Христос Воскресе!
Пришло время, братья и сестры, и мы вновь произносим эти долгожданные слова. Возможно ли в полной мере высказать, что они значат для нас? Пасхальное приветствие – это вхождение в иную реальность, всегда новую реальность Воскресения. Это погружение в океан радости, волны которого накрывают с головой и заставляют ликовать даже самого взвешенного, спокойного человека.
На что похожа Пасха? На электрический разряд молнии, мгновенно освещающий все вокруг так, что нигде не остается никакой тьмы. На внезапно прорвавшую плотину, взрывающуюся брызгами пенящейся воды. На стремительный порыв весеннего ветра, с грохотом растворяющий заклеенные на зиму окна. Явилась сама жизнь, победившая смерть, – и все вокруг оживает, воскресает. И мы тоже, услышав пасхальное приветствие, отряхиваем накопившуюся усталость, отгоняем уныние и, еще не веря случившемуся, отвечаем: «Воистину Воскресе!»
И, конечно же, красоту и глубину пришедшего праздника нам помогает ощутить богослужебное чтение из Священного Писания. С наступлением Пасхи Церковь открывает Книгу Деяний, которая отныне будет сопровождать нас в течение всего попразднства. Почему же именно эта книга и никакая другая? Ответ на этот вопрос, как и на многие другие, мы получим, рассмотрев сам текст Деяний. Итак, перед нами пасхальное апостольское зачало: первые восемь стихов из Книги евангелиста Луки Деяния Святых Апостолов.
«Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала» (Деян. 1:1). В церковнославянской Библии переведено точнее: «Первое убо слово сотворих о всех, о Феофиле, яже начат Иисус творити же и учити». «Первое слово», о котором говорит Лука, есть его Евангелие, в котором он написал о том, «яже начат Иисус творити же и учити». Обратите внимание: Иисус начал творить и учить, а кто же продолжил? Продолжила Церковь, «которая есть Тело Его» (Еф. 1:23), и Она же будет продолжать это служение до конца времен. Дела и учение Церкви есть продолжение дел и учения Христовых. Творит ли Церковь милостыню – это благотворит Христос; священнодействует ли Церковь – Христос совершает Таинства; учит ли она – говорит устами Христовыми.
И вот мы уже видим ответ на наш вопрос о Книге Деяний. В пасхальные дни эта Книга читается потому, что начавшиеся в ней события продолжаются и сейчас. Вознесение Господне, которым заканчивается Евангелие и начинаются Деяния, полагает конец евангельской истории и дает начало истории церковной. Деяния – это, условно говоря, неоконченная Книга. В конце ее нет слова «аминь». Все мы являемся ее участниками, продолжающими Христово дело. И подобно тому, как дверца Ноева ковчега перед концом первого мира была закрыта Богом, так и «аминь» нынешней мировой истории скажет Сам Христос.
Святой Лука продолжает свою мысль: «До того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием» (Деян. 1:2–3).
Христос являлся ученикам сорок дней не только для беседы, но и чтобы удостоверить их в Своем Воскресении, ибо некоторые из них сомневались (см. Мф. 28:17). Так же Он будет являться в эти дни и нам, братья и сестры, в Таинстве Тела и Крови Его; будет являться каждый день после Пасхи, ибо в это время уже начинается обычное ежедневное служение Литургии. После будних дней Великого поста, в которые Таинство Евхаристии не совершалось, Церковь как бы спешит насытить нас этой небесной пищей, чтобы мы в полной мере почувствовали присутствие Воскресшего Господа.
Часто спрашивают: как подольше сохранить в душе ощущение праздника, как не растерять пасхальную радость в мирской суете? Вот самый лучший путь: по возможности частое участие в Литургии на Пасхальной седмице. Церковь зовет уставшего от постных подвигов христианина насладиться благодатной Трапезой, не утруждая его на богослужении земными поклонами и чтением покаянных молитв. И чем строже постился человек в Святую Четыредесятницу, тем более наполнится этот очищенный сосуд радостной благодатью Пасхи. Не будем же, христиане, разменивать уникальное время Светлой седмицы на застолья, безделье и болтовню. Христос ждет нас в храме, чтобы явиться нам и говорить о Царствии Небесном.
«И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» (Деян.1:4–5).
«Собрав их...» Христианство изначально рождается как явление общинное. Как христианства нет без Церкви, так и Церкви нет без общины. Христос собирает людей не только для того, чтобы они имели личностное богообщение, но и чтобы открыть христианам чудо церковного единства, подарить людей друг другу. Церковь Христова – это единство любви, это духовная семья, собранная не только для небесной трапезы – Чаши Господней, но и для того, чтобы не быть одинокими в этом мире, чтобы идти ко спасению вместе, взявшись за руки. Как же печально сегодня выглядит наше «индивидуалистичное» христианство, христианство не общины, но прихода. Приход – это пришел, помолился, ушел, даже не посмотрев в лицо человеку, стоявшему на службе рядом с тобой. А община – это единый организм, в котором люди знают друг друга, служат друг другу «каждый тем даром, какой получил» (1 Пет. 4:10), и учатся любить не только Христа, но и друг друга. В Книге Деяний мы неоднократно будем читать о таких общинах, основанных апостолами и их учениками.
«Не отлучайтесь из Иерусалима...» Наступивший праздник вместе с новой радостью несет также и новые искушения. Человека подстерегают плотоугодие, потеря духовной трезвости, расслабление. Гораздо труднее сохранить себя в чистоте в период праздника, чем в суровое время поста. «Не отлучайтесь из Иерусалима», – предупреждает нас Спаситель, т. е. не отходите от благодати, не теряйте приобретенного великопостными трудами, не оставляйте молитвы, пребывайте в духовной бодрости. Заслуженный отдых не должен послужить причиной падения. Стены Иерусалима – трезвение, внимание, молитва – да сохранят нас от всякого врага, чтобы мы, пребывая в чистоте, ожидали «обещанного от Отца» – крещения Духом Святым.
«Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:6–8).
Как мы видим, апостолы проявили здесь общечеловеческую немощь, которая заключается в желании сделать мир лучше, меняя его с внешней стороны. Чего хотели апостолы? Государственного переворота. Как и все иудеи того времени, они мечтали свергнуть римскую власть и поставить новую, иудейскую. Но что отвечает им Спаситель? Он говорит о внутреннем перевороте человеческой души – о революции духа, а не о политических преобразованиях. «Примете силу», – пророчествует Христос, предвещая им духовное обновление Пятидесятницы. Потому что Господь ищет «не нашего, а нас». «Сыне, даждь Ми твое сердце» (Притч. 23:26), – просит Бог у человека. Только с внутреннего переворота моей собственной души может начаться обновление мира. «Прими силу от Господа, изменись сам – и мир вокруг тебя начнет меняться. Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи» – возвещает человеку христианство.
А что же израильское государство? Апостолы должны будут покинуть его, чтобы проповедовать всему миру, ибо христианство не знает национальных или территориальных границ. «Сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли», – предрекает Господь, разбивая тем самым всякие фантазии о построении Царства Небесного на земле силою мирской и мудростью человеческой. Царство Небесное внутри нас, и о нем мы призваны свидетельствовать «даже до края земли». Именно там, на краю земли (в иудейском представлении) – в Риме, Патрах, Иераполе, в землях Индии, Сирии, Кавказа, нашли апостолы свою кончину, утверждая фундаментальную христианскую истину, выраженную словами апостола Павла: «не имамы бо зде пребывающаго града, но грядущего взыскуем» (Евр. 13:14).
На этом пасхальное апостольское чтение завершается. Завершается как бы на полдороги, в ожидании приближения чего-то нового. И сокровищница церковного опыта сообщает нам, что нас ждет.
Врата Пасхи открывают для нас самый радостный период церковного богослужебного года. Светлая Седмица, пасхальное попразднство, затем Вознесение, Пятидесятница... Годовой богослужебный круг – это путь в Царство Пресвятой Троицы, по которому Церковь ведет нас, взяв за руку. Ныне мы вступили в период торжества и ликования. Радость Воскресения Христова должна стать для нас началом внутреннего обновления, которое довершится в день схождения Святого Духа на Церковь. Но перед этим нам нужно благополучно пройти «веселыми ногами» пасхальный путь, не отлучаясь из Иерусалима и готовясь принять силу от Святого Духа Божьего. Постараемся не свернуть с этой дороги и благополучно достигнуть Благословенного Царства, нам уготованного. Об этом и будем просить в эти светлые дни нашего Воскресшего Господа, Которому подобает нескончаемая слава в сем веке и в веки вечные. Аминь!
Христос Воскресе!