21 марта 2018 года в Сергиевском зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла состоялось очередное заседание Президиума Общества русской словесности. Предстоятель Русской Церкви выступил с докладом об основных итогах деятельности Общества в истекшем году.
Уважаемые члены Президиума Общества русской словесности, руководители рабочих групп, гости!
Сердечно приветствую всех вас на нашем очередном собрании. Почти два года прошло с даты образования нашего Общества. И если первый год нашей работы был посвящен погружению в проблематику и постановке целей и задач, то следующий год — 2017-й — ознаменовался целым рядом знаковых событий, которые можно смело отнести к положительным практическим итогам нашей деятельности.
Ранее мы отмечали, что существует достаточно большое число государственных и общественных организаций, занимающихся вопросами развития, сохранения, продвижения русского языка и русской культуры. Однако проблемой оставалась, да и отчасти остается сейчас разрозненность, нескоординированность их действий, хотя усилия всех были направленны на достижение одной благой цели.
Общество русской словесности поставило себе целью выступить объединяющим началом, консолидировать деятельность этих организаций, усилив таким образом эффект от общих взаимосвязанных действий. Сердечно благодарю всех, кто поддержал наши начинания, откликнулся на призывы и напутствия участников первого Съезда Общества русской словесности, кто активно содействовал организации нашего сотрудничества. Я назову некоторые из них: Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство культуры России, Россотрудничество, Российская академия образования, Ассоциация учителей русского языка и литературы, Общественная палата, Общероссийский народный фронт, Гильдия словесников, Российский книжный союз, наши ведущие университеты и многие другие организации.
Кроме того, сегодня мы можем говорить, что в деятельность Общества русской словесности вовлечены граждане, в том числе проживающие в регионах Российской Федерации. Созданы и начинают работать региональные отделения в десяти регионах во всех федеральных округах Российской Федерации, в том числе в Республике Крым.
Перечислю регионы, готовые открыть свои отделения: Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Ростовская область, Томская область, Свердловская область, Новосибирская область, Ставропольский край, Приморский край.
Педагогическую и родительскую общественность чрезвычайно волновал вопрос содержания школьного образования по гуманитарным предметам. Обеспокоенность по этому поводу выразили в том числе участники первого Съезда Общества русской словесности. И они были услышаны теми, от кого решение данного вопроса зависело.
К настоящему времени разработано содержание образования по всем предметам школьной программы. Свой вклад в эту работу по русскому языку, литературе, родному языку, русскому языку как родному внесли участники Общества русской словесности.
В частности, этой задачей занимался созданный на площадке Общества русской словесности «Пушкинский союз».
В рамках «Пушкинского союза» было проведено несколько форумов, участниками которых стали руководители творческих союзов Российской Федерации, ректоры и студенты творческих и педагогических вузов, учителя общеобразовательных школ, представители органов государственной власти Российской Федерации, актеры и режиссеры, представители масс-медиа, Российской академии наук и Российской академии образования, представители Русской Православной Церкви.
В результате обсуждений участники вышли далеко за рамки поставленной задачи. Появились не только предложения по перечню произведений русской классики, обязательных для изучения в школе, но и целая неформальная программа по приобщению подрастающего поколения к русской классике.
Отмечая вклад Общества в работу по наполнению школьных стандартов по русскому языку и литературе, бесспорно, мы отдаем должное тем усилиям, которые приложены Министерством образования и науки Российской Федерации и лично Ольгой Юрьевной Васильевой. Мы знаем, что сейчас состоялось обсуждение новых стандартов на совете при Министерстве, а также, что в ближайшем будущем в школу будет возвращен устный экзамен по русскому языку. Это очень большое достижение и благо. Уважаемая Ольга Юрьевна, мы попросим Вас более подробно и компетентно рассказать нам об этой работе.
Члены Общества русской словесности, в том числе и присутствующие здесь члены Президиума Общества, являлись непосредственными участниками разработки Концепции национальной программы детского и юношеского чтения. Проект стал весьма успешным уже на стадии разработки. Ожидаем, что и программа, разработанная на основе этой Концепции, станет столь же успешной и результативной.
Уважаемые участники собрания! Всё, перечисленное выше, это небольшая, но очень значимая часть нашей работы. Напомню, что в структуре Общества русской словесности созданы и действуют восемь тематических рабочих групп. Об итогах их деятельности мы услышим сегодня соответствующие сообщения.
К сожалению или к счастью, решение конкретных задач не приводит к уменьшению объема работы, а наоборот, парадоксальным образом его увеличивает. Вот и для нас появились новые вызовы, на которые в рамках нашей деятельности мы можем постараться отреагировать.
Правительством Российской Федерации разработана и реализуется масштабная программа строительства школ. Разработаны общие архитектурные решения для школьных зданий, стандарты оснащения школ. Однако вопрос стандарта оснащения школьных библиотек как новых школ, так и уже существующих, остается открытым. Помощь в решении этого вопроса вполне вписывается в рамки наших задач. Тем более, что в структуре Общества русской словесности есть рабочая группа по разработке критериев и порядка комплектования библиотек образовательных организаций.
Конечно, доступ к книгам, находящимся в больших государственных библиотеках, посредством сети Интернет сегодня не представляет проблемы. Но традиционная, печатная, бумажная книга в каждой, даже самой маленькой отдаленной сельской школе должна быть доступна каждому ребенку. Это будет способствовать в том числе и развитию семейного чтения.
Давайте возьмем на себя труд скоординировать работу по созданию проекта такого стандарта.
Хотел бы внести для обсуждения еще одно предложение. Тема весьма деликатная, но замалчивать ее было бы неправильным. Это тема связана с качеством обучения русскому языку в регионах Северного Кавказа. Известно, что выпускники школ, расположенных в этих регионах, показывают, к сожалению, невысокие результаты по русскому языку, русской литературе, что не может не беспокоить, и вот почему. Это сказывается на возможности выпускников школ поступать в соответствующие вузы, где высокие требования, в том числе — к знанию русского языка. Поэтому наш интерес к преподаванию русского языка в этих регионах обуславливается, в первую очередь, заботой о выпускниках этих школ. Некачественное обучение русскому языку не только ставит в неравные условия выпускников при поступлении в вузы и колледжи, но еще и понижает статус русского языка, играющего ключевую роль в объединении российской нации и являющегося важнейшей составляющей культурного кода нашей страны. Конечно, руководство республик Северного Кавказа принимает меры к исправлению этой ситуации. Однако очевидно, что здесь нужны помощь и содействие, прежде всего, в обеспечении качественными квалифицированными педагогическими кадрами, в частности учителями русского языка и литературы. Как это сделать, какие ресурсы нужно задействовать, какой вклад может внести Общество русской словесности, — предлагаю об этом подумать.
Все, изложенное мною, формирует объемную повестку дня. Приглашаю вас, уважаемые коллеги, к конструктивному обсуждению поставленных и других вопросов, которые будут возникать после выступлений наших коллег. Благодарю вас за внимание.