Православный календарьПравославный календарь
Митр. Иларион (Капрал; ☦16.05.2022): Мы счастливы, что достигли единства
Для меня прошедшие с тех пор 15 лет – это годы радости. За прошедшее с тех пор время я ни разу не пожалел об этом.
Исихасты из Долины келлий
Богдан Лупеску
В этой безвестной расселине еще обитают отшельники — в XXI веке! Очаг исихазма, оторванный от мира.
Про «ересь русского мира»: есть ли она? (ВИДЕО)
Священник Георгий Максимов
Разбор Декларации об учении о «Русском мире» и письма ряда клириков УПЦ о «церковном трибунале».
Воспитанники Псково-Печерской семинарии о своей духовной школе (+ФОТО)
Я даже не рассматривал другие варианты кроме Псково-Печерской семинарии. Меня будто тянуло сюда на каком-то подсознательном уровне.
Шесть идей-рецептов из жизни замечательных семей
Анна Сапрыкина
«Замечательные» родители были внимательны к детям, умели и хотели их слышать, но вовсе не устраивали из этого «час господства ребенка».
«Я был мертв, и се, жив во веки веков» (Откр. 1, 17–18)
Священник Валерий Духанин
Тирания разложения вдруг преобразилось в благоухание жизни от Жизни, пролившей слезы над гробом любимого друга.
«Меня всегда привлекало единство духа»
Ольга Полторак
Я решила исполнять только те композиции, которые сама аранжировала – не перепевать ноты, а создавать песни самой.
Диакон Нектарий Янгстон: «Я взял икону, и из нее струйками потекло миро»
Эту икону продавали на распродаже за 20 долларов, потому что посчитали слишком темной.
Счастливые семьи: девять общих черт согласно христианской традиции и… Брюсу Фейлеру
Анна Сапрыкина
Соотнесем мои выводы с «рецептами успешности» из книги Брюса Фейлера «Agile в семье».
«От слов своих осудишься»: трагедия Пелагеи Бубновой
Дмитрий Михайлов
Эта банальная ссора могла кончиться примирением, а закончилась доносом…

Слово в субботу четвертой седмицы Великого поста после Литургии в Даниловом ставропигиальном монастыре

17 марта 2018 года, в субботу четвертой седмицы Великого поста, день памяти святого благоверного великого князя Даниила Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию св. Иоанна Златоуста в Даниловом ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

    

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы празднуем память преподобного и благоверного князя Даниила Московского, сына Александра Невского, — князя, который соединил свою жизнь с градом Москвой и предпринял первые шаги к возвышению сего града.

Из жития князя Даниила, из летописей мы знаем, что он очень отличался от всех прочих русских князей. Ему довелось жить в XIII веке, одном из тяжелейших в истории нашего народа. Именно в этом веке был разрушен Киев, «мать городов русских», столица великого Русского княжества. Никаких укреплений вокруг Киева не осталось, любой мог ворваться в его пределы и чинить зло, и этот город по сути перестал быть центром русского государства, хотя великие князья, вынужденные переехать на северо-восток Руси, по-прежнему сохраняли титул Киевских. Притесняемые с востока Ордой, которая поощряла внутренние столкновения и феодальные распри, русские князья пребывали в состоянии междоусобной вражды, разрывавшей единство Руси. Каждый, кто участвовал в этой борьбе, считал, что чем сильнее он досадит врагу, тем больших благ он для себя добьется — захватит земли, присоединит их к своему княжеству, станет более могущественным. Но в этом огнедышащем котле человеческих противоречий, взаимной неприязни и подозрений, открытой междоусобной вражды образ князя Даниила Московского представляется чем-то совершенно особенным, почти чудом.

Святой князь Даниил не желал участвовать в междоусобной брани. Даже когда князь Рязанский Константин Романович, пригласив к себе татар, замыслил выступить против князя Даниила, тот по милости Божией разгромил рязанское войско и вместе с ним союзных ему татар. Но князь Даниил не разграбил града Рязани. Он не сделал ничего, что запятнало бы его как участника междоусобной брани, кровавого правителя. Он не получил никакой материальной выгоды от того, что остановил агрессию князя Рязанского. Он не преступил нравственный закон, не обогатился за счет брата своего, не разграбил его земли, не принес страдания рязанскому народу. В определенном смысле победа Даниила, князя-миротворца, стала первой победой над татарами, пусть в составе рязанского войска. А затем произошло еще одно очень значимое событие в нашей истории — князь Переславль-Залесский Иоанн Дмитриевич скончался, не имея наследников, и завещал Переславль-Залесский князю Даниилу. Тогда Переславль-Залесское княжество было намного более значительным, чем Московское, и, казалось бы, князю Даниилу следовало перебраться из Москвы в Переславль-Залесский, но он этого не сделал. Князь Даниил остался в Москве, и мирное, без всякой брани, присоединение Переславль-Залесского княжества оказалось первым в череде многих событий, приведших к объединению русских княжеств вокруг Москвы. И мы знаем, что этот сложный процесс завершился при великом князе Иване III, великом государе, как назвал его наш народ.

Вот такие два эпохальных события произошли в жизни преподобного и благоверного князя Даниила. Он не был грозным полководцем, он умел смиряться и умел любить. Когда мы говорим о любви как высшей христианской добродетели, многие не могут понять, как можно любить чужих людей, как вообще можно любить кого-то, кроме родных и близких, да и тех не всегда. Но в Евангелии от Иоанна мы находим слова, которые помогут нам понять, как научиться любить: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей» (Ин. 15:10). Не надо напрягать психику, нервную систему, не надо заставлять себя кого-то любить, — каждый из нас знает, что такое искусственное напряжение внутренних сил к любви не приведет. Ведь любовь приходит неожиданно, когда мы чувствуем в сердце особенное отношение к другому человеку, осознавая, что он тебе особенно близок. Это внутреннее состояние невозможно создать ни молитвами, ни постом, ни напряжением внутренних сил или некими духовными практиками, как в некоторых христианских конфессиях. Искусственно высечь пламя любви невозможно, но Господь говорит нам: «Поступайте проще. Просто исполняйте Мои заповеди, и любовь придет к вам, так что вы пребудете в Моей любви».

Слова апостола и евангелиста Иоанна относятся и к преподобному и благоверному князю Даниилу. Ведь князь занимался государственными делами, у него было много хлопот и по устройству жизни города Москвы, и по обеспечению безопасности Отечества. Но он исполнял Божественные заповеди, и любовь Божия возгорелась в его сердце. Именно поэтому он не поднимал руку и не выступал против тех, кто становился его врагом, но препобеждал конфликты любовью.

Удивительная заповедь Христова была исполнена в жизни святого благоверного и преподобного князя Даниила, но и сегодня мы можем жить по Божиему закону, по Его заповедям, что не только приведет нас в Царствие Божие, но уже здесь, в этой земной жизни, поможет стяжать любовь, а значит, приобрести великую силу. Великий пример благодатного и многоплодного устроения такой жизни являет нам благоверный и преподобный князь Даниил, чье имя мы сегодня молитвенно вспоминаем в его святой обители. Аминь.

Рейтинг: 9.8 Голосов: 35 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!
Комментарии
Здесь вы можете оставить к данной статье свой комментарий, не превышающий 700 символов. Все комментарии будут прочитаны редакцией портала Православие.Ru.
Войдите через FaceBookВКонтактеЯндексMail.RuGoogleили введите свои данные:
Ваше имя:
Ваш email:
Введите число, напечатанное на картинке

Осталось символов: 700

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×