ. 3 марта 2018, 11:41
Его. Потому и моральный кодекс строителя коммунизма, практически списанный с Заповедей, не сработал. И не мог сработать потому, что самим атеизмом был отключен от своего Источника, от Бога-творца. И обо всем этом, нам может говорить Богословие, ибо оно говорит не только о том, как Он устроен, но о том, что Он нам сказал.
АлександрГ. 3 марта 2018, 11:34
ценностная система. А в чем заключается третье предложение сатаны Иисусу в пустыне? А оно, говоря современным языком, заключается в предложении принять систему ценностей сатаны. А знакомы ли нам из собственной истории катаклизмы и трагедии, происходившие из-за того, что проводимые реформы и запланированные изменения вступали в конфликт с системой ценностей, разделяемых народом? Да знакомы, таких примеров просто не счесть. Это было и в Российской империи, произошло это и в СССР. И из всего этого напрашивается простой вывод: нужно беречь , охранять свою ценностную систему от воздействия, как извне, так и изнутри. Но есть, еще один момент система ценностей данная нам Господом не работает вне
АлександрГ. 3 марта 2018, 11:32
А откуда в человеке чувство справедливости? А это составная часть совести. А совесть это глас Божий, то есть ее источник - Бог. И вот в этом моменте, мы уже очень близко подходим к теологии. Дальше можно говорить о том, что это чувство обладает колоссальной силой, как созидательной, так и разрушительной. Но интересен вот какой момент. По сути, произошла политическая реформа, изменившая политическое устройство Израиля. Но если мы обратимся к Книге Судей, началу и ее концу, то мы увидим, как изменилась ценностная система Израиля. А изменилось ли, что-нибудь к лучшему в Израиле после избрания царя? Нет особых изменений не произошло. А это значит, что определяющей все изменения является именно
АлександрГ. 1 марта 2018, 12:01
Мы открываем книгу 1-ю Царств.Читаем о моменте, когда народ Израиля потребовал себе Царя. А почему это произошло?А потому, что сыновья Самуила поступали не справедливо.И если вдуматься, то говоря современным языком, эта несправедливость изменила всю политическую систему Израиля.Так на смену управления Судьями пришла иная политическая система. Но если мы продолжим эту мысль дальше, то практически все глобальные человеческие нестроения и революции, крутятся вокруг понимания справедливости.А можно ли манипулировать этим чувством?Можно ли сконструировать несправедливость?Ист-я говорит, что да можно.Нужно только оторвать это понятие от Бога.Имеет ли это практическое значение? Безусловно, имеет.
АлександрГ. 1 марта 2018, 02:21
человека, дает нам понимание самих общественных отношений. При этом, эта система знаний выходит за рамки формализованной статики, описывая динамику, то есть сам процесс. Но и это еще не все, ибо на деле эта система знаний соприкасаясь с инобытием, и является его составной частью. И вот именно в этой точке соприкосновения с Божественной реальностью, мы и получаем объемное знание о реальности, простирающейся за пределы человеческого понимания.
АлександрГ. 1 марта 2018, 02:19
Все-таки, когда мы говорим о теологии, мы несколько сужаем горизонт обсуждения. Христианство это ведь не только вероучение, но это еще и система знаний, основывающихся на Вере, но имеющая абсолютно практическое приложение. Потому, что эта система знаний, в состоянии описывать существующую реальность, не хуже, а лучше, верней и глубже, любого философского учения. Ни одна политическая теория, ни социология, как наука, ни обществознание, ни историческая наука никогда не опишут происходящие, либо происходившие общественные процессы, так как это сможет описать система знаний, даваемая нам Христианством. Ибо, эта система знаний дает нам понимание законов общественного бытия, дает нам понимание
ТАМАРА28 февраля 2018, 23:58
Слава Богу,что такие вопросы мы можем обсуждать прямо и открыто.Божией помощи всем на этом поприще.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.
×