Иоанно-Богословский Череменецкий мужской монастырь, построенный в XVI веке, за свою долгую историю подвергался нападению польско-литовских интервентов, после октября 1917-го был закрыт, в 1960-е годы разрушен, и только недавно обитель смогли восстановить.
Череменецкое озеро и одноименный остров, на котором оно расположено, – одно из красивейших, таинственных, тихих и чистых мест в Ленинградской области. Здесь находится Иоанно-Богословский Череменецкий мужской монастырь, к которому в XVIII веке с Большой земли специально проложили дорогу.
Основан благодаря сновидению
На въезде на территорию монастыря нас встречают шлагбаум и пес в будке на привязи, впрочем, вполне дружелюбный. Рядом как-то оказались два старых железнодорожных вагона. Хотя, уезжая, я этому уже не удивлялась: история монастыря – едва ли не самая сложная и трагическая из всех, которые мне приходилось узнавать. Заехав за шлагбаум, на холме видишь два белоснежных храма – церковь Преображения Господня, которой более трехсот лет, и пятиглавый Иоанно-Богословский собор, возведенный совсем недавно на месте старого, построенного в XVI веке и разрушенного 60 лет назад.
Точная дата основания монастыря до сих пор неизвестна, но среди братии принято вести отсчет с покорения Новгорода Иваном III в 1478 году. Именно тогда крестьянин Мокий из деревни Русыня Новгородской губернии, рыбачивший на озере, увидел во сне икону святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Слух об этом дошел до князя, который в то время проходил с дружиной поблизости. Он и повелел основать на этом месте монастырь и назвать его в честь своего небесного покровителя – святого Иоанна.
«В свите князя был зодчий – итальянец Аристотель Фьораванти. Иван III послал его строить храм. В летописи написано, что он на три года пропадал, а он работал здесь. Потом уже в Москве построил собор Успения Богородицы», – рассказывает иеромонах Владимир (Рогачевский).
Скорби, гонения и чудеса обители
С годами обитель разрасталась: церкви, кельи, мельница, скотный двор. В конце XVI века ее захватило польско-литовское войско Стефана Батория, многие деревянные сооружения были сожжены. Позднее монастырь восстановили, на месте деревянных строений появились новые – из камня. В 1707 году возвели каменный храм Преображения Господня, сохранившийся до наших дней.
После октября 1917 года обитель закрыли, а здания отдали сельхозкоммуне «Красный Октябрь». «Храм XVI века – собор Иоанна Богослова – был взорван во времена правления Хрущева», – рассказывает настоятель Иоанно-Богословского монастыря епископ Гатчинский и Лужский Митрофан.
– Есть у меня фотография 1949 года – даже немцы его не тронули, хотя, он уже, конечно, был запущенный, поскольку его закрыли примерно как Псково-Печерский монастырь, в 30-е годы, – продолжает владыка.
В храме Преображения Господня в советский период разместили турбазу и клуб, где устраивали танцы и кинопросмотры. «Храм был расписан художником Чернышовым из Петербурга. Очень красивые были росписи, они у нас сохранились на старых фотографиях, – говорит отец Владимир. –Здесь везде лики святых были, и они мешали танцевать, наверное. Они взяли и забелили эти росписи, а те проявились. Краской закрасили – они вновь проявились. Потом прямо зубилом ободрали».
Возвращение и возрождение
После распада СССР монастырь вернули церкви – в 1992 году усилиями отца Георгия (Минаева) он был оформлен как подворье Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры. «Часть территории он покупал, но в основном она передавалась безвозмездно. Но потрачено было много сил, и мы уже пришли, можно сказать, немножко на готовое», – вспоминает владыка Митрофан. Впервые он был приглашен в Череменецкую обитель в 1997 году вместе с другом, иеромонахом Евфимием, а в начале 1998 года был избран настоятелем монастыря. «С момента прибытия мы с отцом Евфимием, конечно, старались приложить максимальные усилия для того, чтобы возродить сначала духовную жизнь, а потом постараться восстановить то, что было порушено в советское время», – говорит епископ.
В 2007 году по просьбе митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира удалось внести Череменецкий монастырь в перечень памятников истории и культуры, для восстановления которых выделялись государственные средства. «Мы участвовали в этой программе до 2014 года. Удалось восстановить собор полностью, игуменский корпус, трапезную, северный корпус, территорию, – рассказывает владыка Митрофан. – Своими силами мы там и пруды выкопали, и технические помещения построили, гостиницу. Наши друзья и благодетели отреставрировали домики, которые остались от турбазы... Храм Преображенский сами восстанавливали, ездили по разным предприятиям, обращались за помощью. Кто цемент пожертвует, кто кирпич, кто щебень. В основном, конечно, очень много предприятий помогало, в том числе Сланцевский цементный завод, "Белкозин", Лужский абразивный завод».
«Была полная разруха, кроме этого храма. Здесь не было даже пола, настила – земля была. В этом месте печка стояла, – говорит отец Владимир, показывая на угол напротив входа в церковь. – Мы на службу ходили в валенках, и настоятель служил тоже в валенках». Со временем постелили деревянный пол, установили покрытие с подогревом. «Теперь тепло, и когда крестим детей, им комфортно», – добавляет он.
Мечта уйти в монастырь
Иеромонах Владимир (Рогачевский), несущий в монастыре послушания эконома и казначея, вот уже более пятнадцати лет живет в обители. «Мне кажется, я все время здесь был, хотя 25 лет проработал в другой профессии – на эстраде. И наконец исполнилась моя мечта – уйти в монастырь, – говорит он, признаваясь, что думал об этом еще со времен учебы в музыкальном училище при Санкт-Петербургской консерватории. – Когда "окошки" были, мальчишки в "Старую заставу" пить пиво бегали, а я в Никольскую церковь ходил».
Поначалу он собирался стать монахом в Псково-Печерском монастыре, но сын привез в Череменецкую обитель, чтобы отец был ближе. «Я месяца два поначалу мучился, мне не все тут нравилось», – с улыбкой вспоминает отец Владимир. «Оно, видно, после мирских занятий, поэтому я не сразу привык. Месяца через два я влюбился в монастырь, и мне никакой другой больше не нужен», – говорит он.
Включив освещение, отец Владимир подходит к иконе святого апостола Иоанна Богослова, установленной в резном дубовом киоте и защищенной стеклом. «Это самая главная наша икона, чудотворная. Она была здесь всегда, за исключением периода с 30-х годов, когда закрыли монастырь. Увезена была недалеко – в Казанский собор в городе Луга. Мы узнали только в 1998 году, что наша икона сохранилась», – рассказывает он. После этого крестным ходом во главе с митрополитом Владимиром икону принесли в Череменецкую обитель.
Иоанно-Богословский собор, куда позднее переместят икону, возвели строго по старым чертежам всего за 94 дня, включая работы по укладке и укреплению фундамента. Остатки прежнего строения бережно очистили и оставили без изменений, чтобы их могли увидеть все. Сейчас там завершается внутренняя отделка, с которой помогают наемные рабочие и специалисты, но в храме пока нет престола и иконостаса. Основные работы хотят завершить к 21 мая – дню памяти апостола Иоанна Богослова.
На Пасхальную службу в обитель, как обычно, съехались множество жителей окрестных деревень и населенных пунктов. Кто-то приезжает на автомобилях или на велосипеде, кого-то привозят на монастырском автобусе…
Больше молодых
По словам отца Владимира, в последние годы в обители все чаще бывает молодежь. «Дети растут у нас в интересное время, – считает он. – Я уже в 90-х как бы отчаялся, потому что были совсем другие люди, и воспитывались по-другому дети. Очень боялся, что у них станет потребностью такое житье, но слава Богу, этого не произошло».
Отец Владимир уверен, что изменилось все в лучшую сторону. «Я сколько на молодежь ни смотрю, сколько ни общаюсь с ними, они совершенно другие, не как в 90-х. Они мыслят иначе, и о Родине говорят совсем по-другому. Сейчас очень много молодежи, которая понимает, что государство – это мы, и строить его нам. Поэтому они как-то сплотились, что ли… они сами много понимают», – убежден он.
В Череменецкую обитель часто приезжают с экскурсиями, в том числе иностранные граждане – из Великобритании, Германии, Швеции и других стран.
«Это удивительный монастырь», – считает владыка Митрофан. В мае 2018 года обители исполнится 540 лет, и праздничную Божественную литургию братия надеется провести в восстановленном соборе.
Фото: Иоанно-Богословский Череменецкий монастырь; Александра Подервянская / ТАСС