Православный календарьПравославный календарь
Как бывший ректор Пятидесятнической семинарии принес Православие в Пуэрто Рико
Свящ. Григорий Юстиниано
Я так плакал, что мои очки были полны слез. Это были смесь счастья и святости – того, что я давно искал.
«Чаёк с мощами»
Произносил ли старец Николай Гурьянов слова «мощей нет, их сожгли» про останки Царской семьи?
То, что сейчас преподается нам как откровение старца Николая, на самом деле является некими духовными фантазиями рабы Божией Нины, которую никто никогда не видел.
«Христианство самодостаточно и не нуждается в каких-то особых формах и начинках»
Мон. Софроний (Вишняк)
Мы не доверяем Церкви – столпу и утверждению истины – и излишне оптимистично смотрим на человеческие возможности познания.
Антрополатрия в эпоху постмодерна, или О «богообщении» прот. Вячеслава Рубского
Прот. Вадим Леонов
Предлагается радикальная смена религиозной парадигмы – перейти от взаимодействия с Богом к взаимодействию с людьми и самим собой.
«Человеческая душа жива лишь тогда, когда ищет Бога»
Митрополиту Тихону — 65!
«Фолк-кэмп», или Две недели погружения в фольклор
Арсений Симатов
Чем больше соотечественников станут причастны к нашей традиционной культуре, тем крепче надежда, что русский народ продолжит свое бытие на земле.
Ответ прот. Вячеславу Рубскому: достоинства «нового платья короля»
Прот. Вадим Леонов
В нашей дискуссии я обращаюсь к о. Вячеславу как православный священник к православному священнику.
Доктор
Марина Поздеева
Столичный доктор лечил лучше здешних лекарей. Поднимались на ноги те, кто и не надеялся… А денег не брал.
О русском духовенстве накануне революции
Воспоминания свт. Мардария Ускоковича
В первые месяцы русской революции во многих епархиях происходил феномен, на первый взгляд казавшийся удивительным. Священники собирались излить ярость на своих архиереев. Мне не раз пришлось наблюдать подобные сцены, но меня это не удивляло.
Как Бог через людей мне помогал в самых трудных жизненных обстоятельствах
Алексей Петрович Арцыбушев
Я принял решение: пусть я здесь, в этом ящике, должен умереть, но только чтобы из-за меня никто не сел.

Мы не в муравейнике

    

Как-то одному монаху подарили яичко. День был постный, но ему очень захотелось съесть его. А как приготовить? В келье для этого ничего не предусмотрено. Положил он яичко в ложку и стал на свечке жарить. Тут игумен к нему заходит и спрашивает: «Брат, что это ты делаешь?» Монах тут же нашелся: «Прости, отец, бес попутал». И вдруг бес из угла кельи подает голос: «Это не я! Я бы до такого никогда не додумался».

Это, конечно, анекдот. Но не без глубокого смысла: человеку всегда хочется найти оправдание своим поступкам. Всегда виноваты или люди, или обстоятельства, или бесы, но не он сам. Эта способность на «автомате» придумывать себе оправдания, тренируется у нас с раннего детства. Она связана с коренным, основополагающим человеческим инстинктом самосохранения: во что бы то ни стало защитить себя, спасти любой ценой. На этом инстинкте строится жизнь человека, пока он не становится верующим. Верующий уже не поставит свои личные интересы на первый план, потому что для него появляются вещи более важные, нежели сохранение своей жизни любой ценой. Человек становится способен взять на себя ответственность, даже если он невиновен.  

Понятия вины и ответственности надо разделять. Если человек в какой-то ситуации не виноват, это еще не значит, что он не отвечает за нее. Пусть даже он оказался в этом положении не по своей вине. Например, кто-то идет по улице и видит, что стоит коляска с младенцем, а вокруг – никого. Это не его вина, не он там оставил ребенка. Но он отвечает за то, как поступит в этой ситуации: остановится, вызовет полицию, поищет родителей, пройдет мимо, возьмет ребенка к себе.

Человек в такой ситуации оказался невольно, но на него ложится ответственность за то, как он поступит. Попытка пройти мимо, то есть освободиться от ответственности по причине того, что он в чем-то не виноват, – не проходит. Поэтому нет смысла рассуждать, кто виноват, кто не виноват, надо думать, как правильно поступить в данной ситуации.

И здесь Господь спросит с нас не по нашей вине, а по нашей ответственности. Мы оказались в такой-то ситуации – как мы поступим, если у нас есть свобода выбора? За это мы и ответим перед Богом. Если можно помочь, это надо сделать. Если пройти мимо там, где можно помочь, это будет грехом, хотя человек совершенно не виноват в этой ситуации. Если помнить о том, что надо разделять вину и ответственность, легче будет приучить себя быть ответственным и отвечать за свои поступки в той или иной ситуации.

Однажды я был свидетелем диалога двух людей. Один из них рассуждал о том, что принцип иерархичности лежит в основе устроения всех живых сообществ, и нигде нет равноправия, а всюду – иерархия и подчинение. Одни трудятся на других, и только так выживают все. Взять тех же пчел или муравьев – какая у них строгая иерархия, какое разделение прав и обязанностей! Есть, к примеру, муравьи, которые рождаются только для того, чтобы пожертвовать собой в случае опасности для всего муравейника. Они – своеобразные камикадзе. И наш человеческий социум так же несправедливо устроен: всегда были, есть и будут богатые и бедные. Одни проживают свою жизнь в комфорте, не зная счета деньгам, другие подсчитывают каждый рубль и думают, как исхитриться, чтобы прокормить детей до следующей зарплаты.  

И тут другой собеседник высказал совершенно правильную с богословской точки зрения мысль: муравей или пчела не могут выбирать, как жить, они «запрограммированы» на определенное поведение и следуют ему. И только человек, независимо от своего положения, может выбрать, как ему действовать в любой ситуации. Потому что у него есть свобода. Он может взять на себя ответственность и понести ее. А может пройти мимо, по принципу: моя хата с краю, ничего не знаю.  

Правда, человек забывает или не хочет знать, что в этом мире ни у кого нет никакой своей «хаты с краю». И это не потому, что «земля круглая». А потому, что есть Господь, который все дал, и все вокруг Его – Господня земля и все наполнение ее (см. Пс. 23), и есть дьявол, который, как говорит Писание, был низвергнут с небес как молния и стал «князем мира сего», потому что узурпировал власть над землей и над людьми. Но Господь Своей смертью и воскресением сделал ничтожными все претензии дьявола на господство. И теперь он узурпирует власть настолько, насколько человек ему это позволяет. А это уж каждый решает для себя сам.

Когда блудный сын получил от отца некое имение – дар и с этим даром ушел от отца, он решил, что теперь он сам по себе. Но так не бывает. Там, на чужой земле, он становится рабом, потому что нет нейтральной территории. Сын мнил, что может быть каким-то автономным существом, но не получилось. Он оказался в рабстве у сатаны и в этом своем горьком положении, чтобы не умереть с голода, желал хотя бы корма для свиней, но и того ему вдоволь не давали. Хотелось много скотской пищи, а ел лишь сколько дадут. Это обычное дело, когда человек хочет получать по своим страстям какие-то прелести мира, удовольствия, все большее удовлетворение своих хотений при всем кажущемся разнообразии желаний, а они довольно стандартны и однообразны у всех. Но дьявол – опытный игрок, на его территории его не проведешь. От каждого он потребует игры по своим правилам – платы за полученные удовольствия.

Каждый человек в этой жизни определяется, на чьей территории он хочет быть: на Божьей и с Богом, или на оккупированной дьяволом. Если последнее, то человек не обращается к Богу, а остается в своей обыденности, в страстях, в общении с бесами. Потому что ему так нравится, он так привык, он хочет быть «как все», он не склонен к переменам, а перемены – это хлопотно, трудно, неприятно. Или же человек изо всех сил старается вырваться с территории врага, отбивается от него всеми способами: молится, трудится, хватается за ризу Господню, взывает к Богу: «Буди милостив мне грешному, не оставь меня!» И Отец тут же бежит ему навстречу и принимает в Свои объятья.

Рейтинг: 9.7 Голосов: 2661 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Псковская митрополия, Псково-Печерский монастырь

Книги, иконы, подарки Пожертвование в монастырь Заказать поминовение Обращение к пиратам
Православие.Ru рассчитывает на Вашу помощь!

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • Православный календарь на каждый день.
  • Новые книги издательства «Вольный странник».
  • Анонсы предстоящих мероприятий.

Новинки издательства
«Вольный Странник»

Новые материалы

Выбор читателей

×