24 апреля армяне всего мира отмечают самую скорбную дату в своей истории: годовщину начала "Великого Злодеяния" – геноцида 1915 года
В конце марта 2018 года в Армении было на удивление тепло и солнечно даже для столь южной широты. Нежная зелень, цветущие сады и столь долгожданные каждым русским человеком после нашей долгой зимы майские запахи. В те дни еще ничто не предвещало апрельских политических волнений. Завершался Великий пост: скромные в своем внутреннем убранстве армянские храмы украшались свежей зеленью, традиционной в канун великого праздника Входа Господня в Иерусалим, на Руси широко известного как Вербное воскресенье.
В те дни мы, участники международной конференции "Традиционные ценности – вызовы современности", собрались в Эчмиадзине – древней духовной столице армян. Тема обсуждения была более чем острой: как наша восточно-христианская цивилизация способна противостоять тому колоссальному внешнему давлению, которое в разной степени затронуло все народы разрушенной столетие назад Империи. Разрушенной в результате исторической катастрофы, одним из прологов к которой стали кровавые события 1915 года, вошедшие в историю как геноцид армян. Той самой катастрофы, о которой в Армении знает каждый младенец, а на многих домах, автомобилях и даже на одежде можно встретить ее скорбный символ – фиолетовую незабудку.
Мы выходим из эчмиадзинского храма святой преподобномученицы Гаянэ (Гаиании) – памятника Всемирного наследия ЮНЕСКО и места погребения нашей общей святой, почитание которой объединяет различающиеся в догматике Армянскую Апостольскую и Поместные Православные Церкви. Воздух свеж и прозрачен: вдали, за турецкой границей, виднеются две вершины Арарата, напоминающие в том числе и о трагических событиях столетней давности.
На пути к трагедии
Историческая память – штука сложная, а порой и причудливая. Каждый русский (по меньшей мере, старшего поколения) знает, пусть зачастую не благодаря урокам истории, а произведениям Лермонтова и Льва Толстого, об Отечественной войне 1812 года. Слава Богу, свежа память о Великой Отечественной войне и еще живы ее последние ветераны. А вот о другой Великой войне, Первой мировой, в советские годы прозванной "империалистической", мы практически ничего не знаем. А еще меньше, чем ничего – о ее Кавказском фронте, поражение русских войск на котором привело к трагическим последствиям для всех народов региона. И самой кровавой стала трагедия армянского народа, потерявшего, по разным подсчетам, до полутора миллионов человек – около половины армян всего мира.
Конечно, истоки геноцида несложно найти в религиозных противоречиях турецкого и армянского народов. Мусульмане против христиан. Но этот ответ слишком прост. И его явно не хватает, чтобы понять смысл случившегося: того, что произошедшее – отнюдь не цивилизационный антагонизм, а прямое порождение современного мира. То, чего нельзя было ожидать в средневековой Османской империи (при всем ее отношении к христианским народам как второразрядным подданным – "зимми"), произошло в период после победы либерально-националистической прозападной Младотурецкой революции 1908 года. Именно на младотурках, сторонниках секуляризации общественной жизни, а вместе с тем – радикальных националистах, лежит основной груз ответственности за геноцид армянского населения Османской империи в годы Первой мировой войны.
Геноцид 1915 года
Армянская трагедия столетней давности изучена историками столь же досконально, как и трагедия еврейского народа в нацистской Германии и на оккупированных ей территориях. Собственно, параллелей между Геноцидом армян и Холокостом очень много. Оба были спровоцированы секулярно-националистической политикой: с одной стороны, как уже говорилось, младотурок, с другой – немецких национал-социалистов. Конечно, подобные трагедии не возникают на пустом месте, и в обоих случаях существовали бытовые межэтнические и межрелигиозные конфликты. Но их перерастание в поистине сатанинскую ненависть людей друг к другу – всецело на совести политиков, подменивших исконные традиции народов секулярно-националистическим симулякром.
Так и в начале Первой мировой войны - после того, как в январе 1915 года Русская императорская армия при поддержке армянских добровольцев одержала решительную победу в Сарыкамышском сражении, младотурецкое правительство в качестве мести организовало массовое уничтожение армян. Началось все с разоружения и убийств армянских военнослужащих османской армии. После этого началась депортация армян из приграничных (прифронтовых) районов, а затем и других мест их компактного проживания в пустынные районы Османской империи. Параллельно 24 апреля (именно поэтому сей день стал символическим) из Константинополя была выслана армянская интеллигенция.
В дальнейшем трагические события нарастали подобно лавине. Даже некоторые османские чиновники были поражены зверствами, происходившими во время депортаций. Приведем лишь одной свидетельство процедуры высылки армян из Трапезунда, приведенное турком Саидом Ахмедом:
Вначале османские чиновники отобрали детей... Мусульмане Трапезунда были предупреждены о смертной казни за защиту армян. Затем отделили взрослых мужчин, заявив, что они должны принять участие в работах. Женщины и дети были высланы в сторону Мосула под охраной и с гарантиями безопасности, после чего мужчины были вывезены за город и расстреляны у заранее вырытых канав. На женщин и детей организовывались нападения "четтес", которые грабили и насиловали женщин, а затем убивали. Военные имели строгий приказ не мешать действиям "четтес". Отобранные дети также были высланы и убиты..."
Впоследствии все очень сильно напоминало гитлеровское "окончательное решение еврейского вопроса". Концлагеря, массовые убийства и еще более массовая гибель от условий содержания. И в итоге – чудовищная трагедия одного из самых древних христианских народов мира. Трагедия, последствия которой сложно оценить в полной мере, но сам факт, что в Армении живет менее трети армян мира, во многом связан с событиями 1915 года. Как с событиями тех лет связано и то, что главный символ всех армян – гора Арарат – находится за пределами Армении.
Непростые выводы
Конечно, иные специалисты возразят: но почему вы не говорите о том, что в те же годы в Османской империи пострадало немало представителей турецкого населения, в том числе, и от рук армянских националистов? А с другой стороны, игнорируете выступления турок в защиту армян? Нет, с этим не поспоришь. Было. А потому мы должны понимать, что факт геноцида – это не повод к исторической непримиримости, к тому, чтобы два древних народа на веки вечные стали врагами. Ведь это, как минимум, было бы не по-христиански. Да и не по-мусульмански.
Главный вывод, который всем нам стоило бы сделать из случившегося: что этническая гордыня – это главная опасность для существования любой древней традиции и любой цивилизации. Мы видим, как на фоне армянской трагедии рухнули две столь разные в частностях империи – Российская и Османская. Обе в той или иной мере наследовали Ромейскому царству – Византии, и обе представляли опасность для тех, кого сегодня мы иронически именуем "нашими западными партнерами". Потому и младотурки, и большевики в одном оказались "близнецами-братьями": посредством гражданских войн и гибели миллионов соотечественников они смогли до основания разрушить два уникальных, основанных на традиционных религиозных основаниях государства-цивилизации.
В канун Дня памяти жертв Геноцида армян в самой Армении снова было беспокойно. Но искренне хочется надеяться, что у чад этого древнейшего христианского государства хватит исторической памяти и мудрости не наступать на грабли, на которых уже вдоволь оттоптались многие народы нашей империи. Надеюсь, освободившись от столь опостылевших коррупционеров, армяне, подобно малороссам, не допустят в высокие кабинеты либеральных "евроинтеграторов", чье умение грабить собственный народ никому не нужно доказывать.
Храни тебя Бог, цветущая Армения! Христос Воскресе!