Что наша жизнь – игра.
(Опера «Пиковая дама).
Замечательная статья протодиакона д.и.н. Владимира Василика наводит на печальные размышления о нашей современной действительности.
Когда развлекались аристократы России, Франции, Германии, то это еще не было национальной катастрофой. Конечно, это было болезненно: проигрывались десятки, а то и сотни тысяч рублей, целые имения, ломались судьбы крестьянских семей и отдельных крестьян, которых беспутные помещики продавали за карточные долги. Возьмем эпизод из «Бесов», когда «либерал-идеалист» Степан Трофимович Верховенский проигрывает в карты своего слугу Федьку, и тот становится каторжником и убийцей. Отметим, что припоминают этот поступок Степану Трофимовичу в самый неподходящий для него момент, когда он взялся было отстаивать высшие ценности перед революционерами-нигилистами:
«Степан Трофимович! – радостно проревел семинарист. – Здесь в городе и в окрестностях бродит теперь Федька-каторжный, беглый с каторги. Он грабит и недавно еще совершил новое убийство. Позвольте спросить: если б вы его пятнадцать лет назад не отдали в рекруты в уплату за карточный долг, то есть попросту не проиграли в картишки, скажите, попал бы он в каторгу? резал бы людей, как теперь, в борьбе за существование? Что скажете, господин эстетик?»
В истории дворянских семей можно найти немало душераздирающих рассказов о том, как молодые (и не очень) офицеры проигрывали все свое состояние, или даже казенные капиталы, и пускали себе пулю в лоб. Но в целом русский народ и иные народы исторической России не были втянуты в этот игровой дьявольский круг, они жили трудовой богоугодной жизнью, ими жило и строилось государство Российское.
Если обратиться к современности, то положение можно определить как катастрофическое.
Посмотрите на наше общество. В трудовых, интеллигентных семьях дети, а часто и родители часами проводят за компьютерными играми, которые, как наркотик, овладевают умами миллионов наших граждан. Последствия весьма печальны. Школьные задания, уроки откладываются в долгий ящик, в лучшем случае что-то делается в последнюю минуту. Коэффициент полезного действия такой учебы равен нулю. Человек (в частности, школьник) теряет самый драгоценный свой капитал – время. И жизнь его вылетает в пустоту, как прекрасно показал о. Владимир.
Другим вредным последствием игромании является потеря навыков чтения среди многих школьников. Выработанный инстинкт мгновенной ловли изображения, иллюзия целостного знания убивает навык неспешного аналитического чтения, размышления над прочитанным. В результате многие школьники знакомятся с классическими произведениями лишь благодаря экранизациям. Хорошо, если это советская киноклассика, а если это современная дрянь, типа «Русского бунта» (1995 г.) или «Похождений Чичикова»? Далее, восприятие только звукового текста лишает школьника возможности повышать свою грамотность, познавать глубины русской орфографии. Более того, человек становится заложником визуального образа, который завораживает, подавляет в нем способности критического анализа информации, в то время как книга дает возможность спокойного осмысления текста. Деструктивное действие визуального образа еще более усиливается в игре, которая создает иллюзию диалога и к тому же возбуждает азарт, сильные ощущения, которых будто бы так недостает в серой действительности. В результате игроман «отрекается от старого мира» и уходит в мир виртуальный. Как говорится, «ушел в Интернет и не вернулся». Последствия этого трагичны.
Вот случай с мальчиком в Свердловске, который, оказавшись без присмотра родителей, проиграл 15 часов подряд, получил инсульт и от инсульта умер.
Игроман десоциализируется. Достаточно вспомнить печальные истории о детях, которые уже не могут ходить в школу, а сидят дома и тупо тыкают одни и те же клавиши. Или совершенно правдивый рассказ об одном молодом человеке, который бросил работу из-за игр, наспех перекусывал и ходил в туалет только во время перезагрузки компьютера. В религиозных радио- и телевизионных программах все чаще можно слышать такой вопрос: «Батюшка, что делать? У нас трое детей, а муж не работает. Все время он проводит в компьютерных играх». Что могло заставить мужчину забыть о своей совести, достоинстве, чести, отцовском долге?
И еще. В прошлое уходят дворовые игры – прежние футбольные и волейбольные команды. Теперь дети не играют друг с другом: они играют с компьютером. Можно, конечно, сказать, что есть командные компьютерные игры, но это совершенно не то. Они не развивают чувство локтя, не закладывают прочную дружбу. Кого они способны воспитать?
Игроман теряет способность нормально общаться с людьми
Игроман теряет способность нормально общаться с людьми, прежде всего, с близкими. Когда они пытаются вернуть его в реальный мир, он отвечает им агрессией, доходящий до нанесения телесных повреждений, а то и до убийства.
В процессе целого ряда игр человеческое сознание погружается во тьму совершенно иного мира – злобы, убийств, гордыни, использования совершенно нереальных для человека возможностей. Человек, ничего не делая, воображает, что он – титан, которому все подвластно, появляется навязчивое желание стать всемогущим и богатым, и в конце концов он сходит с ума, следуя за пушкинским героем Германном. Наши психиатрические больницы за последние 20–30 лет пополнились таким количеством пациентов, которое мы не могли даже представить в 1940–50-е годы, несмотря на пережитое тяжелое время Великой Отечественной войны.
Думается, причина лежит во многом в наших общественных условиях, и прежде всего – в отсутствии будущего, вернее, перспективы. В советское время постоянно звучал рефрен: «светлое будущее, счастливое будущее». Сейчас его даже не обещают. Лозунгом современности стало: «Бери от жизни все (так и хочется добавить – что плохо лежит), здесь и сейчас». И эта идеология потребительства в настоящем полностью соответствует мерцающему экрану с его дьявольским призывом: «Насладись сейчас, уступи соблазну, немедля испытай сильные ощущения, а там будь что будет». В советское время у людей было чем наполнить свою жизнь и без богатства и азарта. В бесовский круг наживы и игры втягивались те, кто по натуре не мог без этого. Сейчас в этот водоворот втягивается все общество. И это целиком соответствует антихристианской природе капитализма. Генри Форд, выступая перед учениками воскресной (!) школы, так и заявил: «Чтоб достигнуть успеха в бизнесе, страсть к деньгам надлежит довести до кипения!» А страсть к деньгам неразрывно связана со страстью к игре, с игроманией. Не случайно же говорят об «игре на бирже».
Лозунгом современности стало: «Бери от жизни все, здесь и сейчас»
Однако не только социальные, но и духовно-нравственные причины присутствуют в феномене игромании. Природа не терпит пустоты. Как точно отметил А.С. Пушкин в «Пиковой даме», нравственное пространство человека не вмещает двух идей одновременно. Человеческая душа всегда наполнена информацией или эмоциями. Содержание человеческого сознания зависит, во-первых, от внешних информационных потоков, а во-вторых – от способности человека дифференцировать и контролировать их. Если психологические доминанты человека основаны на вере, совести, доброте, нравственной чистоте, любви к прекрасному, способности к самопожертвованию, то он сумеет отсечь от себя потоки деструктивной информации. И наоборот, если его психологические доминанты базируются на эгоизме, похоти, воле к насилию, гордыне, любви к нравственной грязи, то эти потоки будут с жадностью впитываться его душой и проводить свою разрушительную деятельность. И, к сожалению, число таких людей умножается, в связи с современной массированной пропагандой безверия, гедонизма, разврата.
Под влиянием вложенных в компьютерные игры деструктивных смыслов реализуются патологические, агрессивные проявления сознания, они начинают доминировать над здравым смыслом и даже над инстинктом самосохранения, происходит торможение жизненно важных защитных функций коры головного мозга, а возможно, и подкорковых центров. Возникает доминанта агрессивного начала. Человек как будто не принадлежит себе: злоба, ненависть, желание все крушить вокруг – вот результат воздействия виртуальных игр, рано или поздно это переходит в реальную действительность и заканчивается противоправными, противоестественными действиями человека, попавшего в сети виртуальной игры. Иногда даже у вполне законопослушного человека под влиянием виртуальной жестокости игр просыпаются агрессивные инстинкты, своеобразные «наследия первородного греха», до поры до времени как бы «спящего» под влиянием воспитания. Нередко и те, и другие попадают за решетку. О них презрительно говорят: «Доигрался».
Однако доигрался не только он. С игроманом явно играют темные силы. И тут следует вспомнить слова о. Владимира в его статье:
«Темные силы охотно протягивают руку Германну, но только для того, чтобы посмеяться над ним. В первый и во второй раз они обеспечивают ему безусловную победу, в третьем – позорный разгром».
Поднимаясь на уровнях игры, игрок одновременно спускается в преисподнюю
Точно так же и с современными игроманами, которые, в отличие от Германна, чаще всего «играют не из денег, а только вечность проводить». Дьявол вначале дает им иллюзию счастья, могущества, а потом «подсаживает на иглу», как опытный наркоделец. Игроман требует все более сильных ощущений и все большего времени за игрой. Поднимаясь на уровнях игры, игрок одновременно спускается круг за кругом в преисподнюю. Ему уже мало просто стрельбы, нужна стрельба с кровью. Потом и ножичком хочется поорудовать, почувствовать, пусть и виртуально, как нож входит в живую плоть. Как сказал Тертуллиан, смотреть на убийство – все равно, что участвовать в нем. Соответственно, игрок в некоторые компьютерные игры становится потенциальным убийцей, как минимум духовным. И им овладевают бесы злобы, кровопролития и агрессии. Не случайно такие игроманы бросаются на своих близких, подчас с ножом в руках. Потому что по своему духовному уровню они вполне созрели для седьмого круга Дантова ада, где караются убийцы. А потом – катастрофа. Либо внешняя, либо внутренняя – духовная.
Современная игровая индустрия наполнена антихристианской символикой: из целого ряда компьютерных игр торчат рога, копыта, хвосты, магические пентаграммы и гексаграммы. Часто сама по себе игра вводит в мир магического зазеркалья, где человек приобщается к некоей «тайной магии», временами якобы светлой, а по большей части – откровенно темной. И поэтому нечего удивляться, что впоследствии игроманы составляют компанию пушкинскому Германну в психиатрической больнице, неся в себе не столько умственное, сколько духовное повреждение.
Возникает вопрос: как преодолеть игроманию? Вряд ли можно дать на это однозначный ответ. Конечно, ряд административных мер необходим, только кто их будет предлагать и проводить в жизнь, если сами депутаты Государственной Думы на заседаниях режутся в компьютерные игры на своих смартфонах? По-видимому, здесь нужны такие же комплексные меры, как и в преодолении алкогольной, наркологической и табакозависимости.
Для преодоления этого порока необходимы глубокие общественные перемены, прежде всего, на духовном уровне. Необходим отказ от сознания «здесь и сейчас», требуется воссоздание чувства перспективы – будущего и, шире, вечности, в которой каждый из нас ответит пред Богом за все, что мы сделали или не сделали в этой жизни. Необходимо возрождать «роскошь человеческого общения», говоря языком А. Сент-Экзюпери, отвлечь наше внимание от куска железа и суррогатных собеседников, за ним стоящих, и вернуться к живым людям. И прежде всего – к нашим детям. Большим грехом с нашей стороны становится желание от них отвязаться, включить компьютер или телевизор, чтобы они нам не надоедали, дали отдохнуть. В результате подобных мелких отказов и измен мы приходим к крупным провалам: мы становимся ненужными собственным детям. Поэтому, дорогие читатели, спешите за общением к реальным друзьям, а не к «компьютерным френдам», поспешайте к реальным делам, а не виртуальным подвигам! Дорогие родители, торопитесь общаться с вашими детьми, насыщайте их самым лучшим из ваших духовных богатств – родительской любовью – и сами насыщайтесь их теплом, добротой и доверчивостью. Старайтесь, чтобы им было с вами интересно, чтобы вы жили с ними единой жизнью. Только так мы можем избавиться от страшного зла ХХ–ХХI в. – игромании.
После таких статей испуганные мамы и бабушки гонят детей от компьютеров, пока они не плюнут и не пойдут играть к другу. Игры - один из видом современного досуга. Не нравится, предложите детям более интересные(для них!) занятия. Это кстати вполне возможно и нужно делать. Игра комп. не должна быть главным развлечением, но почему может быт одним из них, второстепенным. И это задача родителей. Кроме того можно же советовать хорошие игры.