Откройте двери Богу

    

В дни Великого поста верующий человек стремится побывать на исповеди и очиститься от грехов.

Зависимость от греха говорит о том, что человеком овладел злой дух. Но что может заставить беса выйти из человека? И почему этот же нечистый дух может не только сам снова вселиться в душу, но еще и привести несколько более злых бесов, так что человеку становится намного хуже, чем прежде (см. Мф. 12, 45)? Становится пристрастен разным грехам.

Под бесом, живущим в душе, подразумевается его действие на человека через ту или иную страсть, рабское подчинение ей. Если однажды человек решает разорвать эти путы, изменяет свою жизнь и перестает уступать этой страсти, тогда бес отступает от его души. Алкоголик прекращает пьянствовать, расхититель — воровать, распутник — блудить, игроман — поддаваться азарту.

Человек избавляется от явного порока и доволен собой, ведь он победил свою страсть! Поставил себе цель — не пить, и бросил. Решил поститься строго, без послаблений, и одолел чревоугодие. Но потом оказывается, что этой победы мало. Ведь покинувший душу бес не исчез, не обратился ни во что. Он продолжает существовать и все это время ищет, но нигде не находит себе покоя (см. Мф. 12, 43). И если человек ведет себя беспечно, упиваясь одержанной победой, то, как сказано в притче, это рано или поздно обернется трагедией для мнимого победителя.

Христос предупреждает, что такая беда случается, когда душа, которую оставил бес, подобна никем не занятому жилищу, в котором наведены чистота и порядок (см. Мф. 12, 44). Дом выметен и убран: душа очищена от порочной зависимости, грех больше не мучает и не позорит человека – характеристики, казалось бы, положительные. Но этот дом не занят — вот отрицательная характеристика, которая перечеркивает все результаты человеческих усилий.

Кем же должен быть занят дом нашей души? – Духом Святым, Христом Богом. Мы ежедневно взываем в молитве «Царю Небесный»: «прииди и вселися в ны». На каждой Литургии священнослужитель просит «приити Духу Святому на ны и на предлежащие Дары сия». Мы постоянно призываем Святого Духа, чтобы Он пришел, вошел, вселился в нас. И Сам Господь говорит: «Се, стою у дверей и стучу, кто откроет, к тому войду» (ср. Откр. 3, 20).

Если человеческую душу не занимает Господь, ее тут же заселяют иные духовные сущности — темные, лукавые. Душа, так же, как и тело, нуждается в пище для своей жизнедеятельности. Она получает ее или через соединение с Богом, когда Сам Господь становится для души живительной пищей и питием, или через соединение с демонами, которые наполняют ее губительными ядами: страстями и грехами. Даже незначительное, но постоянное отравление души в конце концов губит ее.

Еще в ветхозаветные времена святой пророк Давид призывал уклоняться от зла и творить благо (см. Пс. 33, 15 и 36, 27). Не получится только уклониться от зла (избавиться от страсти), но не творить благо, пытаясь удержаться на некой «нейтральной полосе» между добром и злом. А некоторые пытаются, рассуждая: «Мне Бог не нужен, но такая-то страсть мешает моему здоровью, моей карьере или моему внешнему виду, и я приложу все силы, чтобы от нее избавиться».

Мало ли по каким причинам человек стремится жить более правильно! Но если у него нет желания вкусить благодати Божией, открыть Христу дверь своего сердца, а есть только стремление избавиться от порока для решения преходящих задач своей жизни, то человек исправляется лишь внешне. Строго следящий за своим здоровьем человек, мужественно отсекающий все вредные привычки, бывает так же далек от Бога, как и заядлый алкоголик или блудник.

Точно так же бесполезным бывает приобретение внешних достоинств. Человек может сделать головокружительную карьеру, преуспеть в одной области, другой, третьей, заработать большой капитал, авторитет среди людей и при этом быть лишенным внутреннего мира и терзаться тревогой, завистью, ненавистью, как и человек асоциальный, ничтожный в глазах общества. Следовательно, если земные труды не связывают нас с Богом, не являются проявлением служения Ему, они бессмысленны, ибо не привлекают и не удерживают благодать Божию в доме нашей души.

Никакие усилия, порой очень нелегкие, по изменению себя ради временных целей не освобождают человека от власти беса, порочного навыка. Даже по виду оставив человека, страсть продолжает владеть его душой. Это проявляется в ее способности ожить с новой силой. Когда человек не стяжал, по выражению преподобного Серафима, «дух мирен», то в него вновь вселяется дух нечистый и приводит с собой вереницу других бесов.

Таким образом, именно цель, ради которой человек побеждает свои грехи и страсти, и есть тот главный пробный камень, от которого зависит, будет ли результат его усилий положительным. Если человек боролся со своими страстями не ради Христа, а по любым другим причинам, это в итоге не только не принесет пользы, но навредит: семь иных злейших бесов беспрепятственно вселятся в его душу.

Когда же на самом деле человек может избавиться от бесов-мучителей? По словам преподобного Антония Великого, это произойдет, когда он увидит, осознает свои грехи и страстные привязанности, раскается в них и попытается изменить свою жизнь ради приближения ко Христу, ради стяжания Святого Духа. Когда человек начнет думать об угождении Богу, а не себе, тогда он перестанет обращать внимание на лукавые внушения беса, взаимодействовать с ним, подчиняться ему. Только неся свой крест (ведя борьбу с грехом) и следуя за Христом, человек уходит все дальше от бесов. Такой настрой человека окажется не по духу бесу, и он не в силах будет оставаться в человеке.

Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Храм Новомученников Церкви Русской. Внести лепту
Комментарии
Тамара21 марта 2018, 20:23
Очень трудно переступить ту черту в которой ты жил. Работала, работала и работала. В церковь хожу, но служба очень затянута. Поэтому люблю храм, когда очень мало людей. никто не делает замечания.
Вероника14 марта 2018, 20:04
В пост особенно нужна поддержка! Ловлю каждое слово ! Спаси Господи и помоги- особенно слабым духом!
Александр.11 марта 2018, 00:03
И вас храни Господь.)))
Татьяна, Попова 9 марта 2018, 10:29
СПАСИБО ВСЕМ! ТАКАЯ ПОМОЩЬ И РАДОСТЬ И СЛЕЗЫ ОТ ЭТИХ СТРОК.
Фотиния 6 марта 2018, 18:16
Спаси Вас Господи, владыка Климент, за наставление!
АлександрГ. 6 марта 2018, 13:11
Спасибо, Владыко. Это действительно так, человек слаб. Нет в нем сил, чтобы победить злых духов. Только Святый Дух, наполняя душу и сердце человека, одолевает их. И еще, раз спасибо. А знаете, на какую мысль Вы меня сейчас натолкнули? А ведь это служение священника, подавать своей пастве крипичики из которых строится храм души. Подавать и подсказывать, куда какой кирпичик положить, но прежде как вылепить его. Так, что священник это не просто служащий, это еще и творец. Еще раз спасибо и храни вас Бог.
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBook ВКонтакте Яндекс Mail.Ru Google или введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.
×